Учебник: Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово- учебник», 2012.
Цель урока: Формирование представлений о совести, как важнейшей нравственной ценности.
Урок построен в техноогии деятельностного метода. Выстроена фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. На уроке используются литературные произведения: А.Л.Барто «Совесть» и А.Гайдара «Совесть».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ ( модуль: Основы светской этики) Тема урока "Совесть" »
Технологическая карта урока
Предмет
ОРКСЭ ( модуль: Основы светской этики)
Класс
4
Учитель
Яманаева Е.Т.
Школа
Красноярская основная общеобразовательная школа
Тема урока
Совесть
Технология
Технология деятельностного метода
Тип урока
Открытие новых знаний
Цель урока
Формирование представлений о совести, как важнейшей нравственной ценности
Задачи, направленные на достижение метапредметных, личностных результатов
1.(регулятивные УУД) учить определять тему урока и ставить цель, сохранять учебную задачу
2.(личностные УУД) формировать умение осуществлять самооценку, адекватно воспринимать оценку своей деятельности, прививать интерес к уроку, развивать познавательную мотивацию
3.(коммуникативные УУД) развивать умение слушать, понимать и принимать речь других, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности
4. (познавательные УУД) учить ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения, владеть навыками смыслового чтения, использовать знаково- символические средства
Планируемые результаты
1.(регулятивные УУД) под руководством учителя определяют тему урока, ставят цель
2.(личностные УУД) обучающиеся оценивают себя, используя критерии, адекватно воспринимают оценку своей деятельности, проявляют интерес к деятельности, сообщают о своей познавательной мотивации
3.(коммуникативные УУД) обучающиеся высказывают свои мысли, слушают, понимают и принимают речь других, договариваются, приходят к общему решению в совместной деятельности
4. (познавательные УУД) обучающиеся ориентируются в учебнике, отвечают на вопросы, выполняют мыслительные операции анализа и синтеза, делают умозаключения, владеют навыками смыслового чтения, используют в работе знаково- символические средства
Ресурсы:
1.Учебник: Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово- учебник», 2012.
2.
3.
4. Компьютер, проектор
5.Музыкальный диск
Организация пространства
Фронтальная работа, парная, групповая, индивидуальная работа
Этапы урока
Блоки
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
I. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности
Организационный, мотивационный
1.Организует начало урока:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Проговаривают с учителем стихотворение, настраиваются на работу.
2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность:- Урок «Основы светской этики». А где вы уже использовали знания, полученные на наших уроках?
Высказывают свои мысли
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
1.Проводит фронтально актуализацию знаний:
1) Дайте объяснение, что такое «порядочность».
2) Приведите примеры, которые вам удалось найти в жизни или в художественной литературе.
2. Проводит рефлексию: самооценку, взаимооценку.
Вступают в диалог с учителем, приводят примеры по заданию, осуществляют самооценку (самостоятельно или с чьей-то помощью выполнил задание),
взаимооценку ( показывают карточки 0, 1, 2)
/0-пример знакомый, 1-пример удачный,
2-превосходный пример/
2. Предлагает работу в паре.Проводит актуализацию правил сотрудничества.
(Даётся стихотворение А.Л.Барто «Совесть» без названия. Приложение 1)
1.Повторяют правила работы в паре.
2. Работают по плану:
1)Прочитайте стихотворение А.Л.Барто.
2)Подумайте, как она его озаглавила.
III.
Выявление места и причины затруднения
1. Выслушивает детей. Подводит к понятию «совесть». (Наводящие вопросы: Какую ночь уже мальчик плохо спит? Почему? Что его мучает?) Открывает название. Спрашивает, как они понимают это слово. Выводит на тему урока и цель (записывает на доске).
1.Читают, сообщают свои варианты.
2.Вступают в диалог с учителем.
3.Называют тему урока: «Совесть»,
определяют цель урока (ожидаемый результат): «узнаем, что такое совесть»
рефлексивный
2. Просит оценить свою работу в паре:
активность, доброжелательность
Оценивают свою активность по шкале: А Д
(поставить знак на нужной высоте)
IV.Построение проекта выхода из затруднения
Помогает спланировать деятельность (как подсказка-положить детям таблицу для следующей работы ) (Приложение 2)
-Как мы этой цели будем добиваться? Какие вопросы вас интересуют? Какие у нас есть средства, способы деятельности?
Записывает план на доску:
1.Что такое совесть?
2.Можно ли тренировать совесть?
3.Что значит «поступать по совести»?
Вступают в диалог, могут выделить вопросы по таблице:
1.Что такое совесть?
2.Можно ли тренировать совесть?
3.Что значит «поступать по совести»?
V.Реализация построенного проекта
1.Предлагает заполнить каждому таблицу с отметками: «знаю», «хочу узнать», а колонку «узнал» -оставляет на конец урока.
Индивидуально заполняют таблицы.
2.Огранизует работу по 1 пункту плана: предлагает поработать в группе- познакомиться с рассказом А.Гайдара «Совесть», заполнить схему.
(Приложение 3)
Читают текст в парах, обсуждают в группах, заполняют лист со схемой –характеристикой главной героини –Нины.
3.Проводит анализ:
-Расскажите о Нине (схема создается на доске: дети из групп по очереди вписывают слова- характеристики)
-Оцените поступок Нины.
-Почему же Нина заплакала?
- Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»?
Выступают, вписывают слова (1.безответственная, 2.хитрая 3.беззаботная 4.весёлая,5. догадливая, 6.шутливая 7.заботливая 8.стыдливая ), отвечают на вопросы учителя.
4. Помогает сделать вывод, что такое совесть:
- просит объяснить своими словами,
- подталкивает поработать со словарями,
- предлагает найти объяснение в учебнике
Заслушивает, помогает выразить свои мысли. Дополняет: «При этом человек сам решает, хорошо или плохо он поступил. Если плохо, то он переживает, его мучают угрызения совести»
Ищут своё объяснение, ищут помощи в словаре С.И.Ожегова: «Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми», ищут объяснение в учебнике- с. 26-27
5. Организует работу по 2 пункту плана: работа в парах по учебнику-с. 27-28.
Организует заполнение схемы на доске: Как тренировать совесть?
Знакомятся с материалом, отвечают на вопросы учителя, заполняют схему (Приложение 4)
(учиться говорить правду, учиться признавать свои ошибки, учиться просить прощения, учиться прощать)
5. Организует работу по 3 пункту плана ) фронтальная работа). Сообщает, что в отношениях с людьми очень важно поступать по совести. Дети большую часть времени проживают в школе. Учитель предлагает составить кодекс взаимоотношений в классе (запись на на листочке, вывесить в классный уголок)
Выступают с предложениями, ведут запись листочке, вывешивают в классе.
(уважать, заботиться, помогать, понимать,…)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Предлагает в парах собрать пословицы, объяснить их смысл, сделать вывод, как наши предки относились к совести. (Приложение 5)
Собирают, поясняют смысл, делают вывод.
VII.Самостоятельная работа
Индивидуальная работа с текстом «Поступок Гены» -с. 32-33
Читают, участвуют в обсуждении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СОВЕСТЬ (А.Л. Барто)
Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу ее теперь,
Везде ее ищу.
Из-за нее
Вторую ночь
Все повторяется
Точь-в-точь,
Во сне, как наяву:
Я прогоняю кошку прочь,
Я прогоняю кошку прочь,
Потом опять зову.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вопрос
Знаю
Хочу узнать
Узнал
1. Что такое совесть?
2. Можно ли тренировать совесть?
3. Что значит поступать по совести?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Аркадий ГАЙДАР
Совесть
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
1940
Подберите прилагательные, которые характеризуют Нину,
и запишите их в том порядке, в котором они действуют в рассказе.
4
3
2
5
Нина
1
6
8
7
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Как тренировать совесть?
Пословицы
Cовесть без зубов грызёт.
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
У него совесть в рукавичках ходит.
У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.