Разработка урока по курсу ОРКСЭ.
Автор разработки Шавкина Г.С.
Фамилия, имя, отчество | Шавкина Галина Сергеевна |
Место работы | МОУ «Гусевская СОШ» |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Класс | 5 |
Модуль | Основы светской этики |
Тема урока | Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. |
Тип урока | Урок ознакомления с новым материалом. |
Форма урока | Беседа с элементами тренинга |
Кол-во часов | 1 час |
Базовый учебник | А.А. Шемшурин. Основы духовно – нравственной культуры России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. |
Цель урока | Познакомить с нравственным качеством человека «доброта», формировать у обучающихся ценностную ориентацию. |
Задачи урока | - учить размышлять над нравственной сутью поступка; - дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя; - способствовать воспитанию доброты, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь. |
Методы и технологии обучения, используемые на уроке | Личностно - ориентированная, сотрудничества, ИКТ, групповая. |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы: беседа, работа с источником информации, комментированное чтение, самостоятельная работа, творческая работа, учебный диалог. |
Необходимые технические средства и наглядности | Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, словарь С.И. Ожегова, запись песен «Дорогою добра», «От улыбки…», раздаточный материал (карточки с пословицами, сигнальные карточки, памятки для детей, карточки с тестом) |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…») ( слайд 1) - Добрый день, дорогие ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем: «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Включение в работу. | |
2. | Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
| -Ребята, я знаю, что все дети любят сказки. -Послушайте одну из них (слайд 2) - Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром. Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал дедушка - волшебник. - Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Верность, пятую – Доброта. На доске представлены карточки с именами девушек. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать… - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь. Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку. Девушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт. - По какой дороге пошли девушки? - Как вы думаете, как звали девушку?
| Дети слушают сказку. Ученики высказывают свое мнение. | Познавательные УУД: (знакомство с произведением) Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем). |
3. | Выявление места и причины затруднения. | - Почему вам трудно выбрать одну из пяти девушек? - Хорошо. Определить по какой дороге пошли эти девушки вам помогут строчки из песни. - Слушайте внимательно! (песня «Дорога добра») (слайд 3) - Кто готов ответить?
| Ответы детей: в жизни нужна и удача, и красота, и верность и т.д. Дети слушают песню. - Дорогой добра. | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | -Каждый человек хочет быть счастливым и для этого старается выбрать правильную дорогу. Сегодня мы тоже отправимся в путь по такой дороге. - Это будет дорога добра. - Попробуем сформулировать тему нашего урока. - Я предлагаю вам, чтобы темой нашего урока стали слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (слайд 4) «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» Л.Н. Толстой Лев Николаевич всю свою жизнь старался делать добро людям. - Какие цели мы можем поставить сегодня на уроке? ( после ответов детей на интерактивной доске появляется слайд с целями урока) (слайд 5) - вспомнить, что включает в себя понятие «доброта»; - поразмышлять, что значит быть добрым; - научиться видеть рядом с собой людей, особенно нуждающихся в доброте. | Примерные ответы детей: дорога добра, доброта и т.д. Ответы детей. | Регулятивные УУД: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; определение темы урока. |
5. | Реализация построенного проекта. | - Для того чтобы достичь поставленных целей, мы должны выполнить несколько заданий. Я прошу вас быть внимательными, активными, помогать мне в работе. - Ребята, мы с вами сегодня говорим о доброте. - Что обозначает это слово? -Где мы можем найти толкование этого слова? - Давайте сверим ваше понимание этого слова с тем, как объясняет его «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. ( у учителя подготовлен словарь) - Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и эту мысль они отразили в пословицах. - Я предлагаю вам задание, которое покажет ваши знания пословиц о доброте. - Работать будем в парах. - Вам необходимо соединить линиями начало пословицы с ее окончанием (приложение 1) Добрые дела | добрый ответ. | Сделаешь добро - | на добрые дела. | Добрый человек | красят человека. | Жизнь дана | несет мир. | На добрый привет - | добро найдешь. | - Итак, давайте проверим, какие пословицы вы составили. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать. | Ответы детей. - В толковом словаре. Один из учеников вслух читает словарную статью (слайд 6) Доброта – отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям. Работа в парах (слайд 7) Вспоминают правила работы в паре. - Работать должны оба. - Свое несогласие высказывай вежливо. - Один говорит, другой слушает. - Если не понял, переспроси. Проверяют выполненное задание | Познавательные УУД: использование словаря. Коммуникативные УУД: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
6. | Первичное закрепление. | - Чему учат эти пословицы? - Какие пословицы о доброте знаете вы? | Ответы детей | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные УУД: систематизация информации. |
7. | Промежуточная рефлексия | - Сейчас на мои вопросы вам нужно отвечать только «да» или «нет», используя при этом сигнальные карточки. Красные треугольники обозначают ответ «да», зеленые - «нет». - Можно ли назвать добрым человека, который: - делает что-то полезное для людей; - делает домашнее задание за кого-то; - ждет, когда его позовут на помощь; - переводит старушку через дорогу. | Работают с сигнальными карточками. | Регулятивные УУД: рефлексия. |
8. | Включение в систему знаний и повторение. | - Можно ли человека заставить быть добрым? - Можно ли стать добрым на время? Почему? - Если человек любит только себя, ищет в дружбе выгоду, то он не имеет ни товарищей, ни друзей. Как вы относитесь к малышам, к старикам, к слабым и беззащитным – по этим поступкам судят о человеке. - Из далекой – далекой древности один греческий философ послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети, ваши дети, будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями». - А в Библии записано: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую господь, Бог твой, дает тебе». - Давайте прочитаем одну поучительную историю, которую написал нам Лев Толстой. - Открываем учебники на стр. 167 (чтение притчи «Старый дед и внучек») (слайд 8) (Ответы на вопросы по тексту) - Почему дедушку не сажали за стол? - Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку? - А Миша зачем сделал лоханку? - Почему заплакали родители? - Как вы думаете, изменилось отношение к дедушке у родителей? - Зачем Толстой рассказал нам эту историю? - Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы относитесь к ним? Не обижают ли ваши родители кого – нибудь? - А посчастливилось ли вам когда – нибудь оказать помощь людям? - Я не случайно употребила слово «посчастливилось», т.к. тот, кто делает добро, более счастлив, чем тот, кто его получает! За добро добром платят. - Давайте будем всегда искренними и дарить добро от всего сердца.
| Ответы детей. Работа по учебнику. Чтение притчи хорошо читающими детьми. Дети отвечают на вопросы к прочитанному тексту. | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем). Познавательные УУД: осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста; установление причинно-следственных связей. |
9. | Самостоятельная работа с самопроверкой. | - Сейчас мы с вами проведем тестирование на тему «Добрый ли ты человек?» (каждому ребенку выдается тест) (приложение 2) - Подсчитайте количество набранных баллов и прочитайте, что этому числу соответствует. | Дети самостоятельно работают с тестом. Дети знакомятся с результатом теста. | Регулятивные УУД: самоконтроль, самооценка. Познавательные УУД : осмысливать цель чтения, извлекать необходимую информацию. |
10. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Ребята наш урок подходит к концу. - Что нового узнали на уроке? - Что было самым интересным на уроке? - Самым трудным? - Сегодня мы много говорили о доброте, о добрых делах, поняли, что рядом с нами есть люди, нуждающиеся в поддержке, в добром слове. - На столах у вас лежат бумажные цветочки. - Напишите на одной из сторон, какое доброе дело вы уже совершили, и какое предполагаете совершить в ближайшее время. (учитель тоже выполняет это задание) - Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Учитель зачитывает несколько ответов). - Посмотрите, какая чудесная поляна у нас получилась! (слайд 9) - В завершение нашего разговора я хотела бы подарить памятки, в которых поделилась с вами советами доброты (приложение 3) (слайд10) - Я думаю, сегодняшний урок должен запомниться вам, и обязательно он запомнится мне. - Спасибо и всего доброго вам! (слайд 11) | Ответы детей. По возможности, выслушать разные мнения. Дети выполняют работу. Дети пишут и приклеивают свой цветочек на «поляну», сделанную из листа ватмана. | Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения. Регулятивные УУД: самоконтроль, самооценка. |