kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - Познакомить с нравственным качеством  человека «доброта», формировать у обучающихся ценностную ориентацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ для 5 класса»

МОУ «Гусевская средняя общеобразовательная школа»






Разработка урока по курсу ОРКСЭ.


Тема урока

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».






Автор разработки Шавкина Г.С.





2014 год

Пояснительная записка.


Фамилия, имя, отчество

Шавкина Галина Сергеевна

Место работы

МОУ «Гусевская СОШ»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Класс

5

Модуль

Основы светской этики

Тема урока

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока

Беседа с элементами тренинга

Кол-во часов

1 час

Базовый учебник

А.А. Шемшурин. Основы духовно – нравственной культуры России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.

Цель урока

Познакомить с нравственным качеством человека «доброта», формировать у обучающихся ценностную ориентацию.

Задачи урока

- учить размышлять над нравственной сутью поступка;

- дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя;

- способствовать воспитанию доброты, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь.


Методы и технологии обучения, используемые на уроке

 Личностно - ориентированная, сотрудничества, ИКТ, групповая. 

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы: беседа, работа с источником информации, комментированное чтение, самостоятельная работа, творческая работа, учебный диалог.

Необходимые технические средства и наглядности

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, словарь

С.И. Ожегова, запись песен «Дорогою добра», «От улыбки…», раздаточный материал (карточки с пословицами, сигнальные карточки, памятки для детей, карточки с тестом)





Ожидаемые учебные результаты


Личностные

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой;

  • проявление творческого отношения к процессу обучения; формирование познавательной потребности;

  • проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

  • воспитание стремления к творчеству и сотворчеству.


Предметные

  • усвоение понятия «доброта», добрые поступки;

  • воспитание уважения друг к другу, стремления прийти на помощь

Метапредметные

  1. Регулятивные УУД

  • определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

  • овладение навыком работы по предложенному учителем плану;

  • умение высказывать свое предположение на основе работы с текстами учебного пособия;

  • определение степени успешности своей работы и работы других.


  1. Познавательные УУД

  • нахождение ответов на вопросы в тексте;

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • извлечение информации;

  • использование словарей;

  • осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста.

  1. Коммуникативные УУД

  • умение оформлять свою мысль в устной речи; грамотно формулировать высказывания;

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
























Конспект урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.


Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…») ( слайд 1)

- Добрый день, дорогие ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем: «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.


Включение в работу.



2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.


























































































-Ребята, я знаю, что все дети любят сказки.

-Послушайте одну из них (слайд 2)

- Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром.

Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, - сказал дедушка - волшебник.

- Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Верность, пятую – Доброта.

На доске представлены карточки с именами девушек.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку. Девушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.

- По какой дороге пошли девушки?

- Как вы думаете, как звали девушку?





Дети слушают сказку.










































Ученики высказывают свое мнение.






Познавательные УУД: (знакомство с произведением)

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем).


3.

Выявление места и причины затруднения.

- Почему вам трудно выбрать одну из пяти девушек?

- Хорошо. Определить по какой дороге пошли эти девушки вам помогут строчки из песни.

- Слушайте внимательно! (песня «Дорога добра») (слайд 3)

- Кто готов ответить?





Ответы детей: в жизни нужна и удача, и красота, и верность и т.д.





Дети слушают песню.



- Дорогой добра.






Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.


Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации.


4.

Построение проекта выхода из затруднения

-Каждый человек хочет быть счастливым и для этого старается выбрать правильную дорогу. Сегодня мы тоже отправимся в путь по такой дороге.

- Это будет дорога добра.

- Попробуем сформулировать тему нашего урока.

- Я предлагаю вам, чтобы темой нашего урока стали слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (слайд 4)


«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»

Л.Н. Толстой

Лев Николаевич всю свою жизнь старался делать добро людям.

- Какие цели мы можем поставить сегодня на уроке?

( после ответов детей на интерактивной доске появляется слайд с целями урока) (слайд 5)

- вспомнить, что включает в себя понятие «доброта»;

- поразмышлять, что значит быть добрым;

- научиться видеть рядом с собой людей, особенно нуждающихся в доброте.







Примерные ответы детей: дорога добра, доброта и т.д.









Ответы детей.

Регулятивные УУД:

определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; определение темы урока.


5.

Реализация построенного проекта.


- Для того чтобы достичь поставленных целей, мы должны выполнить несколько заданий. Я прошу вас быть внимательными, активными, помогать мне в работе.

- Ребята, мы с вами сегодня говорим о доброте.

- Что обозначает это слово?

-Где мы можем найти толкование этого слова?

- Давайте сверим ваше понимание этого слова с тем, как объясняет его «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

( у учителя подготовлен словарь)


- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и эту мысль они отразили в пословицах.

- Я предлагаю вам задание, которое покажет ваши знания пословиц о доброте.

- Работать будем в парах.

- Вам необходимо соединить линиями начало пословицы с ее окончанием (приложение 1)

Добрые дела

добрый ответ.

Сделаешь добро -

на добрые дела.

Добрый человек

красят человека.

Жизнь дана

несет мир.

На добрый привет -

добро найдешь.


- Итак, давайте проверим, какие пословицы вы

составили. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать.









Ответы детей.


- В толковом словаре.

Один из учеников вслух читает словарную статью (слайд 6)

Доброта – отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям.





Работа в парах (слайд 7)

Вспоминают правила работы в паре.

- Работать должны оба.

- Свое несогласие высказывай вежливо.

- Один говорит, другой слушает.

- Если не понял, переспроси.






Проверяют выполненное задание

Познавательные УУД:

использование словаря.

Коммуникативные УУД:

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


6.

Первичное закрепление.


- Чему учат эти пословицы?

- Какие пословицы о доброте знаете вы?

Ответы детей

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные УУД:

систематизация информации.



7.

Промежуточная рефлексия



- Сейчас на мои вопросы вам нужно отвечать только «да» или «нет», используя при этом сигнальные карточки. Красные треугольники обозначают ответ «да», зеленые - «нет».

- Можно ли назвать добрым человека, который:

- делает что-то полезное для людей;

- делает домашнее задание за кого-то;

- ждет, когда его позовут на помощь;

- переводит старушку через дорогу.



Работают с сигнальными карточками.

Регулятивные УУД:

рефлексия.

8.

Включение в систему знаний и повторение.


- Можно ли человека заставить быть добрым?

- Можно ли стать добрым на время? Почему?

- Если человек любит только себя, ищет в дружбе выгоду, то он не имеет ни товарищей, ни друзей. Как вы относитесь к малышам, к старикам, к слабым и беззащитным – по этим поступкам судят о человеке.

- Из далекой – далекой древности один греческий философ послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети, ваши дети, будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».

- А в Библии записано: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую господь, Бог твой, дает тебе».

- Давайте прочитаем одну поучительную историю, которую написал нам Лев Толстой.

- Открываем учебники на стр. 167 (чтение притчи «Старый дед и внучек») (слайд 8)

(Ответы на вопросы по тексту)

- Почему дедушку не сажали за стол?

- Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку?

- А Миша зачем сделал лоханку?

- Почему заплакали родители?

- Как вы думаете, изменилось отношение к дедушке у родителей?

- Зачем Толстой рассказал нам эту историю?

- Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы относитесь к ним? Не обижают ли ваши родители кого – нибудь?

- А посчастливилось ли вам когда – нибудь оказать помощь людям?

- Я не случайно употребила слово «посчастливилось», т.к. тот, кто делает добро, более счастлив, чем тот, кто его получает! За добро добром платят.

- Давайте будем всегда искренними и дарить добро от всего сердца.




Ответы детей.























Работа по учебнику. Чтение притчи хорошо читающими детьми.


Дети отвечают на вопросы к прочитанному тексту.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем).

Познавательные УУД: осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

установление причинно-следственных связей.

9.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Сейчас мы с вами проведем тестирование на тему «Добрый ли ты человек?» (каждому ребенку выдается тест) (приложение 2)

- Подсчитайте количество набранных баллов и прочитайте, что этому числу соответствует.

Дети самостоятельно работают с тестом.




Дети знакомятся с результатом теста.

Регулятивные УУД:

самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД :

осмысливать цель чтения, извлекать необходимую информацию.


10.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.


- Ребята наш урок подходит к концу.


- Что нового узнали на уроке?


- Что было самым интересным на уроке?


- Самым трудным?


- Сегодня мы много говорили о доброте, о добрых делах, поняли, что рядом с нами есть люди, нуждающиеся в поддержке, в добром слове.


- На столах у вас лежат бумажные цветочки.


- Напишите на одной из сторон, какое доброе дело вы уже совершили, и какое предполагаете совершить в ближайшее время.

(учитель тоже выполняет это задание)


- Давайте посмотрим, что у нас получилось.

(Учитель зачитывает несколько ответов).

- Посмотрите, какая чудесная поляна у нас получилась! (слайд 9)


- В завершение нашего разговора я хотела бы подарить памятки, в которых поделилась с вами советами доброты (приложение 3) (слайд10)


- Я думаю, сегодняшний урок должен запомниться вам, и обязательно он запомнится мне.

- Спасибо и всего доброго вам!

(слайд 11)






Ответы детей. По возможности, выслушать разные мнения.







Дети выполняют работу.






Дети пишут и приклеивают свой цветочек на «поляну», сделанную из листа ватмана.

Коммуникативные УУД:

точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: самоконтроль, самооценка.

























Добрые дела

добрый ответ.

Сделаешь добро -

на добрые дела.

Добрый человек

красят человека.

Жизнь дана

несет мир.

На добрый привет -

добро найдешь.

Приложение




























Приложение 2.

Тест.

Добрый ли ты человек?


  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?


  1. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы просто поднять им настроение?


  1. Любите ли вы злые шутки?


  1. Вы злопамятны?


  1. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?


  1. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?


  1. Вы охотно выполняете просьбы?


  1. Станете ли вы подтрунивать над кем–то, чтобы развеселить окружающих?


Засчитайте себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 2, 5, 7 и за ответ «нет» на вопросы: 3, 4, 6, 8

Вы набрали больше 5 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей.


От 3 до 5 очков. Ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не ко всем. Нужно стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.


Менее 3 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает довольно сложным. Вам следует быть добрее к людям.

Приложение 3.


Советы доброты


- Помогай слабым, маленьким, больным, пожилым, попавшим в беду.


- Прощай другим ошибки.


- Будь внимателен к окружающим: может быть, кто-нибудь нуждается в твоей поддержке, помощи, сочувствии.


- Не вредничай.


- Не груби.


- Не завидуй.


- Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.


- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по ОРКСЭ для 5 класса

Автор: Шавкина Галина Сергеевна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230799

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока ОРКСЭ "Праздники и календари""
    ["seo_title"] => string(42) "konspekt_uroka_orkse_prazdniki_i_kalendari"
    ["file_id"] => string(6) "552206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1591021950"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока  ОРКСЭ в 4 классе по теме "Счастье и смысл жизни""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-orkse-v-4-klassie-po-tiemie-schast-ie-i-smysl-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "288092"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454584963"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока  ОРКСЭ в 4 классе по теме "Счастье и смысл жизни""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-orkse-v-4-klassie-po-tiemie-schast-ie-i-smysl-zhizni-1"
    ["file_id"] => string(6) "288093"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454584970"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) ""Наша Родина -Россия"(Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе) "
    ["seo_title"] => string(54) "nasha-rodina-rossiia-konspiekt-uroka-orkse-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "238605"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444590924"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по ОРКСЭ на тему :"Добро и зло"."
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekturokapoorksenatiemudobroizlo"
    ["file_id"] => string(6) "282805"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453735710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства