"Наша Родина -Россия"(Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе)
"Наша Родина -Россия"(Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе)
Конспект урока "Наша Родина -Россия" предназначен для учителей начальных классов, ведущих уроки ОРКСЭ,воспитателей, организаторов внеклассной работы. цель данного урока-воспитание в детях чувства любви к Родине,формирование у детей представлений о Руси Православной; воспитание в детях радости от того, что мы живём в России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Наша Родина -Россия"(Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе) »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г.Вольска Саратовской области»
Урок основ религиозных культур
и светской этики.
Блок «Основы православной культуры»
Тема: «Наша Родина – Россия».
4 класс
АВТОР: ПАРФЁНОВА
СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ ВЫСШЕЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
КАТЕГОРИИ МОУ СОШ №6
Г.ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ.
г. Вольск, 2012 г.
Тема: Наша Родина - Россия
Конспект занятия
( Можно поговорить с детьми о России – нашей Родине, о русской природе, добрых обычаях жизни наших предков, о русских святых, наших небесных покровителях.)
Цель:
воспитывать в детях чувство любви к Родине: ее природе, людям, святыням.
формировать у детей представление о Руси Православной.
воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории.
Материал к занятию
1. Слайды русских пейзажей.
2. Иконы русских святых
Подготовка к занятию
Заранее раздать карточки с заданием. Разделить на 4 группы.
Ход занятия:
1.Мобилизующее начало урока.
-Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. И пусть хорошее настроение не покидает вас до конца занятия.
2.Сообщение темы и цели.
Наша сегодняшняя беседа посвящена дорогой для каждого человека, живущего в нашей стране. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы подумайте, о чём сегодня на уроке пойдёт речь.
Виктор Афанасьев
Здесь начинается рай
Путь наш – полями, лесами...
Все наше милое – здесь:
Мы и душой и глазами
Смотрим на все, что тут есть.
– Что же, – нам скажут, – за диво
Сосны да ели, да рожь...
Так ли уж это красиво,
Так ли уж край ваш хорош?
Вместо ответа над рожью
Благовест вдруг пропоет:
– Все здесь святое, все Божье –
Небо, природа, народ!..
В правде стоит, а не в силе
Этот намоленный край;
Дивны просторы России:
Здесь начинается рай.
(Слайд «Наша Родина- Россия»)
Поговорим мы с вами, ребята, о нашем родном крае, о нашей Родине. Её название прозвучало в стихотворении. Давайте произнесём хором. Наша страна называется РОССИЯ.
-По –другому мы ещё называем нашу Родину-Русь, Отечество.
(Открывается слайд «Россия. Русь. Отечество».)
3. У России, у русской земли есть много своего, особенного, того, что люди называют «русским».
– Подумайте и ответьте, про что можно сказать «русский», «русская», «русское», « русские»?
У вас на столе лежат карточки с заданием. Выполните первое задание.
-А теперь послушаем, что у нас получилось.(Читает представитель каждой группы)
А вот что пишет об этом поэт Евгений Санин в своём стихотворении «Романс о России»
(Читает учитель под слайды. На каждую строку слайд.)
Русские дороги.
Русские дома.
Русские пороги.
Русская зима.
Русские закаты.
Русский клёв ерша.
Русские солдаты.
Русская душа.
Русские святые.
Русские глаза.
Русские святыни.
Русская слеза.
Русские морозы.
Русские поля.
Храмы и березы:
Русская земля!
4. -А что для каждого из нас означает понятие «Русская земля» Как её можно назвать по- другому? (Родина)
Подумайте и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?
Дети размышляют и предлагают свои ответы.
Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие
— нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит наш детский сад, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь
— в далеком краю, на чужой стороне.
5.-Поэты, писатели, композиторы тоже размышляют о Родине, с чего она начинается? Послушайте песню поэта Матусовского и композитора Баснера (Слушание песни «С чего начинается Родина?» на фоне слайдов)
-А теперь выполните второе задание в карточке. Подберите однокоренные слова к слову «Родина».
Микроитог: (см.на диске «Основы православной культуры».Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева .Определение слову Родина.)
6.– Скажите,а что видим мы на русских пейзажах?
(Ответ. На русских пейзажах мы видим поля, холмы, леса, тихие спокойные реки, высокие небеса.)
– Какие чувства пробуждаются в душе у человека, когда он смотрит на русские долины, леса, реки: тревожно человеку или спокойно; печально или радостно?
Микроитог. В душе человека, смотрящего на русские просторы, рождается радость, восторг, благодарность Богу за то, что мы в таких краях живем.
Благочестивые, верующие в Бога мудрые русские люди, говорят, что через русскую природу будто беседует с нами Сам Господь Бог, Творец неба и земли. Много полезных нравственных уроков преподносит Он нам через Свое творение. Нужно только уметь видеть, слышать и подмечать эти наставления.
Вот долина: широкая, зеленеющая летом и взращивающая к осени хлеба. (Слайд)
- Она учит такому доброму качеству,как смирение, щедрость, открытость, простота.
-Теперь давайте посмотрим на русскую речку(Слайд) мягко и плавно течет она. Прислушайтесь к тихому плеску воды, посмотрите на тихие изгибы реки.
– Река учит таким добрым чертам характера, как нежность, мягкость, гибкость. Она будто подсказывает, что нельзя быть жестокими, грубыми, злыми, резкими. А еще – обидчивыми, помнящими зло, не умеющими прощать. Давайте будем учиться не обижать друг друга, любить и прощать.
7.На берегах русских рек и озер, среди лесов и в людных городах стоят и украшают русские пейзажи православные храмы. Звон их колоколов много веков оглашал Русскую землю: звал людей на молитву в храм, пробуждал покаянное чувство. ( Слайд)
8. Служа Господу Богу и людям, совершали свой подвиг на Святой Руси русские святые: князья и княгини святители преподобные и праведные.
-Святые - это люди, которые жили по заповедям Божиим. (Слайд с изображением святых.)
-У каждой группы есть стихи о святых. Попробуйте догадаться, о каком святом идёт речь и покажите на слайде этого святого? (Группы выполняют задание)
1 группа
Евгений Санин
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Она была такой прекрасной.
Что, красотой ее пленясь,
К ней воспылал любовью страстной
И в жены взял – Великий князь!
Была такою умной Ольга,
Что – хоть историка спроси! –
Из всех княгинь ее лишь только
Прозвали «Мудрой» на Руси!
Она была еще жестока
И проливала кровь за кровь,
Пока Господь
В мгновенье ока
Не дал ей веру и любовь.
Крестившись, Ольга изменилась
И, не творя отныне зла,
По всей Руси добро и милость,
И Слово Божие несла!
Предвидя, что придется внуку,
Крестя, вести нас к Небесам,
Не так мечу, седлу и луку
Его учила, как псалмам!
Владимир не забыл об этом
И Русь – крестил! А Ольгу мы
Сравним с зарей перед рассветом,
С подснежником в конце зимы!
2 группа
Святой благоверный великий князь Александр Невский
Крестным знаменьем пред битвой
Троекратно осенясь, –
Меч в руке, уста с молитвой, –
Побеждал великий князь!
Закрывали тучи солнце...
Кровь струилась по траве...
Бил он рыцарей-тевтонцев,
Бил он шведов на Неве!
А затем, непобедимый,
Ездил на поклон в Орду,
От земли своей родимой
Отводя собой беду.
Плачь, березовая роща!
Пойте, сосны, песнь свою!..
Было бы погибнуть проще
В самом яростном бою...
Так тянулся год за годом.
И в святую старину
Назван Александр народом
Был страдальцем за страну.
Словно перед главной битвой,
Из последних сил крестясь, –
Крест в руке, уста с молитвой, –
Умирал великий князь...
Кличут вороны со страхом,
Множат эхо по Руси:
Умер Александр монахом,
Принял имя – Алексий!
Сотни лет прошли с той были.
Многие ушли – как дым...
А вот князя не забыли –
Он великим стал святым!
3 группа
Преподобный Сергий Радонежский
Он призывал к миру русских удельных князей, молился о собирании всех княжеств вокруг Москвы, молился о победе русского оружия в Куликовской битве, благословив на нее святого князя Дмитрия Донского.
На подвиг князя провожая,
Он, волю неба выражая,
Монахов дал ему с собой
На зримый и незримый бой.
Своей молитвой многомощной
Молился Сергий денно-нощно
За наших предков и... за нас, –
Ведь битва длится и сейчас!
4 группа
К тебе, о мой небесный покровитель,
Я в мыслях обращаюсь и в стихах.
Тебя, всея Руси родной креститель,
Я чувствую во всех своих делах.
Тебя в эпоху смуты и распада
Державы, заповеданной Христу,
Прошу, молю: ответь, что делать надо,
Чтобы спастись, срастись. Как выжить тут?
В час волка, когда Киев будто вымер,
Без помпы, в одеянии простом
На горку поднимаюсь, где Владимир
Стоит с зелёно-бронзовым крестом.
-Итак, первая группа, прочитайте стихотворение и скажите, о каком святом идёт речь? (Представитель каждой группы читает стихотворение выходит и показывает на слайде, о каком святом идёт речь)
Микроитог: Все святые любили свою Родину и молились о ней.
С чего начинается Россия? Она начинается с нашей любви, с того, что мы готовы сделать ради неё.
9. Исполнение песни учителем
С чего начинается Родина?
Музыка Вениамина Баснера
Слова Протоиререя Артемия Владимирова
1.С чего начинается Родина? (Слайды)
С церквушки над тихой рекой,
Со Спасова древнего образа,
С горящей свечи восковой.
А может она начинается
С молитвы пробабки моей,
С нательного детского крестика,
С причастья у Царских Дверей.
2. С чего начинается Родина?
С часовни у красных ворот,
С Заступницы Матушки Иверской,
К которой стремится народ?
А где же она завершается?
В бездонной небес синеве,
Где время и вечность сливаются
В молитве о Русской Земле!
10.Работа по учебнику «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4-5 классы
стр.4-5.
Итог занятия.
-Почему же Русь называют православной? (Ответы детей)
-Действительно, православная вера лежит в основе нашей истории и культуры. Мир православия, мир бесконечный, добрый и мудрый. И на следующих уроках мы будем знакомиться с ним ближе.
Список использованных источников
Данилюк Александр Ярославович «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4-5 кл. 2010 г.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.В. Кураев-М.: Просвещение, 2010-95 с.: ил.-ISB№978-5-09-024063-5
«Основы православной культуры» 4-5 класс. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева (1 CD)