Курс ОРКиСЭ модуль "Основы светской этики". Разработка урока по теме "Добро и зло".
Курс ОРКиСЭ модуль "Основы светской этики". Разработка урока по теме "Добро и зло".
Разработка урока в 4классе по теме "Добро и зло" курса "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики". Цель урока: формирование этических и культурных ценностей у школьника.Задачи: формировать знания о понятиях добро и зло, как об основополагающих в этике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
средней общеобразовательной школы №28 имени А.А. Суркова
г. Рыбинска Ярославской области
Виноградова Мария Юрьевна
Цель:
Знакомство обучающихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни;
Задачи:
Содействовать целенаправленному воспитанию в школьниках доброты, побудить их к этому.
Ознакомить с основными этическим понятиями:«добро» и «зло», с нормами и правилами поведения в обществе
Содействовать развитию самооценки обучающихся
Тип урока: творческая лаборатория, комбинированный урок.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, обсуждение мультфильма.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
На уроке используется презентация Ms Off PowerPoint
Ход урока
I Организационный момент
Обозначение цели и постановка задач урока (слайды 1, 2, 3)
II Проверка домашнего задания (форма беседа) (слайд 4)
Назовите особенности морали.
Кто заботится о морали в обществе?
Как вы считаете, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью»?
Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры.
III Сообщение темы урока
Мотивационный этап
Просмотр отрывка м/ф «Карусель. Качели» (слайд 5, гиперссылка)
После просмотра беседа с обучающимися.
Вопросы: (слайд 6)
Можно ли назвать мальчика Женю добрым мальчиком?
Объясните. Почему вы так считаете?
Оцените поведение Жени.
Какие последствия принесло такое поведение?
Что бы вы могли посоветовать Жене?
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Что такое, по-вашему, добро, доброта, добрый?
Что такое зло, злоба, злость?
IV Основной этап урока. Объяснение нового материала.
1. Вступительное слово
- Ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь от души, прослушайте фрагмент очень знакомой вам песенки. Теперь откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
Что значит «добро», а что есть «зло»? С этими основными понятиями этики мы с вами познакомимся сегодня на уроке.
2. Работа по учебному пособию «Основы светской этики» (с.12-13)
– Прочитаем, что мы узнаем на уроке?
(Чтение статьи о добре и зле)
– Итак, что же такое «добро» и «зло», как они проявляются?
3.Работа с иллюстрациями (персонажи мультфильмов) (слайд 7, гиперссылка)
В мультфильмах часто присутствуют злые и добрые персонажи. Вы все смотрите мультфильмы?
Давайте посмотрим, сумеем ли мы отличить добро от зла в мультфильмах.
Организуется работа с презентацией «Добро» и «зло» в мультипликации.
Школьникам даются задания:
Определить «злой» или «добрый» персонаж на картинке?
Оценить действия персонажа по сюжету мультфильма.
4. Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…».
– Прослушайте стихотворение Ю. Друниной. (слайд 8)
Стираются лица и даты, Но всё ж до последнего дня Мне помнить о тех, что когда-то Хоть чем-то согрели меня. Согрели своей плащ-палаткой, Иль тихим шутливым словцом, Иль чаем на столике шатком, Иль попросту добрым лицом. Как праздник, как счастье, как чудо Идёт Доброта по земле. И я про неё не забуду, Как я забываю о зле…
– О чём это стихотворение? – Какова его основная мысль?
5. Работа с проблемным заданием ДОБРО и ЗЛО
(автор-составитель материалов для проведения занятий Л.В. Мостяева)
- Обсудим проблему (слайд 9)
Большинство живущих на земле людей не задается мыслью определить «добро». В чем оно «добро»? Кому добро? От кого добро? Есть ли добро общее, применимое ко всем людям…?
В. Гроссман
Вопросы для обучающихся:
Согласны ли вы с автором?
Как бы вы смогли ответить на вопросы, которые Василий Гроссман задает сам себе и своим читателям?
6. Обсуждение притчи «Как иногда за добро платят злом».
(автор-составитель материалов для проведения занятий Л.В. Мостяева)
Как вы понимаете смысл пословицы: «За добро добром платят» (За добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же).
В жизни существует ещё одно выражение: «Не делай добра, не получишь зла» или «За добро платят злом». Нравятся они вам?
Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом».
Как иногда за добро платят злом
Однажды змея ползла через лес. Вдруг какое-то дерево упало прямо на неё. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она ни старалась, всё было бесполезно.
Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит: – Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей: – Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
Змея опять:
– Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё:
– Я тебе не верю.
Но змея так долго его упрашивала, что человек пожалел её и откатил дерево прочь.
Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
– Добрый человек, я умираю с голоду и поэтому сейчас тебя съем!
Что? Ты хочешь съесть меня, хотя я освободил тебя?
Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
– Вот так дела! – сказал человек сердито.
змея опять:
Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
– Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они скажут.
Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
- Да, - ответила пума.
– А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
– Да, - ответила лошадь.
– Братец олень, платят ли за добро злом?
– Да, - ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
– Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
– А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
– Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят. – Нет, я не пойду к тебе. Принеси мне цыплят завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой. Рассказал жене, что с ним произошло, и как он обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и сказала, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши.
И так как человек не хотел спорить со своей женой, он сделал, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
– Братец волк, я принёс тебе цыплят!
– Спасибо! – ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
– Змея была права: за добро надо платить злом.
Вопросы для обучающихся:
Правильно поступили змея и человек?
Как должны поступать люди в таких ситуациях?
Заключение этап урока – Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Обучающиеся предлагают свои варианты учитель записывает правила на доске. В итоге, например (слайды 10, 11)
Правила доброты
Помогать людям.
Защищать слабого.
Делиться последним с другом.
Не завидовать.
Прощать ошибки другим.
ПОМНИ
Попробуй не наступить, а уступить
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Рефлексия
(слайд12) Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.
Вопрос для обучающихся:
Согласны ли вы с этими выводами
Что вы можете добавить?
Надо ли быть добрым, для чего это нужно?
Как следует относится к злу?
Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание: с.11-12, соберите русские пословицы и поговорки о добре и доброте. Умейте объяснить их смысл. Постарайтесь запомнить несколько понравившихся вам пословиц и поговорок.