КОНСПЕКТ УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
А.П.Гайдар «Совесть»
УМК «Гармония»
Учитель начальных классов: Завертайло Е.А.
Тема урока: А. П. Гайдар «Совесть».
Цели: познакомить учащихся с рассказом А.П. Гайдара «Совесть», формирование умения анализировать поступки героев, чувства и состояния человеческой души, объяснить смысл слов «совесть», «стыд», развивать умения выражать свои мысли к происходящему, развивать навыки выразительного осознанного чтения, содействовать нравственному воспитанию.
Метапредметные результаты:
- высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор;
- анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания;
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, сотрудничать в группе.
Личностные результаты: развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим поступкам.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Сообщение темы урока.
Вводная беседа.
Вам о чём- то говорит фамилия Гайдар?
Свободные высказывания учащихся.
Знакомство с биографией писателя.
Гайдар Аркадий Петрович- известный советский писатель.
Настоящая его фамилия - Голиков. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили.
В 20 лет он был уволен в запас.
Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента.
В своих книгах он поведал о таких качествах, как дружба, отзывчивость, честность, честь.
Любимый жанр писателя - фельетон.
Прочитайте вопросы на доске и определите, на какие из них вы можете ответить, пользуясь текстом.
Как зовут известного советского писателя?
Какова его настоящая фамилия?
Сколько войн прошёл писатель?
Любимый жанр писателя.
Что означает его псевдоним Гайдар?
Ответы детей.
-Правильно, на последний вопрос нет ответа в тексте.
Я вам расскажу. Гайдаром называли в монгольской коннице всадника, высланного в дозор, вперед. Он увлекался книгами о благородных рыцарях , хотел, чтобы все люди были честными и благородными, как они.
Актуализация знаний.
-Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь от людей такие слова «Совсем совесть потерял»?
-О ком так говорят?
Какого человека считают бессовестным? А совестливым?
Мы будем читать произведение Гайдара «Совесть».
Словарная работа. Отработка навыков чтения.
Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.
Читай плавно, по слогам, затем - целыми словами.
За-ло-жен-ной- заложенной
Про-гуль-щик-прогульщик
За-блу-дил-ся-заблудился
У-кра-ден-но-го-украденного
Читай целыми словами
готов-готовь-готовила-приготовила
верь-доверь-доверие-доверчив-доверчивый-доверчивыми.
3.Из каких слов состоит слово ДОБРОДУШНЫЙ? Что оно значит?
Работа над произведением.
Приём антиципации(прогнозирование текста)
Произведение называется «Совесть».
Как вы думаете, о чём оно?
Свободные высказывания учащихся.
Давайте проверим.
Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером» с помощью указки.
Фикультминутка
Проверка первичного восприятия текста.
А) по содержанию:
- Почему Нина не пошла в школу?
- Куда она пошла?
- На кого она наткнулась?
- Как оказался мальчик в роще?
- Что сделала Нина?
- Что случилось с ее связкой книг и завтраком?
- Почему Нина заплакала?
Б) по сюжету:
- где происходит действие?
- когда происходит действие?
Каким вы представляете себе малыша?
Что можете сказать о его совести?
А о Нининой?
На кого бы вам хотелось быть похожим, на малыша или Нину?
Анализ поступков героев произведения.
Что вы можете сказать о Нине? Вы ее осуждаете или жалеете?
А почему она плакала, как вы думаете?
Сравните два предложения:
СЛИШКОМ ХОРОШО ПЕЛИ ПТИЦЫ НАД ГОЛОВОЙ.
ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО БЫЛО НА ЕЕ СЕРДЦЕ.
- Почему птицы пели так хорошо?
- Почему на ее сердце было тяжело? ( Ее сердце грызла беспощадная совесть)
Найдите и прочитайте в каких строках заключена основная мысль рассказа? (И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть).
- Как вы думаете, осознала ли свой поступок Нина? ( От этого поступка ей было стыдно).
Можно ли слова совесть и стыд назвать близкими по своему значению?
А теперь ответьте, что такое совесть, что такое стыд?
Работа по словарю.
По словарю Ожегова «Совесть – это чувство нравственной ответственности за свои поступки», «Стыд – чувство смущения, раскаяния от сознания предосудительности поступка».
- Было ли тебе когда-нибудь стыдно за свои поступки?
- Всегда ли в этом случае ты правильно поступал?
Самостоятельная работа.
Тема: Аркадий Петрович Гайдар
«Совесть».
1.Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Автор произведения:
А) К.Г.Паустовский
Б) А.С.Пушкин
В) А.П.Гайдар
2.Это произведение…
А) сказка
Б) рассказ
В) стихотворение
3.Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.
А) Поспешишь - людей насмешишь.
Б) Семеро одного не ждут.
В) На обмане далеко не уедешь.
4.Согласен ли ты с выражением: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна».
А) да
Б) нет.
Заключительная беседа.
Как вы понимаете выражение из рассказа?
И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть. Случалось ли так, что у вас было тяжело на сердце? Кто в этом виноват? Надо стремиться быть в жизни совестливым человеком, порядочным и правдивым.
Домашнее задание.