kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме "Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:

помочь учащимся осознать чувство совести  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть».

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами  родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление  в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи,соотношение  поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, развитие рефлексии « чистая совесть», согласование принятых решений друг с другом.

Формы организации познавательной деятельности:

  • Работа в парах;
  • Фронтальная.

 

Оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, карточки, толковые словари, тексты, презентация по теме урока, учебное пособие «Основы религиозных культур  и светской этики. Основы православной культуры» А.Кураева, рабочая тетрадь к пособию.

Просмотр содержимого документа
«конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме "Совесть"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа









Конспект занятия на тему

«Совесть»

Учитель начальных классов

Кавалерист Нина Алексеевна





С.Алексеевка

2015 г.



Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:

помочь учащимся осознать чувство совести как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть».

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, развитие рефлексии « чистая совесть», согласование принятых решений друг с другом.

Формы организации познавательной деятельности:

  • Работа в парах;

  • Фронтальная.


Оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, карточки, толковые словари, тексты, презентация по теме урока, учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» А.Кураева, рабочая тетрадь к пособию.

Ожидаемые результаты:

•Учащиеся смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.



Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее,

ты можешь скрыться, так как, скрывшись

от других, ты не скроешься от своей совести.
Исократ





Сценарий урока




  1. Психологический настрой на урок.

( Тихо звучит мелодия Роберта Паттинсона «Музыка для релаксации»)


-Добрый день, дорогие мои четвероклассники! Я рада приветствовать на очередном занятии курса «Основы религиозных культур и светской этики». Я знаю, что вы всегда с нетерпением ожидаете нашей встречи. Надеюсь, что сегодня наша работа будет познавательной и увлекательной.


Пусть этот день несет нам

Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.


  1. Работа в парах. Определение темы занятия.

Учитель. Разгадав кроссворд, сделайте предположение, о чём мы будем говорить на занятии. (на каждой парте карточка с кроссвордом «Совесть») (Приложение 1)

СЛАЙД № 2

  1. Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».

  2. Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?

  3. Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.

  4. Недоброе чувство, мысль или дело.

  5. Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.

  6. Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.

  7. Состояние полной, высшей радости.

СЛАЙД №3

-Назовите ключевое слово кроссворда.

СОВЕСТЬ

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

Что такое совесть?

Нужна ли она человеку?

Что значит поступать по совести?


- Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.

СЛАЙД №4


III. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.


Чтение стихотворения подготовленным учеником.


Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.


Учитель: Совесть…У кого-то она есть. Кто-то ее потерял. Кому-то она не дает спокойно жить ... Кто она вообще такая, эта совесть? Нужна ли она современному человеку? Вопрос не из легких. Прежде всего, надо разобраться, что такое совесть.




1) Моделирование понятия “совесть”. (Приложение 2)

Перед вами афоризмы (на карточках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Афоризмы:

  • «Совесть – это правильный суд доброго человека». (Аристотель)

  • «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».(Антуан де Сент-Экзюпери)

  • «Закон, живущий в нас, называется совестью». (Кант И.)

  • «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких». (Суворов А. В.)

  • «Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце». (Пушкин А. С.)


Учитель предлагает учащимся определить значение слова «совесть».

Ответы фиксируются на доске.

2) Работа с учебником. Стр.48

- Прочитайте первый абзац статьи в учебнике. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

- Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

- С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

3) Работа с толковыми словарями В.Н.Даля, С.И.Ожегова.


«СОВЕСТЬ - внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла». (В.Н.Даль )

«СОВЕСТЬ - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». (С.И.Ожегов ) СЛАЙД №5

-Как вы понимаете значение слова «СОВЕСТЬ»?


СЛАЙД №6

4) Физминутка ( под мелодию «Солнышко лучистое»)

5) Рассказ учителя «Зачем человеку совесть?»


Зачем человеку совесть? Для того, чтобы лучше чувствовать себя в обществе людей. Хотя иногда люди говорят, что человек без совести – это счастливый человек, потому, что ему легко живется. Мол, ни за что не переживает. На самом деле человеку бессовестному живется очень трудно. Он совершает поступки, которые не нравятся другим людям. Но сам он этого не замечает. Люди относятся к нему все хуже и хуже. А он делает вид, что не обращает внимания на чужое мнение о себе. Так, постепенно, человек превращается в циника.

«ЦИНИЗМ – это отрицательное отношение к общепринятым нормам нравственности».

Циники открыто пренебрегают этими нормами. И их совесть молчит. Люди не любят циничных людей. Порядочный человек с циником общаться не будет. Значит, у циника есть возможность общаться только с такими же, как он сам.

Опасность стать циниками подстерегает многих. И это происходит незаметно. Для того чтобы не случилось, нужно почаще задавать себе простые вопросы: а прав ли я?

Тогда, быть может, совесть не дремала. Она бы стала тем внутренним судьей, внутренним законом, который вовремя подсказывает: можно - нельзя, делай - не делай, твое – не твое, не обидь, защити, и даже спаси.

Вывод. Так нужна ли человеку совесть? Зачем?

Ответы детей.


6) Обсуждение ситуации

Учитель: Прочитайте притчу и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи?»

(Приложение 3)

Притча о покупки совести

В далёкие, далёкие времена жили два соседа, назовем их богач и бедняк. И если посмотреть на первый взгляд, то видно, что у богача было всё: красивый дом, ухоженный сад, работники, хорошая одежда и еда. Но у него не было самого главного - СОВЕСТИ. Ему так все вокруг и говорили: « Нет у тебя совести».

А что же с бедняком?? Не дом, а лачуга; не сад, а трущобы; голодные жена и дети. Но вот совесть у него была. Окружающие его люди не могли нахвалиться: «Вот человек, у которого есть совесть».

И вот однажды богачу захотелось купить совесть. Но как? Он решил, что вся проблема в его деньгах, поэтому он решил всё продать, походить по свету и купить совесть. Много ли мало времени ходил богач, но ничего у него так и не вышло. В одной местности люди не слышали о совести ничего, в другой на его вопрос можно ли купить совесть, отвечали, что самим надо. Третьи, молча, провожали удивлённым взглядом. Поняв, что ничего у него с покупкой совести не выйдет, решил вернуться к себе на родину и узнать у бедняка, раз никто ему больше не мог помочь.

Придя к бедняку, он предложил все свои деньги, взамен на совесть. Бедняк улыбнулся, не взяв денег, ответил: "Совесть купить нельзя, её нельзя обменять, украсть, взять в аренду. Совесть можно только воспитать в себе, причём долгим усердием. Богач так и не понял, почему Бедняк, не взяв денег, открыл ему такой дорогостоящий секрет, который не открыл ему никто во всём мире.


- Можно ли купить совесть? А где же её взять? (Ответы детей)


IV. Творческое применение знаний.

СЛАЙД № 7

1. Портрет совестливого человека (Метод неоконченных предложений) (Приложение 4)

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

  3. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

  4. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

  5. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

  6. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

  7. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

2. Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

  • Было ли стыдно за свои поступки?

  • Всегда ли вы поступали по совести?

3. Физминутка

4. Упражнение «Найди пару и установи соответствие» (Приложение 5)

СЛАЙД №8


5. Работа в парах. «Собери пословицы и поясни, когда и почему так говорят» (Приложение 6)


СЛАЙД №9



V. Обобщение по теме занятия.

СЕКВЕЙН СЛАЙД №10 (Приложение 7)


СЛАЙД №11

(Предполагаемые ответы)


VI. Рефлексия.

Учитель: - Ребята, по вашему мнению, вы выполнили сегодня поставленные перед собой цели?

(Ответы детей)


Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?


Учитель: - Оцените, пожалуйста, работу на занятии. Каждый из вас должен “выстрелить” в мишень 4 раза (в каждую четверть мишени), поставив оценку за тот или иной показатель. (Приложение 8)


Учитель:

Какие б ни грозили горести
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью
Ни днем, ни ночью, никогда!

И сколько б ни манила праздными
Судьба тропинками в пути,
Как ни дарила бы соблазнами -
Взгляни на все глазами ясными
И через совесть пропусти.

Ведь каждый, ну буквально каждый,
Коль жить пытался похитрей,
Встречался в жизни не однажды
С укором совести своей.

В любви для ласкового взгляда
Порой так хочется солгать,
А совесть морщится: - Не надо! -
А совесть требует молчать.

… Мы вправе жить не по приказу
И выбирать свои пути.
Но против совести ни разу,
Вот тут хоть режьте, скажем сразу,
Нельзя, товарищи, идти!

Нельзя ни в радости, ни в горести,
Ни в зной и ни в колючий снег.
Ведь человек с погибшей совестью
Уже никто. Не человек!

 

Совесть всегда идет рука об руку с добротой и честностью. Прислушайтесь к ней, это ваш бесценный помощник, который в любую минуту готов прийти вам на помощь, чтобы сделать сильной, честной, духовно развитой личностью с хорошей душой. И будьте всегда в ладу со своей совестью!

 

VII. Домашнее задание: стр.11, рабочая тетрадь. Найти и записать 5-6 пословиц о совести.










Приложение 1.

Кроссворд

  1. Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».

  2. Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?

  3. Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.

  4. Недоброе чувство, мысль или дело.

  5. Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.

  6. Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.

  7. Состояние полной, высшей радости.



7

6

5

4

3

1

2


















Приложение 2

Афоризмы:

Перед вами афоризмы, посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

  • «Совесть – это правильный суд доброго человека». (Аристотель)

  • «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».(Антуан де Сент-Экзюпери)

  • «Закон, живущий в нас, называется совестью». (Кант И.)

  • «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких». (Суворов А. В.)

  • «Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце». (Пушкин А. С.)

Приложение 3

Прочитайте притчу и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи?»


Притча о покупки совести

В далёкие, далёкие времена жили два соседа, назовем их богач и бедняк. И если посмотреть на первый взгляд, то видно, что у богача было всё: красивый дом, ухоженный сад, работники, хорошая одежда и еда. Но у него не было самого главного - СОВЕСТИ. Ему так все вокруг и говорили: « Нет у тебя совести».

А что же с бедняком?? Не дом, а лачуга; не сад, а трущобы; голодные жена и дети. Но вот совесть у него была. Окружающие его люди не могли нахвалиться: «Вот человек, у которого есть совесть».

И вот однажды богачу захотелось купить совесть. Но как? Он решил, что вся проблема в его деньгах, поэтому он решил всё продать, походить по свету и купить совесть. Много ли мало времени ходил богач, но ничего у него так и не вышло. В одной местности люди не слышали о совести ничего, в другой на его вопрос можно ли купить совесть, отвечали, что самим надо. Третьи, молча, провожали удивлённым взглядом. Поняв, что ничего у него с покупкой совести не выйдет, решил вернуться к себе на родину и узнать у бедняка, раз никто ему больше не мог помочь.

Придя к бедняку, он предложил все свои деньги, взамен на совесть. Бедняк улыбнулся, не взяв денег, ответил: "Совесть купить нельзя, её нельзя обменять, украсть, взять в аренду. Совесть можно только воспитать в себе, причём долгим усердием. Богач так и не понял, почему Бедняк, не взяв денег, открыл ему такой дорогостоящий секрет, который не открыл ему никто во всём мире.


- Можно ли купить совесть? А где же её взять?



Приложение 4

Портрет совестливого человека (Метод неоконченных предложений)

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

  3. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

  4. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

  5. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

  6. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

  7. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).



Приложение 5

Упражнение «Найди пару и установи соответствие»


Поступать вопреки своим убеждениям


жить по совести


Жить честно, справедливо


делать на совесть


Делать что-либо хорошо, добросовестно


делать на совесть


Жить спокойно, не испытывая угрызения совести


поступать без зазрения совести


Поступать без стыда, без стеснения


поступок на его совести


Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то


жить со спокойной
совестью




Приложение 6

«Собери пословицы и поясни, когда и почему так говорят»


Совесть без зубов,

у кого совесть спокойна.

Счастлив тот,

в том есть и совесть.

В ком есть стыд,

а загрызет.

Как ни мудри,

кроме нечистой совести.

Вода всё отмывает,

а совести не перемудришь.



Приложение 7

Секвейн

1. Название темы._______________________________________________________

2. Описание темы (два прилагательных). ___________________________________

3. Действия в рамках этой темы (три глагола).______________________________

4. Это фраза, показывающая отношение к теме.______________________________

5. Слово, которое повторяет суть темы. ____________________________________

Приложение 8

Ф.И.__________________________________________ класс_________ дата_______







Используемая литература:

1.Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» А.Кураева «Просвещение»,2015 г.

2. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» А.Кураева «Просвещение»,2013 г.

3. «Преподавание курса ОРКСЭ Основы православной культуры» Нечаев М.П., Яшкина И.С.,Москва,2015 г.

4. Copyright © 2012. В чем смысл жизни человека? Притчи, цитаты, афоризмы и высказывания о смысле жизни.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме "Совесть"

Автор: Кавалерист Нина Алексеевна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268951

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства