4класс, модуль «Основы религиозных культур и светской этики»
Тема урока: «Совесть. Долг» 1час
Цели урока: помочь учащимся осознать чувство совести и долга, как одно из морально-эстетических ценностей в обществе, тренировать умение прислушиваться к голосу своей совести.
Задачи урока:
Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям.
Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения.
Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми желание жить в мире и согласии с ближними.
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: проблемный. Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы обучения: беседа, наблюдение, проблемный метод, работа с учебником, с тренажёром.
Технические средства: компьютер, электронное приложение к учебнику, аудиозапись музыки, толковый словарь В.Даля, русские народные пословицы, пластилин, карточки с индивидуальным заданием для групп. Планируемые результаты:предметные УУД – приобретут способность формулировать собственные нравственные обязательства; осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм; давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; анализируют моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре. Личностные – уметь осознавать ценности человеческой жизни. Познавательные – уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи, строить свои рассуждения. Коммуникативные – готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществлять.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему :"Совесть.Долг" »
4класс, модуль «Основы религиозных культур и светской этики»
Тема урока: «Совесть. Долг» 1час
Цели урока: помочь учащимся осознать чувство совести и долга, как одно из морально-эстетических ценностей в обществе, тренировать умение прислушиваться к голосу своей совести.
Задачи урока:
Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям.
Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения.
Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми желание жить в мире и согласии с ближними.
Тип урока:открытие новых знаний.
Вид урока: проблемный. Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы обучения: беседа, наблюдение, проблемный метод, работа с учебником, с тренажёром.
Технические средства: компьютер, электронное приложение к учебнику, аудиозапись музыки, толковый словарь В.Даля, русские народные пословицы, пластилин, карточки с индивидуальным заданием для групп. Планируемые результаты:предметные УУД – приобретут способность формулировать собственные нравственные обязательства; осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм; давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; анализируют моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре. Личностные – уметь осознавать ценности человеческой жизни. Познавательные – уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи, строить свои рассуждения. Коммуникативные – готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществлять. Ход урока
Мотивация учебной деятельности. Здравствуйте, ребята. Наш урок мы начнём с психогимнастики «Искорка добра». В одном ауле люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. (Звучит музыка) давайте передадим, друг другу искорку добра: протянем ладошки, посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнёмся. Какое у вас стало настроение?
Актуализация знаний
-Вы передали друг другу добро. А что ещё, помимо добра может человек создать своими руками? (Зло)
-Что же такое добро? А зло? (Дети вспоминают определения)
-Как человеку не попасть в сети зла?
3. Создание проблемой ситуации, формирование проблемы.
Прочитайте русские народные пословицы, записанные на доске: Тому тяжело, кто помнит зло. Чистая совесть - самая чистая подушка. Про доброе дело говори смело.
- В какой из пословиц вам встретилось новое понятие? ( 2) -Значит над каким понятием мы сегодня будем работать? ( Совесть)
4. Решение проблемы, открытие новых знаний.
Работа с электронным приложением к учебнику. Послушайте рассказ А.Гайдара «Совесть». Прочитайте последнее предложение рассказа ещё раз. – Как вы понимаете выражение «Грызла беспощадная совесть?» - Почему героине рассказа было стыдно перед мальчиком? – Бывали ли похожие случаи в вашей жизни, когда вы сначала что-то делали, а потом сожалели об этом, даже если вас ещё никто не стал ругать? Прочитайте в учебнике на с.57 тему нашего урока. – Какое слово стоит рядом со словом совесть? (Долг) Работа в группах с толковым словарём В.Даля. 1 группа ищет значение слова «совесть», 2 группа – « долг». Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, пробуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине».
Долг - то же, что обязанность. Выполнить свой Гражданский долг. По долгу службы. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства). Отдать последний долг кому-нибудь. Денежный долг. - Оказывается слово «долг» употребляют в нескольких значениях, но в любом случае это обязанности, обязательства, которые необходимо выполнять независимо от своих желаний. Значит слово «долг» однозначное или многозначное? – Найдите в словаре учебника эти понятия. Каждая группа зачитывает своё определение. В электронном приложении учебника (урок № 23), в папке «Золотое слово» прочитайте ещё одно значение этого слова. Можно сказать: « Совесть действует внутри человека. Она спокойна ( довольна), если человек считает, что поступает хорошо и правильно. Совесть неспокойна, заставляет человека волноваться, стыдиться сделанного, если человек чувствует, что поступил неправильно, нарушил правило, обещание, независимо от того, знают об этом другие или нет. Совесть успокаивается, если человек сознаётся, с его души как бы падает груз, который перед этим очень тяжело давил. Наказание со стороны оказывается более лёгким, чем укоры совести». Совесть говорит: «Если я сделаю по-другому, то я буду считать себя злым (несчастным). – Посмотрите в папке «Иллюстрации» на скульптуру М.Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». – О каких пороках нам напоминает скульптор? (Жадность, зависть, месть и др.) - В рубрике «Святые имена» прочитайте высказывание русского писателя Л.Толстого. – С чем Толстой сравнивает совесть? ( с стрелкой компаса). – Как работает эта стрелка? Зачитайте это высказывание. « Она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает, куда и насколько он сбился». – Прочитаем из учебника (с.57-58) рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». – Объясните, как вы понимаете, почему Лиде стыдно перед соловушкой? - Подумайте, почему совесть иногда действует на человека сильнее, чем написанные законы? - Существует множество народны пословиц и поговорок о совести. Прочитайте их в учебнике и объясните их значение.(Чтение и толкование пословиц из учебника) - Продолжим работу в группах. 1 группа выполняет пластилиновую композицию «Народные пословицы о совести» к первым двум пословицам, 2 группа к 3,4 пословицам. –Прочитайте в учебнике сказку Ю.Г.Карпиченковой «Бабушка-медведица и внучка». – Какие чувства испытали юная медведица? - Объясните, чему учит эта сказка? (Перед родственниками у каждого из нас есть долг) - Как вы считаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть»? Обоснуйте свой ответ. – Попробуйте в группах составить синквейн: 1 группа к слову «долг», 2 группа к слову «совесть». Раздаю карточки: существительное 2прилагательных 2глагола ключевая фраза слово, итог Подведение итогов работы в группах. От каждой группы выступает по одному представителю с ответом на поставленный вопрос. 5.Обобщение и закрепление изученной темы. Работа с электронным приложением к учебнику в папках «Тренажёр», «Контроль» для закрепления и выяснения, как хорошо учащиеся усвоили тему урока. – Запишите в тетрадь фразу и продолжите её: «Я всегда хочу поступать по совести, потому что…» - Объясните письменно выражение: «Я в неоплатном долгу перед родителями». 6. Итог урока. Рефлексия.
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас? – Какие выводы вы сделали для себя? - Что нового узнали? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Кто или что вам помогало справиться с работой? – Кто доволен сегодня своей работой? Оцените свою работу смайликом. 7. Домашнее задание. Подобрать художественное произведение по сегодняшней теме и проанализировать его. Записать в тетрадь по заданной теме 4 пословицы.
Литература:
«Основы светской этики» 4 класс. Методическое пособие. Авторы: И.Б.Катышева, К.В. Савченко и др. «Дрофа» 2010г.
«Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе: теоретическое обоснование и практические решения».
«Основы духовно-нравственной культуры России. Основы светской этики» Учебник. «Дрофа» 2010 г.