Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») разработана на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г., №373.
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
· Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: уч?ные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
· Авторской программы М.Г. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы светской этики».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс »
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г., №373.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учѐные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Авторской программы М.Г. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы светской этики».
Учебного плана МБОУ «Нижнеуратьминская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
Для реализации программного содержания используется учебник М.Т. Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»: учебник для 4 класса, издательство «Русское слово», Москва, 2012г. М.Т. Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» учебник для 5 класса, издательство «Русское слово», Москва, 2012г.
Цель учебного курса «Основы светской этики»: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
знакомство обучающихся с основами светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Учащимся 4 классов следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащиеся 4 класса выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес четвероклассников к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики 4 класса способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
Место предмета в учебном плане. По результатам мониторинга родителями класса был выбран модуль «Основы светской этики». Курс изучается в течение года в объѐме 34 часов как предмет базового компонента учебного плана, 1 час в неделю.
Формы контроля. Формой промежуточного контроля являются выполнение различных творческих заданий (составление кроссворда, рисунки, соответствующие темам занятий и т. д.), тестовых, практических заданий и т. д. Форма итогового контроля – защита проекта.Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.
Содержание учебного курса «Основы светской этики»
Введение.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1ч)
Россия − наша Родина.
Основы светской этики (28 ч)
Что такое этика и этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый. Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Духовный мир человека. Культурные традиции. Светская этика и еѐ значение в жизни человека. Мораль и нравственность. Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек. Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека. Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом». Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?». Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время? Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования. Что такое честь. Что такое достоинство. Что такое совесть.Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Духовные традиции многонационального народа России (5ч)
Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Подготовка и защита творческих работ и проектов.
Учебно-тематический план
Четверть
Всего часов
1
9
2
7
3
10
4
9
Итого
35
№ п/п
Раздел
Количество часов
1
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
2
Основы светской этики
28
3
Духовные традиции многонационального народа России
3
4
Презентация творческих проектов учащихся.
3
Итого
35
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской –государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Учебно – методическое и информационное обеспечение курса
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.
Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга
для родителей, М.: «Просвещение»,2010
Мир словарей
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
Энциклопедия «Вокруг света»
Интернет-сайты:
Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru
Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru
Государственный музей истории религии - www.gmir.ru
№
Дата
Темы
по ОРКСЭ
Кол- во
Час.
Характеристика деятельности
План
Факт
I.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
1
2.09
Россия - наша Родина.
1
Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
II.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть I.
16
2.
9.09
Что такое светская этика?
1
Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.
3.
16.09
Мораль и культура.
1
Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
4
23.09
Особенности морали.
1
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
5-6.
30.097.10
Добро и зло.
2
Понимать и сопереживать чувствам других людей.
7
14.10
Добродетели и пороки.
1
Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов.
8-9.
21.1028.10
Свобода и моральный выбор человека.
2
Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.
10
11.11
Свобода и ответственность.
1
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
11
18.11
Моральный долг.
1
Уметь осознавать ценности человеческой жизни.
12
25.11
Справедливость.
1
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
13
2.12
Альтруизм и эгоизм.
1
Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
14.
9.12
Что значит быть моральным?
1
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
15
16.12
Дружба.
1
Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
16
23.12
Творческие работы учащихся.
1
Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.
17
13.01
Презентация творческих работ.
1
18
20.01
Род и семья – исток нравственных отношений
1
19
27.01
Нравственный поступок
1
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
20
3.02
Золотое правило нравственности
1
21
10.02
Стыд, вина и извинения
1
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
22
17.02
Честь и достоинство
1
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
23
24.02
Совесть
1
24
3.03
Нравственные идеалы
1
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
25
10.03
Нравственные идеалы
1
26
17.03
Образцы нравственности в культуре Отечества
1
27
24.03
Этикет
1
28
7.04
Семейные праздники
1
29
14.04
Жизнь человека – высшая нравственная ценность
1
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.