kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОРКСЭ ( модуль: Основы светской этики) Тема урока "Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОРКСЭ ( модуль: Основы светской этики), 4 класс.  Тема урока "Совесть".

Учебник: Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово- учебник», 2012.

Цель урока: Формирование представлений о совести, как важнейшей нравственной ценности.

Урок построен в техноогии деятельностного метода.  Выстроена фронтальная, парная, групповая,  индивидуальная работа. На уроке используются литературные произведения: А.Л.Барто «Совесть»  и А.Гайдара «Совесть».  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ ( модуль: Основы светской этики) Тема урока "Совесть" »

Технологическая карта урока

Предмет

ОРКСЭ ( модуль: Основы светской этики)

Класс

4

Учитель

Яманаева Е.Т.

Школа

Красноярская основная общеобразовательная школа

Тема урока

Совесть

Технология

Технология деятельностного метода

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Формирование представлений о совести, как важнейшей нравственной ценности

Задачи, направленные на достижение метапредметных, личностных результатов

1.(регулятивные УУД) учить определять тему урока и ставить цель, сохранять учебную задачу

2.(личностные УУД) формировать умение осуществлять самооценку, адекватно воспринимать оценку своей деятельности, прививать интерес к уроку, развивать познавательную мотивацию

3.(коммуникативные УУД) развивать умение слушать, понимать и принимать речь других, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности

4. (познавательные УУД) учить ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения, владеть навыками смыслового чтения, использовать знаково- символические средства

Планируемые результаты


1.(регулятивные УУД) под руководством учителя определяют тему урока, ставят цель

2.(личностные УУД) обучающиеся оценивают себя, используя критерии, адекватно воспринимают оценку своей деятельности, проявляют интерес к деятельности, сообщают о своей познавательной мотивации


3.(коммуникативные УУД) обучающиеся высказывают свои мысли, слушают, понимают и принимают речь других, договариваются, приходят к общему решению в совместной деятельности


4. (познавательные УУД) обучающиеся ориентируются в учебнике, отвечают на вопросы, выполняют мыслительные операции анализа и синтеза, делают умозаключения, владеют навыками смыслового чтения, используют в работе знаково- символические средства

Ресурсы:


1.Учебник: Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово- учебник», 2012.

2.

3.

4. Компьютер, проектор

5.Музыкальный диск

Организация пространства

Фронтальная работа, парная, групповая, индивидуальная работа



Этапы урока

Блоки

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

I. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности

Организационный, мотивационный

1.Организует начало урока:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Проговаривают с учителем стихотворение, настраиваются на работу.

2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность:- Урок «Основы светской этики». А где вы уже использовали знания, полученные на наших уроках?

Высказывают свои мысли

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии


1.Проводит фронтально актуализацию знаний:

1) Дайте объяснение, что такое «порядочность».

2) Приведите примеры, которые вам удалось найти в жизни или в художественной литературе.

2. Проводит рефлексию: самооценку, взаимооценку.

Вступают в диалог с учителем, приводят примеры по заданию, осуществляют самооценку (самостоятельно или с чьей-то помощью выполнил задание),

взаимооценку ( показывают карточки 0, 1, 2)

/0-пример знакомый, 1-пример удачный,

2-превосходный пример/


2. Предлагает работу в паре. Проводит актуализацию правил сотрудничества.

(Даётся стихотворение А.Л.Барто «Совесть» без названия. Приложение 1)

1.Повторяют правила работы в паре.

2. Работают по плану:

1)Прочитайте стихотворение А.Л.Барто.

2)Подумайте, как она его озаглавила.

III.

Выявление места и причины затруднения


1. Выслушивает детей. Подводит к понятию «совесть». (Наводящие вопросы: Какую ночь уже мальчик плохо спит? Почему? Что его мучает?) Открывает название. Спрашивает, как они понимают это слово. Выводит на тему урока и цель (записывает на доске).

1.Читают, сообщают свои варианты.

2.Вступают в диалог с учителем.

3.Называют тему урока: «Совесть»,

определяют цель урока (ожидаемый результат): «узнаем, что такое совесть»


рефлексивный

2. Просит оценить свою работу в паре:

активность, доброжелательность

Оценивают свою активность по шкале: А Д

(поставить знак на нужной высоте)



IV.Построение проекта выхода из затруднения


Помогает спланировать деятельность (как подсказка-положить детям таблицу для следующей работы ) (Приложение 2)

-Как мы этой цели будем добиваться? Какие вопросы вас интересуют? Какие у нас есть средства, способы деятельности?

Записывает план на доску:

1.Что такое совесть?

2.Можно ли тренировать совесть?

3.Что значит «поступать по совести»?


Вступают в диалог, могут выделить вопросы по таблице:

1.Что такое совесть?

2.Можно ли тренировать совесть?

3.Что значит «поступать по совести»?

V.Реализация построенного проекта


1.Предлагает заполнить каждому таблицу с отметками: «знаю», «хочу узнать», а колонку «узнал» -оставляет на конец урока.

Индивидуально заполняют таблицы.


2.Огранизует работу по 1 пункту плана: предлагает поработать в группе- познакомиться с рассказом А.Гайдара «Совесть», заполнить схему.

(Приложение 3)

Читают текст в парах, обсуждают в группах, заполняют лист со схемой –характеристикой главной героини –Нины.


3.Проводит анализ:

-Расскажите о Нине (схема создается на доске: дети из групп по очереди вписывают слова- характеристики)

-Оцените поступок Нины.

-Почему же Нина заплакала?

- Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? 

Выступают, вписывают слова (1.безответственная, 2.хитрая 3.беззаботная 4.весёлая,5. догадливая, 6.шутливая 7.заботливая 8.стыдливая ), отвечают на вопросы учителя.



4. Помогает сделать вывод, что такое совесть:

- просит объяснить своими словами,

- подталкивает поработать со словарями,

- предлагает найти объяснение в учебнике

Заслушивает, помогает выразить свои мысли. Дополняет: «При этом человек сам решает, хорошо или плохо он поступил. Если плохо, то он переживает, его мучают угрызения совести»

Ищут своё объяснение, ищут помощи в словаре С.И.Ожегова: «Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми», ищут объяснение в учебнике- с. 26-27



5. Организует работу по 2 пункту плана: работа в парах по учебнику-с. 27-28.

Организует заполнение схемы на доске: Как тренировать совесть?

Знакомятся с материалом, отвечают на вопросы учителя, заполняют схему (Приложение 4)

(учиться говорить правду, учиться признавать свои ошибки, учиться просить прощения, учиться прощать)



5. Организует работу по 3 пункту плана ) фронтальная работа). Сообщает, что в отношениях с людьми очень важно поступать по совести. Дети большую часть времени проживают в школе. Учитель предлагает составить кодекс взаимоотношений в классе (запись на на листочке, вывесить в классный уголок)

Выступают с предложениями, ведут запись листочке, вывешивают в классе.

(уважать, заботиться, помогать, понимать,…)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Предлагает в парах собрать пословицы, объяснить их смысл, сделать вывод, как наши предки относились к совести. (Приложение 5)


Собирают, поясняют смысл, делают вывод.




VII.Самостоятельная работа


Индивидуальная работа с текстом «Поступок Гены» -с. 32-33

Читают, участвуют в обсуждении.











ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СОВЕСТЬ (А.Л. Барто)

Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу ее теперь,

Везде ее ищу.

Из-за нее

Вторую ночь

Все повторяется

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?




2. Можно ли тренировать совесть?




3. Что значит поступать по совести?








ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Аркадий ГАЙДАР

Совесть



Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

1940











Подберите прилагательные, которые характеризуют Нину,

и запишите их в том порядке, в котором они действуют в рассказе.



4

3





2

5

Нина





1



6





8

7





ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Как тренировать совесть?







Пословицы

Cовесть без зубов грызёт.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

У него совесть в рукавичках ходит.

У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

Добрая совесть не боится клеветы.

Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука.

В ком есть стыд, в том есть и совесть.

Глаза не на месте – совесть не чиста.

За совесть да за честь хоть голову снесть.

Как ни мудри, а совести не перемудришь.

Когда совесть раздавали, его дома не было.

Не на страх, а на совесть.

Совесть – тысяча свидетелей.

Нечистая совесть спать не даёт.

Подпись судейская, а совесть лакейская.

Платье чёрненько, да совесть беленька.

У него совесть – как голенище, а рыло в пуху.

Про его совесть можно писать повесть.

Совесть не сосед: от неё не уйдёшь.

У него совесть – что розвальни: садись да катись.

У него совесть – дырявое решето.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ОРКСЭ ( модуль: Основы светской этики) Тема урока "Совесть"

Автор: Яманаева Елена Тимофеевна

Дата: 11.08.2015

Номер свидетельства: 224899

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaorksemodulsvietskaiaetikapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "293156"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455427667"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему :"Совесть.Долг" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-orkse-v-4-klassie-na-tiemu-soviest-dolgh"
    ["file_id"] => string(6) "160437"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422037716"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiektzaniatiiapoorksemodulpravoslavnaiakulturapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "268951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450718193"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "ОРКСЭ "Долг и совесть" 4 класс УМК "Школа 2100""
    ["seo_title"] => string(37) "orksedolghisoviest4klassumkshkola2100"
    ["file_id"] => string(6) "283064"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453787008"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства