Цели:
- выяснить, какой смысл вкладывают современные подростки в понятия: «свобода», «ответственность», «выбор»; какую смысловую нагрузку данные понятия несут с точки зрения научной терминологии; сравнить данные позиции;
- выделить связи между понятиями: «свобода», «ответственность», «выбор»;
- формирование у учащихся умения формулировать и отстаивать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме;
- воспитание гражданственности.
- Вводное слово ведущего:
- объявление темы;
- знакомство с гостями;
- объяснение условий проведения дискуссии.
- Дискуссия
ЧАСТЬ 1 – «СВОБОДА»
А) Что такое свобода? (Мнение участников клуба).
Ведущий:
С точки зрения философии свобода – это:
- важнейшая ценность цивилизованного человечества;
- осознанная необходимость;
- это форма связи человека с другими людьми.
В христианском вероучении свобода – это:
- божий дар;
- возможность самостоятельного выбора между добром и злом;
Б) Нет ли на Ваш взгляд противоречия в христианской трактовке данного понятия между словами – «дар», «возможность», «самостоятельность».
Ведущий:
Во время обмена мнениями по первому вопросу были даны разные трактовки одного и того же понятия «свобода», что свидетельствует о многогранности и многозначности данного слова.
Я хотела бы задать Вам следующий вопрос:
В) Есть ли границы у свободы? Бывает ли свобода абсолютной? (Мнение участников клуба).
Ведущий:
В результате дискуссии мы пришли к выводу о том, что свободы абсолютной (безграничной) быть не может. Полная свобода одного человека означала бы произвол в отношении другого. В обществе, где существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение, под их влиянием складывается модель «должного поведения» человека. С учётом этих правил человек поступает и действует, принимая те или иные решения. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основание, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.
Каждый человек в своей жизни ежесекундно сталкивается с необходимостью принимать сотни решений, иногда даже не осознавая, что он именно в этот момент делает выбор. Чаще всего, выбирая, человек руководствуется меньшим из зол. Но когда наступает необходимость выбора не из двух вариантов, а из трех, пяти, десяти возможностей, то очень часто человек попадает в тупик, выход из которого может занять много времени. Как следствие, в результате мы имеем упущенные возможности.
ЧАСТЬ 2 – «ВЫБОР»
А) Мы переходим ко второй части дискуссии и для этого давайте попытаемся дать характеристику понятия «выбор». Что такое на Ваш взгляд «выбор»? (Мнение участников клуба).
Ведущий:
Наша дискуссия доказывает, что понятие термина «выбор» так же, как и понятие термина «свобода» имеет множество значений. В психологии « выбор» означает наличие различных вариантов для осуществления воли. А техническая деятельность классифицирует «выбор» как разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив. Политический выбор – это степень готовности мыслить по государственному, умение отличать истинного государственного деятеля от популиста.
Необходимо понимать, что бы вы ни выбрали - это Ваш выбор, Ваш путь, Ваша дорога. Ещё мудрый царь Соломон говорил: «Выбор - это не то, что мы выбираем. Выбор - это то, от чего мы отказываемся. Всякий раз, выбирая что-то одно, ты отказываешься от всего остального. Положи себе за правило знать, от чего ты отказываешься. Это спасёт тебя от никчёмных метаний и излишних разочарований. Всегда помни об этом, и твой путь будет чист и исполнен истины».
Б) Кто и что оказывает влияние на выбор, который мы делаем? (Мнение участников клуба).
Ведущий:
Подведём итоги дискуссии. На наш выбор влияют: родители, друзья, одноклассники, учителя и т.д. Наш выбор ограничен нормами морали и права. Но это наш выбор, несмотря ни на что. Это можно проиллюстрировать строками из стихотворения Юрия Левитанского:
« Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе!
Каждый выбирает для себя
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя».
ЧАСТЬ 3 – «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
А) Осуществляя свой выбор, мы всегда должны помнить о личной ответственности за него. Так что же такое ответственность? (Мнение участников клуба).
Ведущий:
Итак, можно подвести итог третьему этапу нашей дискуссии.
Ответственность – это:
- очень сильная черта характера;
- определённость, надёжность, честность;
- обязанность и готовность кого-либо отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия;
- добросовестность и дисциплинированность;
- это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение; правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение.
И.Бродский говорил «Если свободный человек падает, он никого в этом не винит». И он прав, так как за все свои действия каждый человек несёт сам полную ответственность
Регуляторы ответственности:
- совесть
- закон
- нормы морали
Ведущий:
На этом наша дискуссия завершена. Спасибо за Вашу активность по обсуждаемым вопросам.