kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Граница между добром и злом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости    определенного поведения,              обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи:

в области ценностей:

-формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

-развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их   с общечеловеческими ценностями;

в области ценностей:

-повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий  в коллективе.

в области знаний:

ученики смогут дать определение добра и зла; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;

Виды деятельности:

беседа, устный рассказ  выдвижение гипотезы, выборочное чтение, работа с иллюстрацией, обсуждение и анализ  ситуаций, работа в парах, групповая работа.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Граница между добром и злом»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кехотская средняя общеобразовательная школа»














Тема: Граница между добром и злом


Курс: «ОРКСЭ»

Образовательной системы «Школа 2100»















Автор:

Алипатова Дарья Георгиевна


учитель начальных классов










Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости    определенного поведения,              обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи:

в области ценностей:

-формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

-развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их   с общечеловеческими ценностями;

в области ценностей:

-повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий  в коллективе.

в области знаний:

ученики смогут дать определение добра и зла; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;

Виды деятельности:

беседа, устный рассказ  выдвижение гипотезы, выборочное чтение, работа с иллюстрацией, обсуждение и анализ  ситуаций, работа в парах, групповая работа.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.


Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Проверка домашнего задания.

1 2 3 1 2 1 2 3 5 2

– Отгадайте загадку, основанную на русских пословицах.

Человек без НЕЁ, что соловей без песни.

На чужой стороне ОНА милей вдвойне.

У народа один дом – ОНА.

Одна у человека мать, одна у него и ОНА.

Береги ЕЁ, как зеницу ока.

ОНА – мать, чужбина – мачеха. (Родина.)


– Соедините пословицы, выберите из них ту, которая отражает тему вашего домашнего задания, поясните почему.

Если дружба велика,

дороже всякого богатства.


Если народ един,

дружбой сильны.


Народы нашей страны

будет Родина крепка.


Народное братство


Родина.


У народа один дом –


он непобедим.


Заслушиваются ответы детей, также рекомендуется устроить в классе выставку детских проектных работ по теме.



Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.


Личностные результаты

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.





II. Подготовка к изучению главы 1.

1 2 1 2 3 1 2 3 5

– Просмотрите с. 15. Обсудите в парах и объясните своими словами, что хотели сказать авторы учебника, когда составляли её?

– Зачем ставить цели, составлять план? Зачем знать и понимать, чему мы будем учиться?

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

1 2 3 1 2 1 2 3 5 1 2

Работа с текстом на с. 16 до чтения:

– Откройте учебник на с. 16 и прочитайте тему нашего урока.

«Граница между добром и злом».


– Что означает слово граница? (То, что отделяет, отличает одно от другого, разграничивает что-то.)

– В толковом словаре Ожегова есть такое значение этого слова: «Область соприкосновения разных, но связанных между собою процессов, явлений и т.п.».

– Почему нужна граница между добром и злом? (Это противоположные, но связанные друг с другом понятия.)

– Какой вопрос возникает? (Как отличить добро от зла? Где находится эта граница?)

Вопросы и мнения детей принимаются без обсуждения.

– Давайте обратимся к тексту на с. 16.

Работа с текстом на с. 16 после чтения:

– Что удивляет Игоря и что непонятно Оле?

– Оля была удивлена, что Игорь не поздоровался с ней, не откликнулся на её доброе приветствие. А он не понимал, почему надо выполнять какие-то правила.

– Вот почему мы говорим о границе. Чтобы знать, что правильно, а что неправильно, надо знать, как определить правила, общие для всех.

– Что нельзя переступать, как государственную границу? (Принятые среди людей правила, нормы поведения.)

– Как определить, какой поступок хороший, добрый, а какой – злой? (Зависит от ситуации, нужно прислушаться к мнению значимых для тебя людей, знать, какие нормы поведения существуют.)



– Сравните мнения Оли и Игоря о правилах поведения людей. (Мнение Оли: «Люди живут по определённым правилам и приучают к ним детей с раннего возраста». Мнение Игоря: «Откуда взрослые знают эти правила? Может быть, их исполнение совсем необязательно».)

– Какой вопрос возникает в этой ситуации? (По каким правилам живут люди? Кто их придумал? Обязательно ли всем их соблюдать?)

– Сравните свой вопрос с авторским на с. 75. («На чём основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?»)



IV. Актуализация знаний.


1 2 3 1 2 1 2 1 2

– Повторить понятия, которые нам сегодня пригодятся на уроке, поможет игра «Твой номер».

Учитель составляет на доске пронумерованный список понятий:

1. Ценности.

2. Идеалы.

3. Духовность.

4. Вежливость.

5. Культура.

Каждый учащийся получает номер от 1 до 5. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками или другим принятым в классе способом.


– Вспомним уроки вежливости из учебника литературного чтения 1-го класса «Капельки солнца». Помните, чему учили вас эти уроки?

(Как относиться к своим игрушкам, беречь их. Как правильно дружить и не ссориться, помогать друзьям.)

– Верно, вы научились соблюдать определённые правила, чтобы быть вежливыми, культурными.


  1. Физкультминутка «Топаем - хлопаем».

- Поиграем в игру «Топаем – хлопаем». Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. Приготовились.

  • Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.

  • Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.

  • Старшие ученики обижают младших.

  • Ученики дарят цветы учительнице.

  • Ребёнок помогает маме в работе по дому.

  • Отнять у младшего деньги.

  • Ударить ногой собаку.

  • Помочь однокласснику в учебе.

  • Помирить поссорившихся друзей.

  • Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.

  • Отвести домой заболевшего друга.




V. Решение проблемы, открытие новых знаний.



1 2 1 2 1 2 3 1 2

Работа с текстом «В чём заключается мудрость сказок?» до чтения.

– Вспомните, что обычно читают маленьким детям взрослые. (Сказки.) Что читали вам в детстве родители? А вы не задумывались, зачем?

– Может быть, текст нам поможет? Давайте прочитаем, в чём заключается мудрость сказок.

Дети читают текст самостоятельно, ведя диалог с автором.

Работа с текстом «В чём заключается мудрость сказок?» после чтения.

– Зачем в детстве читать сказки? (Чтобы объяснить ребёнку, что хорошо, а что плохо.)

– В чём заключается мудрость сказок? («Сказки учат, как правильно себя вести, помогают разобраться в себе и в отношениях с другими людьми».)

– Кто же определяет запреты на неправильные поступки? (Общее мнение всех людей.)


– На основе чего? (На основе культуры. Она началась с формирования представлений о добре и зле.)

– Помните, на одном из уроков вежливости мы говорили о пожеланиях и приветствиях?

– А на чём же основаны правила приветствия? (На том, что помогает людям в жизни. Пожелание добра приносит радость, поднимает настроение.)

– Вернёмся к Оле и Игорю. Почему Оля ждала от Игоря доброго приветствия?

– А может быть, Оле надо было сказать Игорю именно эти слова: «Смотри, ты ведь не рад, и я расстроилась. Давай вернём всё назад, как в сказке, и пожелаем друг другу доброго утра»?

– Есть ли какой-нибудь справочник, в который можно было бы заглянуть и прочитать все правила поведения и даже их названия?

Работа с текстом «Названия для правил поведения» до чтения.

– Просмотрите текст и найдите в нём слова, выделенные жирным шрифтом. Почему авторы их выделили? Зачем?

– Можете ли вы до чтения текста объяснить своими словами, что они означают?

– Прочитайте текст и подчеркните правила поведения.

Работа с текстом «Названия для правил поведения» после чтения.

– Прочитайте правила, которые вы подчеркнули.


– Какие же качества человека называют нравственностью?

– Прочитайте, что утверждает мораль.

– А вы согласны, что добрые качества дороже богатства? Почему?

– Так кто же определяет, что дороже: деньги или доброта, дружба, честность?

– А есть ли справочник по этим правилам? (Есть наука этика, она изучает и формулирует правила поведения.)



VI. Выражение

решения проблемы.


1 2 3 1 2 1 2 1 2

Учитель возвращает учащихся к проблемному вопросу, который был сформулирован в начале урока. Один из возможных ответов на него таков: «Эти правила устанавливает общество на основе традиций культуры поведения, этики, нравственности, морали».

– Сравните свой вывод с авторским на с. 19.


VII. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Учитель предлагает учащимся выполнить продуктивные задания по теме урока (с. 14).

– Объясните своими словами, как вы понимаете смысл выражений. Можете использовать свой жизненный и читательский опыт, а также тексты учебника (с. 8–13).

1-я группа: духовные ценности общества.

2-я группа: духовные идеалы общества.

3-я группа: название учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Выступление каждой группы заслушивается и оценивается.

Учитель предлагает учащимся решить жизненную ситуацию (с. 14).

Ситуация. Ты очень спешишь домой, где тебя ждут вкусный обед, интересная книга, увлекательная игра. Открыв дверь подъезда, ты видишь соседку, которая пытается выйти на улицу, держа на руках маленького ребёнка и толкая перед собой коляску. Не останавливаясь, ты пробегаешь первые ступеньки лестницы и только тогда соображаешь, что соседке будет очень непросто самой открыть дверь подъезда.

– Как поступить в этой ситуации, чтобы почувствовать себя настоящим человеком?

Заслушиваются мнения детей.

– А теперь попробуйте придумать другую похожую жизненную задачу.

Учащиеся предлагают свои ситуации и обсуждают их.



VIII. Домашнее задание.


– Выберите один из вариантов домашнего задания или составьте своё по теме урока.

  1. Подбери пословицы разных народов России на любую тему, которая поможет тебе доказать общность духовных ценностей и идеалов у людей разных национальностей.

  2. Собери с помощью одноклассников рецепты вкусных и полезных национальных блюд. Создай книгу самых интересных рецептов.

3. Узнай, ребята каких национальностей учатся в твоем классе. Устрой с их помощью выставку-демонстрацию национальных костюмов.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Граница между добром и злом

Автор: Алипатова Дарья Георгиевна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 251089

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Технологическая карта урока на тему « Граница между добром и злом»"
    ["seo_title"] => string(68) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_na_temu_granitsa_mezhdu_dobrom_i_zlom"
    ["file_id"] => string(6) "481890"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1540348684"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности – основа ценностной ориентации современной молодёжи»"
    ["seo_title"] => string(121) "vospitaniie-kazakhstanskogho-patriotizma-i-ghrazhdanstviennosti-osnova-tsiennostnoi-oriientatsii-sovriemiennoi-molodiozhi"
    ["file_id"] => string(6) "302099"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457064111"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Дискуссионный клуб "Свобода, ответственность, выбор" "
    ["seo_title"] => string(49) "diskussionnyi-klub-svoboda-otvietstviennost-vybor"
    ["file_id"] => string(6) "165570"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422816452"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) ""Семья. Нравственное воспитание" "
    ["seo_title"] => string(34) "siem-ia-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "120854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413817446"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "В.Г. Короленко «Слепой музыкант»"
    ["seo_title"] => string(33) "v-g-korolienko-sliepoi-muzykant-1"
    ["file_id"] => string(6) "312378"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459338345"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства