kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока для 4 класса по предмету Основы религиозных культур и светской этики на тему :"От добрых правил - добрые слова и поступки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "От добрых правил-добрые дела и поступки" позволяет расширить представление учащихся о понятиях "Добро" и "Зло"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока для 4 класса по предмету Основы религиозных культур и светской этики на тему :"От добрых правил - добрые слова и поступки"»

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: Основы светской этики

УМК: Школа России

Класс: 4

Тема урока: От добрых правил – добрые слова и поступки.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель урока: Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло»

Задачи урока:


Образовательные:

  • Формирование основ морали - осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.

  • Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике.

  • Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету;

  • развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

  • развивать творческие способности;

  • развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы.

Воспитательные:

  • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

  • формировать навыки  доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;

  • воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру;

  • формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Личностные УУД:

  • оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

  • объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются добрыми и злыми;

  • самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения;

  • делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях (обыграть ситуацию);

  • адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности;

  • чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему), удерживать ее в процессе всего урока;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся;

  • развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

  • слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • читать вслух и про себя тексты и при этом: отделять новое от известного; выделять главное;

  • договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

  • развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Здоровьесберегающие:

  • сохранять здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха;

  • создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Предметные результаты:

  • определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, общечеловеческим);

  • анализировать  и  объяснять понятия:  добро, зло;

  • делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

  • договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Технологии: Информационно - коммуникативная, здоровьесберегающая, проблемного обучения.

Формы организации учащихся:


Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.


Виды деятельности: беседа, аналитическое чтение, устный рассказ на тему, групповая работа с источником, словарная работа, работа с иллюстрированным материалом, участие в учебном диалоге.

Учебное оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, раздаточный материал, презентация, учебник «Основы светской этики», словари С.Ожегова, сборники пословиц и поговорок.

Технологическая карта урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников


УУД

1. Организацион-ный момент.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Приветствуют друг друга и учителя. Настраиваются на рабочую атмосферу.


Эмоциональный настрой

2. Создание проблемной ситуации


Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.

А о каком именно вы узнаете, прослушав стихотворение.

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались что это? Сердец …. Доброта.


«Собери предложение».

Ребята, а теперь давайте сформулируем тему урока, она есть у нас на доске, правда есть одна проблема – слова в нем перепутались, нам нужно поставить их на место, чтобы узнать тему урока.

«правил слова от поступки – добрые и добрых»

Молодцы! Тема нашего урока: « От добрых правил – добрые слова и поступки»

Слушают стихотворение












Составляют слово доброта







Собирают предложение.

« От добрых правил – добрые слова и поступки»

Личностные:

Учебно-познавательный интерес к новому материалу



Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и со сверстниками




3.Актуализация знаний.

Формулирование темы урока, постановка цели

Да мы сегодня будем говорить о добре и зле. «Добро» и «зло» - главные моральные понятия в жизни. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки.

- Что такое добро и зло?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

- Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на уроке.

Послушайте притчу о Добре и зле

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?


«Сильнее Я», —  сказало Зло.-

«Кто служит мне, тем повезло.

Я щедро отблагодарю,

Земные блага подарю:

Машины, деньги, мощь и власть.

Пусть насладятся жизнью всласть!»

 

Добро сказало: «Может быть,

Но только я могу любить.

Хоть за душою ни гроша,

Для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю,

Зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом,

И много счастья в доме том.»

 

Не знаю, что ещё сказать…

Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

О чём притча, которую ребята вам рассказали?

Какова основная мысль?

Можно ли за 45 минут научиться быть добрым, творить добро?

Сколько времени понадобиться для этого?

(Правильно, возможно всю жизнь)

Интерактивное упражнение «Продолжи предложение»

Доброта – это …

В книге мудрости в толковом словаре С.И. Ожегова можно прочесть следующее определение:

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

– Что значит «добрый человек»? 

(Добрый – делающий добро другим, отзывчивый);

  • Несущий благо, добро, благополучие;

  • Хороший, нравственный;

  • Безукоризненный, честный

- А что такое зло? (ответы)

Зло – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.

УчительЧеловек рождён для добраИменно этого ждут от человека люди. Об этом повествует народное творчество, звучат песни, слагаются сказки. 

Первое задание.  Работа в парах.

Составь пословицы, соедини правую и левую часть и объясни их смысл.

Доброе слово лечит,

что дождь в засуху

Доброе слово человеку,

а зло забывай

Кто любит добрые дела,

а зло калечит

Худо тому,

тому и жизнь мила

Добро помни,

и кошке приятно

Доброе слово

кто добра не делает никому


Проверка выполненных работ.



Предлагаю следующее задание. Но сначала хочу узнать, вы любите сказки? Почему вам нравятся сказки?

Сказка - отражение жизни и воплощение человеческой мечты. Душа человека стремится к добру, истине, красоте. Сказка – своеобразный учебник жизни, утверждающий, что человек рождён для добра. 

Второе задание.  Работа в группах.

Проверим, как вы знаете сказки и сказочных героев, которые делали добро. По одному представителю от группы берут карточку с заданием, совещаются в группах. Потом по очереди читают задание вслух, называют героя и произведение. Доказывают, что герои сказок рождены для добрых дел). 

1. Чтоб друга верного спасти, ей полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, через льды перебираться, с королевою сражаться?

(Герда. Г.Х. Андерсен «Снежная королева»).

2. Эта героиня не пожалела последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику.

(Женя. В.П. Катаев «Цветик – семицветик).

3. Несмотря на свой рост в дюйм, героиня спасла ласточку. (Дюймовочка. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»).

4. Этот сказочный герой ходил по городам. Пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого человека и открыл замечательный театр. (Папа Карло. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).

5. Это герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах. Ш. Перро «Кот в сапогах»).

Как в сказках подтверждается мысль о том, что человек рождён для добра?

Слушают учителя.













Инсценируют притчу.




























Отвечают на вопросы

(о добре и зле).

(нет),

( всю жизнь)





Ответы детей

( доброта – это желание делать добро другим людям)


Самостоятельная работа в парах со словарём С.И. Ожогова с обсуждением.

























Самостоятельная работа в парах. Составляют пословицы, Объясняют их смысл.

Сверяют с эталоном учителя

Доброе слово лечит,

а зло калечит

Доброе слово человеку,

что дождь в засуху

Кто любит добрые дела,

тому и жизнь мила

Худо тому,

кто добра не делает никому

Доброе слово

и кошке приятно.

Добро помни,

а зло забывай



Ответы детей :

( Сказка – это волшебство, чудо. Сказка – это победа добра над злом).







Дети делятся на группы.





Высказывания представителей групп, прослушивание ответов детей



















Отвечают на вопрос

(Каждый получает награду по заслугам).


Личностные:

Учебно-познавательный интерес к новому материалу


Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

































Познавательные:

логический анализ объектов с целью выделения признаков


Личностные: смыслообразование.





Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.





Регулятивные:

уметь извлекать важную информацию из словарей


















Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

уметь договариваться и приходить к общему выводу.













Познавательные:

логический анализ объектов с целью выделения признаков








Регулятивные:

планирование, прогнозирование











IV. Физкультминут

ка.


Если нравится тебе, то делай так (2 раза),
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, 
Если нравится тебе, то делай так…

Выполняют упражнения предложенные учителем под музыку


V. Продолжение работы по теме урока.


Работа с учебником с. 21-23.

Ребята, продолжая работать над темой урока: «От добрых правил – добрые слова и поступки» я вам предлагаю прослушать сказку В.А. Сухомлинского «Мальчик и колокольчики ландышей» и ответить на вопрос. Что понял, но не смог выразить мальчик?

1.Слушание сказки.

2.Работа над содержанием, обсуждение поступков.

Что понял, но не смог выразить мальчик?

Почему говорят, что красота спасёт мир?

Красота природы, слова, мысли рождают добрые поступки. В каждом человеке много хороших, добрых качеств. Очень важно проявлять их в своих поступках, в отношениях с людьми и стремиться к добру.

Задание для группы № 1.

1. Обсудите в группе, какие добрые  поступки вы можете совершить по отношению к природе  (к животным, растениям).

2. Каждый добрый поступок запишите кратко на трафарете цветов..

Задание для группы №2.

1. Обсудите в группе, какие добрые  поступки вы можете совершить по отношению к членам своей семьи (к родителям, бабушке, дедушке, братьям, сёстрам)

2. Каждый добрый поступок запишите кратко на трафарете листа клена.

Задание для группы №3.

1. Обсудите в группе, какие добрые  поступки вы можете совершить, находясь в школе.  

2. Каждый добрый поступок запишите кратко на трафарете облака.

Высказывания детей.

Обобщение

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

- Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

- Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение.

И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

Слушают сказку и отвечают на вопросы.

( Мальчик увидел и почувствовал красоту цветов и не смог нарушить её).



















Высказывания представителей групп, прослушивание ответов детей























Слушают учителя

Познавательные:

логический анализ объектов с целью выделения признаков






Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения







Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

уметь договариваться и приходить к общему выводу.



6. Рефлексия.


Составление картины добрых дел.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю составить картину добрых дел. Каждая группа по очереди подходит к доске и прикрепляет свои трафареты с добрыми поступками.

(Пока дети выполняют это задание, звучит песня Дорогою добра из телефильма «Маленький Мук» (Слова Ю. Энтинамузыка М. Минкова).

- Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась.

- Скажите, пожалуйста. Для чего мы с вами рождены?

Составляют картину добрых дел








Отвечают на вопросы

(Для того, чтоб делать добрые дела и поступки)


Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог,

уметь договаривать

ся и приходить к общему выводу.



7. Подведение итогов урока.


Беседа:

О каких основных этических категориях вы узнали на уроке?

Какая связь между двумя этими понятиями?

Чем похожи доброе слово и добрый поступок?

- Ребята, вы очень хорошо потрудились, были активны и красноречивы. Вы молодцы!

Мне хотелось бы закончить урок такими словами: 

Не делай зла — вернется бумерангом, 
Не плюй в колодец — будешь воду пить, 
Не оскорбляй того, кто ниже рангом, 
А вдруг придется, что-нибудь просить. 
Не предавай друзей, их не заменишь, 
И не теряй любимых — не вернешь, 
Не лги себе — со временем проверишь, 
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.  Омар Хайям


Слущают учителя

Отвечают на вопросы

( О добре и зле)




(Эти слова имеют один смысл- делать людям добро и

поступать с другими нужно так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.)


8. Дифференциро-

ванное домашнее

задание

Предлагает дифференцированное задание:

1) Прочитать текст учебника с. 20 – 23.

Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.

2) Сделать 2-3 добрых дела. Отследить, что вы при этом будете чувствовать? Какая реакция окружающих?

Записывают домашнее задание.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Космина Надежда Ивановна

Дата: 27.09.2018

Номер свидетельства: 479047


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства