I. Мотивация к учебной деятельности Цель: создание учебного настроя на деятельность. | Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться : «Доброе утро» - Доброе утро и солнцу, и птицам, - Доброе утро улыбчивым лицам, И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера! - Мир- это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. | Дети улыбаются друг другу. | Давайте и мы улыбнемся друг другу. Пусть наше утро озарится светом добрых улыбок. | Эмоциональный настрой |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии. Цель: тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения. | Создание проблемной ситуации. Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! | Слушают, отвечают на вопросы | А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый? | Познавательные УУД: - логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: - интерес к изучению предмета Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
III. Постановка учебной задачи Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | - Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? (Тема нашего урока: «Добро и зло»). - А какую цель мы перед собой поставим? (Узнаем что такое добро и зло) - А работать мы будем с вами по следующему плану (План записан на слайде) 1.Будем искать… 2. Обсудим… 3. Сделаем вывод… А вот к какому выводу мы придем, узнаете в конце урока. А как вы думаете, что такое добро? - А что такое зло? | Ответы детей Размышления детей | - А что будем искать? - А что будем обсуждать? | Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (составление алгоритма или образца) Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией. | -Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (словарь, учебник ). | Работа в группах | Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло (в учебнике с. 12-13), третья группа заглянет в книгу мудрости – толковый словарь С.И. Ожегова и найдёт там определение добро – зло. | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование - усвоение понятий «добро» и «зло» Коммуникативные УУД: работа в группе (умение работать в команде; умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми) |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (действие по образцу или алгоритму) Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | От каждой группы выступает ученик. - Вот мы с вами нашли и обсудили, что же такое добро и зло. Существует три понятия доброты. - Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. - Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды? - И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом. - В жизни очень важны добрые слова: они помогают приободрить человека, вселить в него уверенность, согреть душу. В противоположность добру всё плохое, вредное, дурное, обман, всё, что относится к беде и несчастью, является злом. Первопричиной зла во многих случаях бывают ссоры между людьми. Нечасто встретишь человека, который никогда в жизни ни с кем не ссорился. В споре следует быть тактичным и сдержанным, разговаривать без упреков. Старайтесь избегать резких споров и ссор, необдуманных поступков. Но если все же ссора состоялась, то поскорее помиритесь, не помня до бесконечности нанесенную вам обиду. Умение прощать является началом доброго отношения к людям. | Высказывания представителей групп, прослушивание ответов детей. | | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний. | - Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. . Пословицы недаром появляются. Без них прожить никак нельзя, Они великие помощницы И в жизни – верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то научают И от беды нас берегут. - У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица. - В чем заключается смысл этих пословиц?. - Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что первый шаг к доброте – это доброе слово. В жизни очень важны добрые слова: они помогают приободрить человека, вселить в него уверенность, согреть душу. Игра «Раздели слова» -Какие слова мы отнесём к понятию «добро», а какие к понятию «зло», распределите их на 2 колонки. Приведите ещё свои примеры слов. -Молоцы! - А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой. - Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно в стихотворениях, песнях, легендах. Некоторые ребята выучили сегодня такие стихотворения и сейчас мы их послушаем. -Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела. Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. | Самостоятельная работа, самопроверка (по слайду) Проверка получившихся пословиц и объяснение их смысла. Работа в парах (проверка по слайду). Чтение стихотворений подготовленными учащимися. Как бы жизнь не летела- Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле Делай доброе дело- Тем живём на земле. Автор: А. Лесных ), (Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века Украшенье человека.) | Не одежда красит человек, а его добрые дела. Кто добро творит, того Бог отблагодарит. Добро не умрёт, а зло пропадёт. Доброе братство дороже богатства. В ком добра нет, в том правды мало. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет. Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм. | Познавательные УУД: -строить речевое высказывание в устной форме; -делать выводы на основе анализа объектов; - осуществлять синтез, составлять целое из частей; Коммуникативные УУД: слушать и понимать других; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; Регулятивные УУД: - понимать цель выполняемых действий; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; в диалоге с учителем оценивать свою работу и работу других учащихся. |
Домашнее задание Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание | - Домашнее задание вы можете выбрать по вашему усмотрению. | Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей | Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом. Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле. Или: Сделайте, коллаж, поделку на тему «Добро и зло». Или: Напишите сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно». | Познавательные УУД: - делать выводы |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. | - А сейчас, я предлагаю вам заполнить вот такое большое сердце нашего класса добрыми словами и пожеланиями друг другу, чтобы в нас долго теплился тот огонёк тепла, который дарит каждое ваше сердечко. Звучит песня «Дорогою добра» (из м/ф «Маленький Мук») (аудиозапись) -Ребята, закончить наш урок я бы хотела словами В.О.Ключевского «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». И помните: всё в ваших руках! | Ответы дети записывают на бумажных сердечках | (На столе у учащихся лежат вырезанные из бумаги маленькие сердечки, на которых они напишут добрые слова и пожелания своим одноклассникам и прикрепят их на большое сердце класса.) | Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке |