Определение темы урока | Чтобы определить тему сегодняшнего урока, нужно догадаться, какое слово пропущено в пословицах. «У народа один дом — _____ » «Нет в мире краше _______ нашей» «Для ________ своей ни сил, ни жизни не жалей». Попробуйте сформулировать тему урока. (Наша Родина) — Как вы понимаете, что такое Родина? (Место, где мы родились. Страна, в которой ты живешь.) Итак, тема сегодняшнего урока: «Россия – Родина моя». | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Формулирование понятия Родина. |
Актуализация знаний (Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала) | Представьте, у вас есть друг, который живет заграницей, никогда не был в нашей стране, но хотел бы о ней узнать. Вы решили ему в этом помочь. Подумайте, что его могло интересовать, что вы бы хотели включить в свой рассказ. Вспомните, как мы знакомились с разными странами, по которым совершали заочное путешествие на уроках окружающего мира в 3 классе. (На основе высказываний учащихся составляется план работы по данной теме.)
(У детей на партах карточки с таким же планом, который по ходу обсуждения может быть исправлен или дополнен.) Примерный план: Название страны. Столица. Глава государства. Государственный язык. Символы государства. Географическое положение. Достопримечательности. Выдающиеся люди страны. — Какие пункты плана, вы смогли бы осветить сразу? (Высказывания учащихся.)
| Составляют план на основе ранее имеющихся знаний, жизненного опыта. Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Этап усвоения новых знаний | 1. Историческое и современное имя нашей Родины. — Давайте знакомить иностранного друга с нашей страной по порядку. а) — Итак, название нашего государства прозвучало в формулировке темы. Назовите столицу России. — А как наша страна называлась в старину? (Русь.) — Откуда произошло это название? — Прочитайте, что об этом сообщается в нашем учебнике на стр. 9 в первом абзаце. (Учащиеся самостоятельно читают.) — Что вы узнали о происхождении слова «Русь»? — Существуют и другие объяснения происхождения этого слова. Страница 11. (Коллективное чтение.) — Найдите дома сведения на эту тему в других источниках информации. б) — А вот что говорится о современном названии нашей страны. Прочитаем на с. 6. (Коллективное чтение) — Как называется наша страна? 2. Россия — многонациональная страна. — Что вы еще узнали из этого отрывка о нашей стране? (На территории России живут люди разных национальностей) — Продолжите фразу: «Моя национальность — __________». Ребенок принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Какие отличия существуют у народов России? Ответить на этот вопрос, нам помогут ребята, подготовившие небольшие стихотворения. Живут в России разные Народы с давних пор. Одним – тайга по нраву, Другим – степной простор. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мёд. Одним – милее осень, Другим – милей весна. А Родина – Россия, У нас у всех – одна. У каждого народа Язык свой и наряд. Один – черкеску носит, Другой надел халат. — В нашей стране проживает более ста народов. У каждого народа своя культура, обычаи, свой язык. Мы все очень разные. Но важнейшие ценности у нас одни: семья, Родина, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство. — А что еще всех нас объединяет? Найдите ответ среди пословиц, которые вы читали в начале урока. (У народа один дом — Родина.) — Наш большой многонациональный дом живет по общему закону, который называется Конституцией. (На доске: Конституция — Основной закон государства.) Принят Основной закон, по которому мы с вами живем, 12 декабря 1993 года. В нем записаны одинаковые права и обязанности граждан нашей страны, независимо от их национальности. — Каждый народ, проживающий в нашей стране, говорит на своем языке. А как же понимают друг друга представители разных народов? — Государственным языком является русский язык. 3.Государственные символы — Каждое государство имеет свои символы. Какие государственные символы вы знаете? Работа в парах На партах у детей по две карточки с текстами (о гербе — для детей, сидящих на первом варианте, о флаге страны — на втором варианте). Приложение 1. — Прочитайте свой текст, постарайтесь запомнить его содержание, а затем расскажите своему соседу. При проверке спросить: — Что рассказал тебе сосед по парте о флаге/гербе? — Какой еще государственный символ вы знаете? (Гимн.) — Что вы знаете о гимне? — Слово «гимн» греческого происхождения и означает «торжественная хвалебная песнь». Слова и музыка гимна на протяжении многих веков изменялись несколько раз. Последним вариантом является гимн на слова поэта С.В.Михалкова и композитора А.В.Александрова. — В каких случаях он звучит? — Каждый новый день наша страна встречает и провожает мелодией гимна. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют двенадцать раз. При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие слушают его стоя, мужчины — без головных уборов, военные отдают честь. 4. Глава государства — Отметьте в нашем плане, какие вопросы мы уже осветили. — О чем мы еще не говорили? — В каждой стране есть глава государства. Кто возглавляет государственную власть в нашей стране? (Президент) — С 2012 года президентом России является Владимир Владимирович Путин. 5. Географическое положение — Как бы вы объяснили своему другу, где находится наша страна? (Работа с картой) — Страна находится в восточной части Европы и северной части Азии. Омывается водами Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. — Назовите государства, которые граничат с Россией. 6. Достопримечательности — У нашей страны самая большая территория. В нашей стране находится самое глубокое озеро в мире. Назовите его. — В нашей стране самая длинная река в Европе. Как она называется? — В нашей стране самые богатые запасы газа, нефти. — Можно и дальше продолжить рассказ о нашей стране, употребляя слово «самая». — Используя текст учебника и другие источники информации, дома составьте рассказ о природных богатствах и других достопримечательностях нашей страны. 7. Знакомство с понятием «патриот» — С каким чувством мы будем об этом рассказывать? — А как называют человека, который любит свою Родину? (Патриот) А можете ли вы назвать фамилии тех людей, чьи достижения прославили нашу страну? | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Работают с учебником (анализируют прочитанное, находят ответы на вопросы). Формулирование отличий Народов России Место проживания Язык Обычаи, традиции Интересы, увлечения Национальная кухня Высказывают свое мнение. Слушают высказывания одноклассников. Доказывают свою точку зрения. Работают в парах. |
Этап проверки понимания учащимися нового материала | — Вставьте пропущенные слова: Патриот – это человек, который любит свою ______, гордится _______, бережет ______, уважает ______, стремится ______, защищает______ . — Кто из вас может сказать иностранному другу, которому мы рассказываем о нашей стране: «Я патриот своей Родины»? — Подкрепите свое утверждение словами из предложения о патриоте, которое мы составили. — Какую из наших пословиц сочинил настоящий патриот? Докажите. — Вам еще предстоит своими поступками, своими делами доказать, что вы патриоты нашей многонациональной великой Родины. | Дополняют высказывания. Отвечают на вопросы. Доказывают свои ответы. |
Этап инструктажа по выполнению домашнего задания | Домашнее задание: а) прочитать текст на стр. 6 – 10; б) выполнить задания № 1, 2, 3, 6 к этому тексту; в) составьте рассказ о природных богатствах или других достопримечательностях нашей страны.
Задание для любознательных учеников: г) прочитать дополнительный материал на стр. 12 – 14; д) назвать фамилии наших земляков, которые прославили не только наш край, но и нашу страну, чем они известны. | Записывают домашнее задание |
Подведение итогов урока (выводы, рефлексия) | И хотя мы все такие разные, но Родина – у нас одна. Что же общее связывает всех нас? — Закончите одну из фраз. (Опоры на доске.) Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за... После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… | Ответы детей. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам. |