«Использование информационных технологий в курсе основы религиозных культур и светской этики», как средство повышения мотивации школьников
«Использование информационных технологий в курсе основы религиозных культур и светской этики», как средство повышения мотивации школьников
«Использование информационных технологий в курсе основы религиозных культур и светской этики», как средство повышения мотивации школьников/
До сих пор изучаемые дисциплины практически не затрагивали вечные, невероятно сложные и волнующие каждого вопросы: что такое человек? К чему он стремится? Что такое семейные ценности, добро и зло, честь и достоинство?
Первый шаг в освещении данных вопросов уже сделан – в общеобразовательных школах введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Наиболее актуальным и востребованным по данным социологического опроса, является модуль «Основы светской этики»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование информационных технологий в курсе основы религиозных культур и светской этики», как средство повышения мотивации школьников »
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Вострикова Татьяна Викторовна
МБОУ СОШ с. Вознесенское
учитель ОРКСЭ
До сих пор изучаемые дисциплины практически не затрагивали вечные, невероятно сложные и волнующие каждого вопросы: что такое человек? К чему он стремится? Что такое семейные ценности, добро и зло, честь и достоинство?
Первый шаг в освещении данных вопросов уже сделан – в общеобразовательных школах введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Наиболее актуальным и востребованным по данным социологического опроса, является модуль «Основы светской этики» (рис.1).
Чтобы сформировать положительную мотивацию к изучению данного предмета, нужно донести содержание материала этого курса до младших школьников в доступной и интересной форме. С этой целью использую на уроках информационные технологии.
Рассмотрим их использование на различных этапах урока на примере урока «Россия – наша Родина». Для урока потребуется рабочий лист (для каждого ученика), компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
I. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание мы проверим с помощью игры «Продолжи фразу».Детям раздаются рабочие листы. (Приложение 1. Слайд 2, рис. 2)
Я буду изучать «Светскую этику», потому что
Учебник по этому курсу поможет мне
Для меня очень важным в жизни являются слова…, потому что … (После работы идёт обсуждение фраз).
На стр. 8 прочтите тему урока. Учитель пишет на доске: «Россия – наша Родина!» (Приложение 1. Слайд 3, рис. 4)
Как вы думаете, почему с этой темы мы начинаем изучение курса? Какие мысли у вас вызывает тема урока?
Изображение чего вы видите в начале параграфа? (Карта России)
Рисунок 4. Слайд №3
Что изображено ещё на карте? (Символы) (Приложение 1. Слайд 4, рис. 5)
Кто знаком с этими символами?
Что означает каждый символ? Учитель заслушивает мнения детей, без обсуждения.
Возникли ли у вас какие-либо вопросы, глядя на это изображение? (Что это за символы, что они обозначают, связаны ли они с нашей страной?)
Давайте поищем ответ в учебнике? Прочите текст и посмотрите, какой вопрос заинтересовал и удивил героев рассказа.
Текст на стр. 8–9. Комментированное чтение текста.
Дети каких национальностей проживают в одном доме? А какие национальности вы еще знаете?
Стало ли понятно после прочтения текста, что обозначают символы, на рисунке в начале параграфа? Давайте запишем в рабочий лист название каждого символа.
(Приложение 1. Слайд 5, рис. 6,7)
Какие вопросы обсуждали ребята вечером во дворе? (Есть ли у них что-то общее)
Кроме дома, в котором они живут, что ещё у них? (Общая страна – Россия, в которой они живут)
Ребята, вы заметили то противоречие, которое возникло у них во время диалога? (Все мы разные, а живём в одной стране.)
Можно ли сформулировать из этого противоречия вопрос? Если да, то какой? (Что объединяет разных граждан России?) Давайте запишем вопрос в рабочий лист.
(Приложение 1. Слайд 6, рис. 8,9)
III. Решение проблемы, открытие новых знаний
Из разговора детей мы узнали, что соседи их по дому, ребята разных национальностей. А говорится ли о каких-нибудь отличиях у ребят разных национальностей? (выслушиваем мнение учащихся, обсуждаем.)
А есть ли у них что-нибудь общее? (выслушиваем мнение учащихся, обсуждаем.) Задание в рабочих листах.
(Приложение 2. Слайд 7, рис. 10,11)
Планирование работы.
Как вы думаете, что нам поможет ответить на главный вопрос урока? (Задания в учебнике, тексты, иллюстрации)
Давайте составим план работы: (составление плана работы совместно с учениками).
Прочесть тексты учебника. 2. Прокомментировать их, используя свой жизненный опыт. 3. Рассмотреть иллюстрации и проанализировать их. 4. Ознакомиться с заданиями на с. 9–14 и выполнить их.
(Приложение 2. Слайд 8, рис. 12)
Стр. 10 учебник - работа с таблицей. На странице 10 представлена информация.
В какой она форме? (Таблица)
Сформулируйте вопрос перед таблицей своими словами
А может ли быть у человека больше одного родного языка? (Да, если состоит из людей, у которых разная национальность)
Кто нашёл в таблице свой народ? К какой языковой группе вы его отнесли?
Какие слова есть во всех языках мира и являются ли они общеупотребительными?
(Приложение 2. Слайд 9, рис. 13)
У всех людей независимо от языка есть общие понятия, какие? (Во всех языках есть такие слова, как жизнь, добро, красота, свобода, правда, совесть. У всехестьпредставления о том, что такое общепринятые нормы и как нужно жить, не нарушая их.
Задание в рабочих листах. Допиши слова того народа, который тебе особенно близок. (Приложение 2. Слайд 10, рис. 14,15)
Посмотрите на иллюстрации стр. 9. Учебника. Кто помнит эти сказки? О чём их сюжеты.
Прочтите задание к этим иллюстрациям. Есть ли что-то общее во всех этих сказках?
Что нового вы узнали из таблицы?
Можно ли сделать уже вывод? (Выслушиваю мнение).
Работа с текстом «Что для нас всего дороже?». Прочитайте заголовок следующей части текста.
Что имел в виду автор, задавая этот вопрос в заголовке? Как вы думаете, что он считает самым дорогим для всех людей? О чём хочет сказать?
Прочитайте задания перед текстом и объясните своими словами, что нужно сделать.
Комментированное чтение текста.
Прочитайте текст, подчёркивая те слова, которые помогут ответить на главный вопрос урока (Проблемный вопрос записан в рабочих листах)
Какие слова вы выделили и почему?
Опираясь на текст, сформулируйте своими словами, что такое «ценности» и «идеалы», а потом сравните эти определения со словарём в конце учебника. (Духовные ценности - это то, что не покупается и не продается за деньги. Идеалы – это то, к чему должен стремиться человек.) Задание в рабочих листах (Запишите определение ценностей и идеалов)
Всех нас объединяют ценности, то есть те общечеловеческие понятия и качества, которые понятны всем людям независимо от того, на каких языках они говорят.
Можно ли сказать, что общечеловеческие ценности – это богатство?
Что же для нас дороже всего? Как можно ответить на вопрос в заголовке текста? (Наши общие для всех народов духовные ценности и идеалы.)
Вернёмся к главному вопросу нашего урока: Что объединяет разных граждан нашей страны? (Приложение 2. Слайд 11, рис. 16)
Работа с текстом «Чем богат духовный мир человека?» до чтения.
Как вы понимаете словосочетание «духовный мир человека»?
Посмотрите на иллюстрацию к рассказу Виктора Драгунского. Может быть, она подскажет ответ на этот вопрос? (Для Мишки главным интересом была еда, а для Дениски совсем другое: дела, любимые книги, отношения с людьми. Значит, духовный мир человека – это что-то связанное с его внутренними потребностями, но не еда.)
А как можно сделать богатым свой духовный мир?(Приложение 2. Слайд 12, рис. 17)
Найдите в тексте ответ на этот вопрос и прочитайте его.
IV. Выражение решения проблемы.
Работа с текстом «Чем богат духовный мир человека?» после чтения.
Ребята, можно ли сделать богаче свой внутренний мир? Как именно? Приведите примеры.
Так чем же богат духовный мир человека? Задание в рабочих листах.
(Приложение 3. Слайд 13, рис. 18,19)
Смогли ли мы ответить на главный вопрос нашего урока? Так что же нас всех объединяет?
Давайте сравним наше мнение с мнением авторов учебника. (Людей, живущих в нашей стране, объединяют те общие ценности и идеалы, которые помогают наполнить жизнь духовным смыслом, возвыситься над «животными» интересами). (Приложение 3. Слайд 14, рис. 20)
V. Применение новых знаний. Выполнение заданий по теме
Детям предлагается выполнить задания по теме урока на стр. 14.
Учителем зачитывается жизненная ситуация, которую он предлагает решить учащимся. Ситуация. Ты очень торопишься домой, где тебя ждут интересная книга, вкусный обед, увлекательная игра. Открывая дверь подъезда, ты видишь соседку, которая держа на руках маленького ребёнка и толкая перед собой коляску, пытается выйти на улицу. Не останавливаясь, ты пробегаешь первые ступеньки лестницы и только тогда соображаешь, что соседке будет нужна помощь постороннего человека.
- Чтобы почувствовать себя настоящим человеком, как бы ты поступил в этой ситуации?
Обсуждение ситуации, мнения детей. (Приложение 3. Слайд 15, рис. 21)
- Кто вспомнит похожие жизненные ситуации? Обсуждение ситуаций учащихся.
VI. Домашнее задание.
Выберете какой-либо один из вариант. Вы можете его сделать самостоятельно или в группе.
Найди пословицы у разных народов нашей родины о добре и зле, которые помогут доказать, что у людей разных национальностей общие духовные ценности и идеалы.
Сделай книгу рецептов блюд разных национальностей.
Сделай презентацию национальных костюмов ребят, которые учатся в твоём классе.
(Приложение 3. Слайд 16, рис. 22)
Объединяя в себе много традиционных технологий, информационные компьютерные технологии помогают существенным образом оптимизировать процесс обучения. Он становится более интересным, эмоционально насыщенным, динамическим и наглядным, и как итог, реализуются творческие возможности учащихся.
Библиографический список:
Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4, 5 класс, М.: Баласс, 2012. 80 с.
Образовательная система "Школа 2100" URL: http://school2100.com
Основы религиозных культур и светской этики // ОРКСЭ URL: http://www.orkce.org/ob-orkce