Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему « Граница между добром и злом»»
УРОК по ОРКСЭ « Граница между добром и злом»
Цель урока: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека.
Задачи урока: научить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
формулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком; индивидуально найти и назвать особенности добродетельных поступков.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: извлекать информацию из текста; работать с информацией, представленной в разных формах; строить речевое высказывание в устной форме; объяснять понятия: добро, зло.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; приобретать опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности; договариваться о правилах общения и поведения; формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные УУД: сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей; делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Предметные УУД: осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; выстраивать конструктивные отношения в обществе; формировать первоначальных представлений о светской этике.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия, на основе которых рождается мораль, нравственность, этика.
Оборудование: проектор, мультимедийная доска, компьютер, раздаточный материал –кружки
Ход урока:
Организационный момент.
( Учащиеся настраиваются на урок).
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее,
Начнем скорей урок!
Формулирование темы урока.
-Ребята, послушайте стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
(Прослушав стих, учащиеся выделяют строки: «Что такое хорошо и что такое плохо»).
А как вы понимаете слова?
- Как вы думаете, о чём у нас сегодня на уроке пойдёт речь?
-Правильно, мы сегодня поговорим о добре и зле.
- А тема нашего урока звучит так: «Границы добра и зла».
- А что такое добро, зло и граница мы попробуем с вами выяснить на протяжении нашего урока.
Определение проблемы урока.
исследовательская работа в группах
- Я попрошу ребят дать определение понятия «Добро», «Зло», пользуясь толковым словарём 1 ученик найдёт и прочитает значение слова добро.
2 ученик найдёт и прочитает значение слова зло.
3ученик узнает из словаря и зачитает значение слова граница.
(Учащихся зачитывают определение этих слов Добро – это всё светлое и положительное, Зло – это всё тёмное и отрицательное, а Граница – это то, что отличает эти два понятия друг от друга.
Данные работы групп вывешиваются на доску. Учащиеся выясняют, что Добро и Зло противоположные понятия и будут всегда сопутствовать друг другу.)
работа с учебником
– Давайте обратимся к тексту на с. 16.
Работа с текстом на с. 16 после чтения:
– Что удивляет Игоря и что непонятно Оле?
– Оля была удивлена, что Игорь не поздоровался с ней?
– Вот почему мы говорим о границе. Чтобы знать, что правильно, а что неправильно, надо знать, как определить правила, общие для всех.
– Что нельзя переступать границу, т.е. принятые среди людей правила, нормы поведения.
– Как определить, какой поступок хороший, добрый, а какой – злой?
– Сравните мнения Оли и Игоря о правилах поведения людей.
– Какие вопросы возникают в этой ситуации?
– Сравните свой вопрос с авторским на с. 75. СЛАЙД
Актуализация знаний
работа со словарём учебника (Учащиеся составляют план действий. СЛАЙД)
Ценности, идеалы, духовность. (Учащиеся раскрывают понятия при помощи словаря, расположенного в конце учебника).
- Когда мы определяем проблему, как мы дальше планируем свою деятельность?
- Нам нужно вспомнить понятия, чтобы ответить на все заданные вопросы?
- Какого человека можно назвать добрым? Злым? (выслушиваются ответы детей)
Физ.минутка
Игра «Угадай – кА!»»
- А сейчас мы немного поиграем.
Учитель называет сказочного героя. Если он добрый, дети поднимают рука вверх, если злой-закрывают ладошками глаза.
Решение проблемы урока, открытие новых знаний.
работа с учебником
(Учащиеся читают текст самостоятельно. Зачитывают цитаты из текста для ответов на вопросы)
- А вот в чём заключается мудрость сказки, вы узнаете из статьи учебника на с. 17?
– Зачем в детстве читать сказки? (Сказки учат, как правильно себя вести, помогают разобраться в себе и в отношениях с другими людьми)
– Кто же определяет запреты на неправильные поступки?
– На основе чего? (На основе культуры)
– Мы часто говорили о вежливости. А на чём же основаны правила приветствия? (На том, что помогает людям в жизни)
Работа в парах
Работа с текстом «Названия для правил поведения» до чтения.
- Сейчас вам предлагается поработать в группах.
– Прочитайте.
1 колонка выделит в 1 абзаце правила поведения, которые определяет мораль;
2 колонка выделит во втором абзаце правила, которые определяет нравственность;
3 колонка выделит в 3 абзаце правила поведения предполагаемые этикой
- Правила, которые помогают объяснять добрые и злые поступки, называются моралью.
-Добрые поступки важнее, чем красота и богатство.
- Каждое правило морали превращается во внутреннее качество самого человека. Эти добрые качества и есть нравственность.
- Мораль и нравственность складывались в общении людей друг с другом. А их правила образовали целую науку о правилах поведения людей – этику.
Итог урока
- Давайте сравним вывод, который у нас с вами получился, с авторским. (Учащиеся соглашаются с выводом автора и подтверждают схожесть своего вывода с авторским)
- А чтобы нам успешно закончить начатый разговор, послушайте притчу «Два волка»
Работа после прочтения притчи:
- А какого волка кормите вы?
- А как победить злого волка?
-А к каким людям при общении тянетесь вы?
-Чему учит эта притча?
-Добрым быть легко или трудно?
-Надо ли учиться доброте?
- Что приносят злые поступки людям?
-Что можно сделать, чтобы добра было больше?
-Подытожим, соединив начало и конец пословиц:
Добро помни, что есть добрые люди.
Злой не верит, а зло пропадет.
Злому — смерть, а худо ко дну.
Добро кверху, а доброму — воскресение.
Добро не умрет, а зло забывай.
Домашнее задание.
Создать памятку «Как стать добрым».
Рефлексия
• Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
• Я мог выполнить работу значительно лучше;
• Я плохо работал на уроке.
Уходя, прикрепите свой кружок на ступеньку лестницы успеха.