"Добро и зло". Курс: «Основы религиозных культур и светской этики»
"Добро и зло". Курс: «Основы религиозных культур и светской этики»
ДАННЫЙ УРОК ПОЗВОЛЯЕТ^Сформировать умение в процессе анализа поступков героев давать определения добра и зла, милосердия, сострадания, уважительного отношения друг к другу;; Сформулировать качества, необходимые добродетельному человеку, как приобрести эти качества; Формировать этических форм поведения в обществе и общения друг с другом; Развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; Содействовать развитию эмоционально-образного и аналитического мышления·
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Добро и зло". Курс: «Основы религиозных культур и светской этики» »
Урок—дискуссия.
Тема: «Добро и Зло».
Составила:
Федоркина Марина Владимировна
Учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 1576 Спш 212
г. Москва
2015 год.
Курс:«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы светской этики»
Тип урока: урок-дискуссия.
Тема: «Добро и Зло».
Задачи:
Образовательные:
Сформировать умение в процессе анализа поступков героев давать определения добра и зла, милосердия, сострадания, уважительного отношения друг к другу;
Сформулировать качества, необходимые добродетельному человеку, как приобрести эти качества;
Развивающие:
Формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
Развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
Содействовать развитию эмоционально-образного и аналитического мышления;
Воспитательные:
Познакомить с понятиями «добро» и « «зло», «милосердие» и «сострадание»;
Содействовать воспитанию положительных качеств личности, уважительного, внимательного отношения к людям;
Содействовать повышению уровня сплоченности, взаимопонимания взаимоотношений в социуме.
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Организация деятельности учащихся на начало урока.
- Наш урок пройдёт в форме дебатов. Может кто-нибудь знает, что такое дебаты?
(Дебаты - это обмен мыслями, мнениями между двумя сторонами.)
-Раз каждая сторона будет высказывать свои мысли, то какие правила надо соблюдать?
2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
Учитель. При подготовке к уроку мы провели анкету. Первым вопросом которой, был: «Чего на земле больше добра или зла?» Меня обеспокоили ваши ответы, поэтому наш сегодняшний урок называется «Добро и Зло».
По левую руку сидят те, кто считает, что на земле больше добра, по правую - зла. Давайте поговорим почему же вы так считаете? Докажите примерами из жизни и из литературных произведений. Постарайтесь убедить другую сторону в своём мнении.
ИДЁТ ДИСКУССИЯ.
Учитель. А теперь давайте поговорим о добрых и злых персонажах сказок. Дайте
РАБОТА НАД ПРОБЛЕМОЙ. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
ПОРТРЕТ ДОБРА.
Учитель. Сейчас вы побываете в роли художников, мы будем рисовать словесный портрет «Добра». На доске прикреплены качества человека, вы должны выбрать только необходимые для написания портрета: мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм. (Дети рисуют словесный портрет «добра»).
- Приведите примеры добрых и злых поступков.
- Каких вы больше поступков совершаете?
- Как вы думаете, что люди испытывают в момент совершенствования добрых и злых поступков?
А сейчас внимательно послушайте притчу «В больнице» и выскажите своё мнение о главных героях притчи.
В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.
- Что там видно в окне? - как-то спросил тот, что лежал у двери.
- О! - оживился первый. - Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке…
Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном.
Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, пару влюбленных, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.
В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, - думал он. - За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна? »
Однажды, лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля.
Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.
Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.
Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:
- Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?
Медсестра печально улыбнулась:
- Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.
- Но зачем же он… Зачем же он рассказывал мне всё это?
- Он, видимо, просто хотел вас приободрить.
Учитель: А что подтолкнуло больного на совершение жестокого поступка?
Дети. Зависть.
Учитель. Может ему было на самом деле необходимо лежать у окна? Кто оправдывает этот поступок? Почему? А кто осуждает, почему?
Учитель. А что же можно сказать о другом больном? По каким правилам он жил? Дети. По правилам добра
ПРАВИЛА ДОБРА
Учитель. Всегда ли получается жить по этим правилам? Что мешает?
Давайте их назовем.
-Прощать ошибки других.
- Не жадничать.
-Жалеть других.
- Не завидовать.
-Помогать людям.
-Делиться последним с другом.
- Защищать слабого.
- Прощать ошибки другим.
Учитель. Злых людей не бывает, есть злые поступки, дела. То, что человек совершает плохие поступки, это оттого, что на его пути встречались непорядочные, грубые, жадные, завистливые люди. Мне, например, повезло. Меня всегда окружали и окружают добрые, порядочные, требовательные, дисциплинированные люди. Ребята, я вам желаю, хороших попутчиков в жизни, но будьте готовы и к встрече с хитрыми, завистливыми людьми. Сумейте вовремя им противостоять, не поддаться их влиянию.
И ещё, ребята, если вслух говорить о добре, то добро перестаёт быть добром. Иными словами, если делаешь добро, то держи его в себе и не напоминай о нём, тем более не рассказывай каждому встречному о своём поступке.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.
А. Лесных
4. РЕФЛЕКСИЯ
Учитель. Человек не одинок. Он живет среди других людей, и он должен научиться держать и вести себя среди других людей. Давайте протестируем следующие высказывания о поведении человека, об общении. Здесь на помощь нам придут сигналы: «ДА» и «НЕТ».
• Всегда ставь себя выше других.
• Пообещав что-то сделать – сделай.
• Обижай тех кто слабее тебя.
• Не можешь – не обещай.
• Ты не обязан делать всегда то, что делают другие и во всем следовать за всеми.
• Всегда требуй награды за добрые дела.
• Говори только правду, а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.
• Спеши делать добро.
• Спеши друг другу на помощь.
• Не обращай внимание на советы окружающих.
• Будь предупредительным к окружающим и в первую очередь к пожилым, старшим.
Учитель. По результатам тестирования можно сделать вывод, что вы верны данному слову, предупредительны к старшим, говорите только правду. Я думаю, что эти черты характера вы сохраните на всю жизнь. Между категориями добра и зла с самого основания мира идёт борьба. Всегда ли добро побеждает зло? Почему?
К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно не требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках). Так что добрым быть нелегко.
Мы должны стараться , стремиться, чтобы добро побеждало зло.
Ребята, какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали ещё одну небольшую притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
Учитель. Как вы понимаете эти слова?
ИТОГ УРОКА
Наш урок подходит к концу. Кто изменил своё мнение, прошу пересесть в другую команду.
От вас зависит, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня с вами озвучили. Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.
Учитель. Мне хочется, чтобы это стихотворение стало девизом вашей жизни.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(272) "Технологическая карта урока для 4 класса по предмету Основы религиозных культур и светской этики на тему :"От добрых правил - добрые слова и поступки""
["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_dlia_4_klassa_po_predmetu_osnovy_religioznykh_kul"
["file_id"] => string(6) "479047"
["category_seo"] => string(6) "orkise"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1538062210"
}
}