kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дискуссионный клуб "Свобода, ответственность, выбор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • выяснить, какой  смысл вкладывают современные подростки в понятия: «свобода», «ответственность», «выбор»; какую смысловую нагрузку данные понятия несут с точки зрения научной терминологии; сравнить данные позиции;
  • выделить связи между понятиями: «свобода», «ответственность», «выбор»;
  • формирование у учащихся умения формулировать и отстаивать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме;
  • воспитание гражданственности.
  1. Вводное слово ведущего:
  • объявление темы;
  • знакомство с гостями;
  • объяснение условий проведения дискуссии.
  1. Дискуссия

ЧАСТЬ 1 – «СВОБОДА»

А) Что такое свобода? (Мнение участников клуба).

Ведущий:

          С точки зрения философии свобода – это:

  • важнейшая ценность цивилизованного человечества;
  •  осознанная необходимость;
  • это форма связи человека с другими людьми.

      В христианском вероучении свобода – это:

  • божий дар;
  • возможность самостоятельного  выбора между добром и злом;

  Б) Нет ли на Ваш взгляд противоречия в христианской трактовке данного  понятия между словами – «дар»,  «возможность», «самостоятельность».

Ведущий:

      Во время обмена мнениями по первому вопросу были даны разные трактовки одного и того же понятия «свобода», что свидетельствует о многогранности и многозначности данного слова.

      Я хотела бы задать Вам следующий вопрос:

  В)  Есть ли границы у свободы? Бывает ли свобода абсолютной?  (Мнение участников клуба).

 Ведущий:

      В результате дискуссии мы пришли к выводу о том, что свободы абсолютной (безграничной) быть не может. Полная свобода одного человека означала бы произвол в отношении другого. В обществе, где существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение, под их влиянием складывается модель «должного поведения» человека. С учётом этих правил человек поступает и действует, принимая те или иные решения. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основание, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

        Каждый человек в своей жизни ежесекундно сталкивается с необходимостью принимать сотни решений, иногда даже не осознавая, что он именно в этот момент делает выбор. Чаще всего, выбирая, человек руководствуется  меньшим из зол. Но когда наступает необходимость выбора не из двух вариантов, а из трех, пяти, десяти возможностей, то очень часто человек попадает в тупик,  выход из которого может занять много времени. Как следствие, в результате мы имеем упущенные возможности.

       ЧАСТЬ 2 – «ВЫБОР»

А) Мы переходим ко второй части дискуссии и для этого давайте попытаемся дать характеристику понятия «выбор». Что такое на Ваш взгляд «выбор»?  (Мнение участников клуба).

Ведущий:

      Наша дискуссия доказывает, что понятие термина «выбор»  так же, как и понятие термина «свобода» имеет множество значений. В психологии « выбор» означает наличие различных вариантов для осуществления воли. А техническая деятельность классифицирует  «выбор»  как разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив.  Политический выбор – это степень готовности мыслить по государственному, умение отличать истинного государственного деятеля от популиста.

     Необходимо  понимать, что бы вы ни выбрали - это Ваш выбор, Ваш путь, Ваша дорога.  Ещё мудрый царь Соломон говорил: «Выбор - это не то, что мы выбираем. Выбор - это то, от чего мы отказываемся. Всякий раз, выбирая что-то одно, ты отказываешься от всего остального. Положи себе за правило знать, от чего ты отказываешься. Это спасёт тебя от никчёмных метаний и излишних разочарований. Всегда помни об этом, и твой путь будет чист и исполнен истины».

Б) Кто и что оказывает влияние на выбор,  который мы делаем? (Мнение участников клуба).

 Ведущий:

        Подведём итоги дискуссии. На наш выбор влияют: родители, друзья, одноклассники, учителя и т.д. Наш выбор ограничен нормами морали и права. Но это наш выбор, несмотря ни на что. Это можно проиллюстрировать строками из стихотворения Юрия Левитанского:

      « Каждый выбирает для себя

       Женщину, религию, дорогу,

       Дьяволу служить или пророку

       Каждый выбирает для себя.

                                                     Каждый выбирает по себе

                                                      Слово для любви и для молитвы.

                                                      Шпагу для дуэли, меч для битвы

                                                      Каждый выбирает по себе!

       Каждый выбирает для себя

       Выбираю тоже, как умею.

       Ни к кому претензий не имею.

       Каждый выбирает для себя».

   ЧАСТЬ 3 – «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

    А) Осуществляя свой выбор, мы всегда должны помнить о личной ответственности за него. Так что же такое ответственность?                   (Мнение участников клуба).

            Ведущий:

           Итак, можно подвести итог  третьему этапу нашей дискуссии.

          Ответственность –  это:

  • очень сильная черта характера;
  •  определённость, надёжность, честность;
  • обязанность и готовность кого-либо отвечать  за совершенные действия, поступки и их последствия;
  • добросовестность и дисциплинированность;  
  • это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение;  правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение.

               И.Бродский  говорил «Если свободный человек падает, он никого в этом не винит». И он прав, так как за все свои действия каждый человек несёт сам       полную ответственность

       Регуляторы ответственности:

  • совесть
  • закон
  • нормы морали

       Ведущий:

           На этом наша дискуссия завершена. Спасибо за Вашу активность по  обсуждаемым вопросам.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дискуссионный клуб "Свобода, ответственность, выбор" »


Сценарий проведения дискуссионного клуба на тему «Свобода,

ответственность, выбор»

Автор: Садовская И.А., учитель истории и

обществознания

Цели:

  • выяснить, какой смысл вкладывают современные подростки в понятия: «свобода», «ответственность», «выбор»; какую смысловую нагрузку данные понятия несут с точки зрения научной терминологии; сравнить данные позиции;

  • выделить связи между понятиями: «свобода», «ответственность», «выбор»;

  • формирование у учащихся умения формулировать и отстаивать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме;

  • воспитание гражданственности.

  1. Вводное слово ведущего:

  • объявление темы;

  • знакомство с гостями;

  • объяснение условий проведения дискуссии.

  1. Дискуссия

ЧАСТЬ 1 – «СВОБОДА»

А) Что такое свобода? (Мнение участников клуба).

Ведущий:

С точки зрения философии свобода – это:

  • важнейшая ценность цивилизованного человечества;

  • осознанная необходимость;

  • это форма связи человека с другими людьми.

В христианском вероучении свобода – это:

  • божий дар;

  • возможность самостоятельного выбора между добром и злом;

Б) Нет ли на Ваш взгляд противоречия в христианской трактовке данного

понятия между словами – «дар», «возможность», «самостоятельность».

Ведущий:

Во время обмена мнениями по первому вопросу были даны разные трактовки одного и того же понятия «свобода», что свидетельствует о многогранности и многозначности данного слова.

Я хотела бы задать Вам следующий вопрос:

В) Есть ли границы у свободы? Бывает ли свобода абсолютной? (Мнение

участников клуба).

Ведущий:

В результате дискуссии мы пришли к выводу о том, что свободы абсолютной (безграничной) быть не может. Полная свобода одного человека означала бы произвол в отношении другого. В обществе, где существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение, под их влиянием складывается модель «должного поведения» человека. С учётом этих правил человек поступает и действует, принимая те или иные решения. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основание, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

Каждый человек в своей жизни ежесекундно сталкивается с необходимостью принимать сотни решений, иногда даже не осознавая, что он именно в этот момент делает выбор. Чаще всего, выбирая, человек руководствуется меньшим из зол. Но когда наступает необходимость выбора не из двух вариантов, а из трех, пяти, десяти возможностей, то очень часто человек попадает в тупик, выход из которого может занять много времени. Как следствие, в результате мы имеем упущенные возможности.

ЧАСТЬ 2 – «ВЫБОР»

А) Мы переходим ко второй части дискуссии и для этого давайте попытаемся дать характеристику понятия «выбор». Что такое на Ваш взгляд «выбор»? (Мнение участников клуба).

Ведущий:

Наша дискуссия доказывает, что понятие термина «выбор» так же, как и понятие термина «свобода» имеет множество значений. В психологии « выбор» означает наличие различных вариантов для осуществления воли. А техническая деятельность классифицирует «выбор» как разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив. Политический выбор – это степень готовности мыслить по государственному, умение отличать истинного государственного деятеля от популиста.

Необходимо понимать, что бы вы ни выбрали - это Ваш выбор, Ваш путь, Ваша дорога. Ещё мудрый царь Соломон говорил: «Выбор - это не то, что мы выбираем. Выбор - это то, от чего мы отказываемся. Всякий раз, выбирая что-то одно, ты отказываешься от всего остального. Положи себе за правило знать, от чего ты отказываешься. Это спасёт тебя от никчёмных метаний и излишних разочарований. Всегда помни об этом, и твой путь будет чист и исполнен истины».

Б) Кто и что оказывает влияние на выбор, который мы делаем? (Мнение

участников клуба).

Ведущий:

Подведём итоги дискуссии. На наш выбор влияют: родители, друзья, одноклассники, учителя и т.д. Наш выбор ограничен нормами морали и права. Но это наш выбор, несмотря ни на что. Это можно проиллюстрировать строками из стихотворения Юрия Левитанского:

« Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе!

Каждый выбирает для себя

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя».

ЧАСТЬ 3 – «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

А) Осуществляя свой выбор, мы всегда должны помнить о личной

ответственности за него. Так что же такое ответственность?

(Мнение участников клуба).

Ведущий:

Итак, можно подвести итог третьему этапу нашей дискуссии.

Ответственность – это:

  • очень сильная черта характера;

  • определённость, надёжность, честность;

  • обязанность и готовность кого-либо отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия;

  • добросовестность и дисциплинированность;

  • это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение; правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение.

И.Бродский говорил «Если свободный человек падает, он никого в этом не винит». И он прав, так как за все свои действия каждый человек несёт сам полную ответственность.

Регуляторы ответственности:

  • совесть

  • закон

  • нормы морали

Ведущий:

На этом наша дискуссия завершена. Спасибо за Вашу активность по

обсуждаемым вопросам.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Дискуссионный клуб "Свобода, ответственность, выбор"

Автор: Садовская Ирина Анатольевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Выступление "Формы, приёмы и методы педагогической поддержки детей различного уровня развития и воспитанности""
    ["seo_title"] => string(80) "vystuplieniie_formy_priiomy_i_mietody_piedaghoghichieskoi_poddierzhki_dietiei_ra"
    ["file_id"] => string(6) "424725"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1501590689"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства