Тема: Милосердие.
Цель: дать представление о милосердии
Задачи: раскрыть понятие «милосердие»;
создать условия для осознания понятия «милосердие»;
создать ситуацию для осознания личностного опыта.
Деятельность учителя
Деятельность детей
Здравствуйте! Приветствуем всех гостей! Надеюсь, ребята, на сотрудничество на уроке.
2.Введение в тему.
Наш урок я хотела бы начать словами.
«Красота светится во всем, но не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что то на редкость удивительное, небывало хорошее….»
- Почему стоит многоточие?
- Что подразумевается под словами что-то другое, на редкость удивительное
- Определение темы урока.
Я предлагаю посмотреть сюжеты.
- Что заметили?
- Может быть здесь есть какой -то сюжет лишний и почему?
- Какие чувства испытывают, те, кто помогают по отношению к нуждающимся в помощи?
(строится схема на доске и наращивается во время урока)
- В каких жестах выражаются эти чувства?
-Как эти чувства можно назвать одним словом?
-Как образовалось это слово?
- Как говорит об этом толковый словарь.
-Так в каком случае происходит милосердие?
(т.е Обязательно должен быть тот, кто оказывает помощь- благотворитель, и тот кому ее оказывают- нуждающиеся в помощи)
-Кому чаще помогают? Т.е на этом месте могут быть не только люди.
- Основная часть.
(Выяснение какую помощь может получить человек)
- Распределите картинки на две группы, в зависимости от того, какую помощь получают люди, нуждающиеся в помощи.
- Так значит человек может получить как духовную так и материальную помощь
Работа в группах
( Выяснение, того, кто может быть на месте благотворителя)
-Теперь поговорим о тех, кто находится с этой стороны схемы, т. е о тех, кто оказывает помощь.
- Определите по фото и комментариям к ним личностные качества человека основываясь на собственное восприятие. (дается в группы одинаковое фото, но разные комментарии к ним, дети об этом не знают)
- Что заметили?
- Что повлияло на то, что описание получилось разное?
-Значит повлияли установки, которые были к фото. Т.е человек, который имеет миллионы может оказаться пустым в душе и человек, который не имеет гроша в кармане, может быть с доброй, богатой душой.
- Давайте рассмотрим, всякий ли добрый поступок, который совершается, можно считать милосердным?
Ситуация 1.
Ученик увидел, как пожилая женщина, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и помог донести сумку, хотя ему было не по пути. Только женщина хотела поблагодарить мальчика, как его уже не оказалось рядом.
Ситуация 2.
Соседка – одинокая старая женщина, попросила мальчика сходить в магазин за хлебом. Он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его.
-Какую помощь оказали ребята?
-По каким мотивам совершалось доброе дело?
- Так все ли поступки, которые совершают люди можно назвать милосердными ?
-Зачем люди совершают милосердные поступки, да еще и бескорыстно?
-Что движет людьми когда они проявляют сострадание?
-А какие милосердные поступки приходилось совершать вам, или совершались по отношению к вам?
- Кто знал об этих совершенных милосердных делах?
Т.е. такие дела происходят тихо, незаметно, люди, которые совершают милосердие, их не знает весь мир, они не в рейтинге «лучших», не имеют больше всех денег, Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те кто, ни смотря, ни на что, остаются рядом.
- Я вам предлагаю создать копилку милосердных дел со следующими предметами. (хлеб, книга, собака)
- Какие милосердные действия можно совершить с помощью этого предмета?
Т.е. это может быть отклик даже на самую малую нужду.
- На уроке нам часто встречалось слово нищий, как вы понимаете, кто такой нищий, опишите его
-Как обычно относятся к нищим.
Т.е мы можем сказать, что нищий это непривлекательный человек, к которому относятся брезгливо.
Работа с учебником
- Каким автор видит нищего?
Мое виденье
Автор
Очень непривлекательный человек
Несчастное существо, дряхлый старик
С пренебрежением, брезгливо.
Потерянно смущенно
- Как вы думаете почему нищий обратился к автору за подаянием?
- Для чего автор полез в карман ?
- Можем ли мы сказать, что автор тоже оказался в данный момент в материальном плане нищим?
- Что означает в портрете нищего трепетная рука?
- В каких ситуациях мы испытываем трепет?
- Что в вашем понимании обозначает протянутая рука?
- Значит нищий тоже волновался и переживал, так что хочет этой деталью подчеркнуть автор?
- Что имел ввиду автор, под протянутой рукой и обращением «Брат»
Т.е. Автор восстанавливает равенство двух людей. Право нищего тоже называться человеком. А(чел) =Н(чел)
Значит нищий тоже пожав руку, пожелал ему здоровья.
- Что же по отношению друг к другу совершили оба героя?
- Какое подаяние получил нищий, автор?
( увидел человека равного себе, независимо от социального положения, умеющего сочувствовать, переживать, Благодарность нищего за сочувствие.)
Так значит, совершая милосердные дела, это добро может вернуться в виде здоровья, другого блага к тому, кто его совершал.
Подведение итогов.
-Давайте, вернемся к словам, с которых мы начинали урок. Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что то на редкость удивительное, небывало хорошее….
-Действительно, у таких людей большое доброе щедрое сердце, распахнутое для окружающих, для всего мира. Такой человек никогда не пройдет мимо тех, кому нужна помощь, рядом с такими людьми жить спокойнее, надежней.
Домашнее задание.
Подготовить рассказ о благотворительных акциях.
Слушают чтение слов.
-Потому что мысль не окончена.
Доброе сердце, душа…
Смотрят слайды
- На всех фото кто- то нуждается в помощи.
- На всех помогают, а на одном нет.
Сочувствие, Проявление любви, заботы, Готовность делать добро
протягивают руки, обнимают, подают милость
доброта, милосердие
от слов милое сердце, два корня
читают определение в словаре.
когда один помогает, а другой получает помощь
Больным, бездомным, нищим, животным
Работают в группах и обосновывают свой ответ
Дети дают хар-ки портрету людей, затем вывешивают фото.
Качества разные, а человек один. Поступки людей, которые они совершили.
Дети читают ситуации
Пытались помочь, но в первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя
Те, которые выполняются бескорыстно
дискуссия
выбирают слова из текста
дети приводят примеры
2 человека
Заполняется копилка добрых дел
Грязный немытый бездомный
С жалостью, брезгливо
Дети читают рассказ
Он стал потерянный, смущенный
Наверно он выглядел богато.
Он стал шарить в карманах, для того чтобы механически подать, но там было пусто.
Что он волнуется. Когда переживаем.
желают здоровья, добра.
Что в таком существе тоже живет человек.
Относится к нищему на равных.
подаяние
Человек светится от совершенных добрых дел