Долматова Светлана Валентиновна
учитель начальных классов,
Муниципальное образовательное
учреждение Васильковская
основная общеобразовательная школа
Урок № 24. Тема урока: Таинство причастия.
Цель урока: воспитание уважительного отношения к русской православной культуре через знакомство с православными таинствами.
Задачи урока:
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к православным людям, общую культуру детей.
Обучающие: познакомить с понятиями «православные таинства», «Причастие», «Литургия», раскрыть главное назначение церкви, активизировать познавательную активность учащихся.
Развивающие: развивать личностные качества учащихся, содействовать духовному развитию детей, развивать навыки работы с письменными источниками, умения делать выводы, познавательный интерес.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа в группах, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: «Православные таинства», «Причастие», «Литургия».
Оборудование: репродукции картин на тему урока, фотографии, презентация, аудиозапись «Колокольный напев»
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Подготока к изучению новой темы.
(Слайд 1) Церковь Божия стоит,
В небо синее глядит.
Крест сияет золотой
На красивой церкви той.
Колокол поет: «Бом-бом!
Приходите в Божий дом»
-Зачем православные люди ходят церковь?
-Сегодня на уроке мы с вами найдем ответ на этот вопрос.
4.Сообщение темы и цели урока.
-Тема нашего урока «Таинство Причастия». (Слайд 2)
-Как вы понимаете тему урока?
-Что обозначает слово таинство?
-Кто слышал о таинстве Причастия?
-Какие еще церковные таинства вы знаете?
-Сегодня на уроке мы узнаем, что такое причастие, что такое церковное таинство.
4.Изучение нового материала.
1)Тайная вечеря.
-Мы с вами уже знаем, что Христос жил на земле, а потом принял смерть на кресте.
(Слайд 3)
-Накануне Своей смерти Христос пришел в Иерусалим со всеми 12-ю Апостолами. Он знал, что скоро умрет, и потому захотел проститься со Своими учениками. Для этого Иисус Христос велел припасти ужин в одном доме и пришел туда к вечеру.
. Это было прощальная трапеза. Она так и называется на разных языках – «Последний ужин» или «Тайная вечеря». (Слайд 4)
-Когда все сели за стол, взяв в руки чашу с вином, Христос сказал апостолам: «Пейте все. Это – кровь Моя нового завета, которая за вас и за многих изливается». После этого он разломил хлебную лепешку и протянул апостолам: «Вкусите (ешьте). Это – Тело Мое, ломимое во оставление грехов». (Слайд5)
2)Причастие.
-Что произошло с Христом, после того как он принял смерть на кресте?
-Согласно Евангелиям, Христос, хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес. Мы также с вами уже говорили о том, что христиане надеются вслед за Христом стать участниками радостного всемирного Воскресения. А чтобы люди стали частичками Христа, Его «причастниками», Христос на Тайной Вечере дал людям Свое Тело. Но чтобы люди не пугались – Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина. (Слайд 6)
-Первыми «причастниками» стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.
-В жизни христиан есть очень важное для них слово – «благодать». Что обозначает это слово?
(Слайд 7)
-Благодать – это добрый дар от Бога к людям, а точнее – действие Бога в человеке.
-Согласно Библии, Христос Своим апостолам дал обещание отзываться на их молитвы. «Где двое или трое собраны во имя Мое – там и Я есть» - сказал Он им.
3)Работа с текстом учебника по группам.
-Прочитайте текст в учебнике на странице 77-78 и найдите ответы на вопросы:
(1группа) Когда Христос придавал хлебу и вину те же свойства, что и во время Тайной Вечери?
(2группа)Почему христиане не считают невыполнимой заповедь Христа – «любите врагов наших»?
Текст.
«Там, где собирались апостолы, они молились, и и Христос вновь придавал обычным лепешкам те же свойства, что и во время Тайной Вечери. То есть хлеб становился больше, чем хлебом, а вино становилось больше, чем вином. Это не проявлялось в перемене вида или вкуса. Просто апостолы и причащаемые ими христиане ощущали, что с этим хлебом в них входят Христова сила и благодать. Они понимали теперь слова Христа – «Пребудьте в любви Моей… Радость Моя в вас да будет и радость ваша будет совершенна».
Там, где течет кровь живого существа – там его жизнь и его тело. Если христианин принимает кровь Христа – он становится частичкой Тела Христа. А где Тело Христа - там Его дух и Его любовь. Вот почему христиане не считают невыполнимой самую странную заповедь Христа – «любите врагов ваших». То, что неисполнимо для людей, по уверению Христа станет возможным, если вместе будут человек и Бог. Любовь Христа, описанная в Евангелиях, безгранична, и простирается даже не тех, кто сами себя считали Его врагами. Тот, кто причастен Христу, причастен этой Его любви. И поэтому сможет с помощью Христа исполнить и заповедь о прощении и любви к своим врагам»
(Ответы на вопросы).
4)Христианские Таинства.
-Причастие Христу в Церкви называют «таинством».
-Как вы думаете, от какого слова произошло слово таинство? (Слайд 8)
- Таинство не потому, что это секрет (мол, мы-то знаем, что и как, но другим не скажем!), а потому что тайна. Даже священник не знает, как же происходит претворение хлеба в Тело Христа. Человек может знать только то, что он делает сам.
Таинство, с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога. (Слайд 9)
(Записать понятие в тетради)
-Для совершения таинств, Христос создал Свою Церковь, в которой Он, через апостолов и их учеников (патриархов, епископов и священников) совершает таинства.
(Работа с фотографией в книге стр.78, внизу )
-Прочитайте подпись под фотографией. Как вы понимаете это выражение?
5)Комментированное чтение текста на стр.79.
-Какова главная задача церкви?
-Через кого Бог совершает таинства в христианской церкви?
-Как Апостол Павел называл церковь?
6)-Важнейшие из таинств – это Причастие и Крещение. (Слайды 10, 11)
- Для совершения Таинства Причастия, то есть для Пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, а также Причащения верующих используются особые сосуды и утварь. Эти сосуды могут быть употреблены только в Таинстве Причастия.
(Как называются предметы и для чего они предназначены, рассказывают заранее подготовленные ученики) (Слайды 12-16)
Для совершения, какого таинства используются все эти предметы?
7)А теперь давайте послушаем стихотворение «Хлеб жизни». (стихотворение читает подготовленный ученик).
Хлеб жизни
Шумят хлеба в широком поле, -
Конца и края не видать.
А в храме Божьем, на Престоле,
Им суждено святыней стать.
Звездицею накрыты хлебы,
Потир сияет золотой,
И, по молитвам, прямо с неба,
Незримо сходит Дух Святой.
И нет на свете выше счастья:
Пред Чашей разомкнуть уста,
Принять священное Причастие
И стать частицею Христа.
-О каком церковном таинстве идет речь в стихотворении?
-Где хлеб становится святыней?
-Почему хлеб в стихотворении назван хлебом жизни?
-Почему верующий человек после принятия Причастия чувствует себя счастливым?
8)Чтение текста стр.79 «Литургия».
-Прочитайте текст и запишите определение понятия «Литургия».
- Литургия – это церковная служба, на которой совершается Таинство святого Причастия. (Слайд 17)
Это слово в древней Греции означало «общее дело», а также то, что совершается не ради денег, а просто ради пользы людей.
-Христиане идут в храм не для того, чтобы туда отнести что-то свое, а для того, чтобы получить от Христа через Церковь то, что нельзя изготовить самим. Человек может сам молиться, изучать Евангелие, делать добрые дела. Но Тело Христа можно только принять.
5.Закрепление новых знаний.
1)Работа в тетрадях.
Задание 1.Попробуй сказать своими словами, что такое таинство Причастия?
2)Проверка выполнения задания.
3)-Почему Причастие называют таинством?
-Как называется церковная служба, на которой совершается таинство причастия?
-В чем главное назначение церкви?
6.Прослушивание аудиозаписи.
7. – А теперь давайте попробуем ответить на вопрос, зачем православные люди ходят в церковь? (для участия в таинствах церкви)
8.Итог урока.
9. Домашнее задание.
1) расскажи членам семьи и друзьям о православных таинствах.
2) По выбору. а)С помощью членов семьи подбери иллюстративный материал по теме: «Иконы и фрески». б)Подготовь выразительное чтение стихотворения в тетради (№2) и ответь на вопрос.
В разработке урока были использованы материалы:
1Кураев А.В. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы»: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.
2.Сайт диакона Андрея Кураева (www.kuraev.ru); (www.diak-kuraev.livejournal.com
3.Мир Православия. Orthodox World. http://www.orthodoxworld.ru. Энциклопедический сайт, посвященный миру Православия.
Основы Православной культуры. http://www.opk.orthodoxy.ru/. Сайт Аллы Валентиновны Бородиной, автора учебно-методических пособий по ОПК.