kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курс ОРКиСЭ модуль "Основы светской этики". Разработка урока по теме "Добро и зло".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 4классе по теме "Добро и  зло" курса "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики". Цель урока: формирование этических и культурных ценностей у школьника.Задачи: формировать знания о понятиях добро и зло, как об основополагающих в этике. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Курс ОРКиСЭ модуль "Основы светской этики". Разработка урока по теме "Добро и зло". »

ОРК и СЭ

Модуль «Основы светской этики»

Урок 5

Тема урока: «Добро и зло»

©Автор:

учитель истории и обществознания,

заместитель директора по ВР

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №28 имени А.А. Суркова

г. Рыбинска Ярославской области

Виноградова Мария Юрьевна

Цель:

Знакомство обучающихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни;

Задачи:

  1. Содействовать целенаправленному воспитанию в школьниках доброты, побудить их к этому.

  2. Ознакомить с основными этическим понятиями:«добро» и «зло», с нормами и правилами поведения в обществе

  3. Содействовать развитию самооценки обучающихся

Тип урока: творческая лаборатория, комбинированный урок.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, обсуждение мультфильма.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

На уроке используется презентация Ms Off PowerPoint

Ход урока

I Организационный момент

Обозначение цели и постановка задач урока (слайды 1, 2, 3)

II Проверка домашнего задания (форма беседа) (слайд 4)

  • Назовите особенности морали.

  • Кто заботится о морали в обществе?

  • Как вы считаете, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью»?

  • Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры.


III Сообщение темы урока

Мотивационный этап

Просмотр отрывка м/ф «Карусель. Качели» (слайд 5, гиперссылка)

После просмотра беседа с обучающимися.

Вопросы: (слайд 6)

  • Можно ли назвать мальчика Женю добрым мальчиком?

  • Объясните. Почему вы так считаете?

  • Оцените поведение Жени.

  • Какие последствия принесло такое поведение?

  • Что бы вы могли посоветовать Жене?

  • Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

  • Что такое, по-вашему, добро, доброта, добрый?

  • Что такое зло, злоба, злость?


IV Основной этап урока. Объяснение нового материала.

1. Вступительное слово

- Ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь от души, прослушайте фрагмент очень знакомой вам песенки. Теперь откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

Что значит «добро», а что есть «зло»? С этими основными понятиями этики мы с вами познакомимся сегодня на уроке.

2. Работа по учебному пособию «Основы светской этики» (с.12-13)

– Прочитаем, что мы узнаем на уроке?

(Чтение статьи о добре и зле)

– Итак, что же такое «добро» и «зло», как они проявляются?

3.Работа с иллюстрациями (персонажи мультфильмов) (слайд 7, гиперссылка)

В мультфильмах часто присутствуют злые и добрые персонажи. Вы все смотрите мультфильмы?

Давайте посмотрим, сумеем ли мы отличить добро от зла в мультфильмах.

Организуется работа с презентацией «Добро» и «зло» в мультипликации.

Школьникам даются задания:

  • Определить «злой» или «добрый» персонаж на картинке?

  • Оценить действия персонажа по сюжету мультфильма.


4. Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…».

– Прослушайте стихотворение Ю. Друниной. (слайд 8)

Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…

– О чём это стихотворение?
– Какова его основная мысль?


5. Работа с проблемным заданием ДОБРО и ЗЛО

(автор-составитель материалов для проведения занятий Л.В. Мостяева)


- Обсудим проблему (слайд 9)

Большинство живущих на земле людей не задается мыслью определить «добро». В чем оно «добро»? Кому добро? От кого добро? Есть ли добро общее, применимое ко всем людям…?

В. Гроссман

Вопросы для обучающихся:

  • Согласны ли вы с автором?

  • Как бы вы смогли ответить на вопросы, которые Василий Гроссман задает сам себе и своим читателям?

6. Обсуждение притчи «Как иногда за добро платят злом».

(автор-составитель материалов для проведения занятий Л.В. Мостяева)

  • Как вы понимаете смысл пословицы: «За добро добром платят» (За добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же).

  • В жизни существует ещё одно выражение: «Не делай добра, не получишь зла» или «За добро платят злом». Нравятся они вам?

  • Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом».


Как иногда за добро платят злом

Однажды змея ползла через лес. Вдруг какое-то дерево упало прямо на неё. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она ни старалась, всё было бесполезно.

Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
– Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!

Человек отвечает ей:
– Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!

Змея опять:

– Поверь мне, я не съем тебя!

А человек своё:

– Я тебе не верю.

Но змея так долго его упрашивала, что человек пожалел её и откатил дерево прочь.

Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:

– Добрый человек, я умираю с голоду и поэтому сейчас тебя съем!

Что? Ты хочешь съесть меня, хотя я освободил тебя?

Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?

– Вот так дела! – сказал человек сердито.

змея опять:

Ты думаешь, я не права?

- Конечно, не права!

– Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они скажут.

Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:

Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?

- Да, - ответила пума.

– А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?

– Да, - ответила лошадь.

– Братец олень, платят ли за добро злом?

– Да, - ответил олень.

Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:

- Братец волк, платят ли за добро злом?

И волк отвечает:

– Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.

Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:

– А теперь, змея, оставайся там!

Человек поблагодарил волка и говорит:

– Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
– Нет, я не пойду к тебе. Принеси мне цыплят завтра сюда, в лес.

Человек вернулся домой. Рассказал жене, что с ним произошло, и как он обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и сказала, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши.

И так как человек не хотел спорить со своей женой, он сделал, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.

Волк уже ждал его.

– Братец волк, я принёс тебе цыплят!

– Спасибо! – ответил волк.

Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:

– Змея была права: за добро надо платить злом.


Вопросы для обучающихся:

  • Правильно поступили змея и человек?

  • Как должны поступать люди в таких ситуациях?


Заключение этап урока
– Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

Обучающиеся предлагают свои варианты учитель записывает правила на доске. В итоге, например (слайды 10, 11)

Правила доброты

  1. Помогать людям.

  2. Защищать слабого.

  3. Делиться последним с другом.

  4. Не завидовать.

  5. Прощать ошибки другим.


ПОМНИ

  • Попробуй не наступить, а уступить

  • Не захватить, а отдать.

  • Не кулак показать, а протянуть ладонь.

  • Не спрятать, а поделиться.

  • Не кричать, а выслушать.

  • Не разорвать, а склеить.


Рефлексия

(слайд12) Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Вопрос для обучающихся:

Согласны ли вы с этими выводами

Что вы можете добавить?

Надо ли быть добрым, для чего это нужно?

Как следует относится к злу?

Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: с.11-12, соберите русские пословицы и поговорки о добре и доброте. Умейте объяснить их смысл. Поста­райтесь запомнить несколько понравившихся вам пословиц и поговорок.


©Учитель истории и обществознания, заместитель директора по ВР Виноградова М.Ю.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28 им. А.А. Суркова г. Рыбинска Ярославской области


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Курс ОРКиСЭ модуль "Основы светской этики". Разработка урока по теме "Добро и зло".

Автор: Ренге Лариса Викторовна

Дата: 25.07.2014

Номер свидетельства: 110584


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства