kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, авторской рабочей программы курса ОРСКЭ А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С Токаревой, А.А. Ярлыкапова.- М.:Просвещение, 2012.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс»

Администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54»


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО


Л.В. Грачева___________

______________________

Протокол № _____

от «____»_________2018г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МОУ «СОШ №54»

К.В. Неупокоев___________

_____________________________

от «____»_________2018г.


«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №54»

_______________________

Л.В. Соколова

Приказ №____

от «____»_________2018г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

модуля «Основы мировых религиозных культур»

комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

(4 класс)

Уровень обучения: начальное общее образование










Принято на заседании Составитель:

педагогического совета Цах Ирина Вячеславовна,

Протокол № ___от _______г. учитель музыки







2018-2019 гг.

Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного курса ОРКСЭ

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, авторской рабочей программы курса ОРСКЭ А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С Токаревой, А.А. Ярлыкапова.- М.:Просвещение, 2012.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).    

При разработке программы использовались следующие документы:

● Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

● Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 6.10.2009г. № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");

● Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011г. №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

Рабочая программа «Основы мировых религиозных культур» рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю – 34 часа), для обучающихся 4-го класса.

В  МОУ «СОШ №54» г. Саратова на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей, а также возможностей организации образовательного процесса определен модуль учебного курса Основы религиозных культур и светской этики в 2018-2019 учебном году: Основы мировых религиозных культур.

        Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной  системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.







Планируемые предметные результаты освоения учебного курса ОРКСЭ:

В результате усвоения программного материала обучающиеся научатся:

  • разбираться в мировых религиях и правильно называть их;

  • называть имена основателей религий мира,

  • различать священные книги религий мира;

  • размышлять о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,

  • рассуждать об искусстве в религиозной культуре;

  • называть основные праздники религий мира,

  • разбираться в особенностях священных зданий каждой из традиционных религий;

получат возможность научиться:

  • воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;

  • работать с различными источниками информации;

  • осуществлять творческую деятельность;

  • культуре поведения в священных сооружениях мировых религий.































Раздел 2. Содержание учебного курса

«Основы мировых религиозных культур», с указанием

форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности

УМК ОРСКЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С Токаревой, А.А. Ярлыкапова.

4 класс (34часов)


Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.




-Осознают чувство гордости за свою Родину, свой народ,

-осознают свою принадлежность к многонациональному российскому обществу,

-знакомятся с терминами и понятиями Родина-Отечество-Патриотизм- Государственная символика.

Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями.

Коллективная, фронтальная форма обучения.

Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов)

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

-Осознают достойное и уважительное отношение к иному мировоззрению, вере, историческому и культурному наследию,

-стремятся к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными,

-знакомятся с терминами «духовность», «культурные традиции», «памятники культуры».

Урок изучения нового материала, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.

Коллективная, фронтальная, индивидуальная форма обучения.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Знакомятся с основами мировых религиозных культур,­

-осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему.

Коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная форма обучения.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Осведомление в основах мировых религиозных культур

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Урок изучения нового материала, комментированное чтение, устный рассказ на тему.

Коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная форма обучения.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Знание основных священных книг (Веды, Авеста, Трипитака), понимание их значения и места в мировой культуре.

Овладение готовностью слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку священных книг мира.

Развитие элементарных представлений о религиозной картине мира.

Урок актуализации знаний. Беседа, работа с текстом.

Фронтальная, групповая формы обучения.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей

Овладение умением построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре и истории.

Урок изучения нового материала Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная форма обучения.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Знание основных норм светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний.

Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Урок изучения нового материала. Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная, фронтальная форма обучения.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Формирование первоначальных представлений о священных сооружениях, их роли в культуре, истории и современности России.

Овладение готовностью слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку священных сооружений мира.

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Урок изучения нового материала Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации.

Коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная форма обучения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Творческая работа.

Представление о религиозной картине мира в истории и культуре нашей страны.

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Формирование представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная форма обучения

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Знание основных норм светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; представления о душевной и физической красоте человека.

Знание духовно-нравственных понятий (добро, зло, грех, раскаяние, покаяние и др.)

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная, фронтальная, групповая форма обучения

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Представление о национальных героях и важнейших событиях истории России

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Представление об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.

Урок изучения нового материала, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная форма обучения.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Овладение готовностью слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения.

Изложение своего мнения и аргументации своей точки зрения и оценки событий.

Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Урок изучения нового материала, комментированное чтение, устный рассказ на тему.

Коллективная, фронтальная, групповая форма обучения.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).

Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний.

Урок изучения нового материала, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная форма обучения.

Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Знание культурных и религиозных традиций в религиях мира.

Овладение готовностью слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения.

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Урок изучения нового материала, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.

Коллективная, групповая, индивидуальная форма обучения.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Знание, понимание и принятие личностью ценностей.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Формирование уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Урок изучения нового материала, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации. Коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная форма обучения.

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.

Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Знание, понимание и принятие личностью ценностей.

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Изложение своего мнения и аргументации своей точки зрения и оценки событий; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Коллективная, групповая, индивидуальная форма обучения.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

Творческая работа.


Овладение готовностью слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при распределении ролей в совместной работе

Формирование о духовных традициях России, их роли в культуре, истории и современности России.

Урок изучения нового материала, беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации.

Коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная форма.

Практическая часть ООП

Творческие работы

5 ч.




































Раздел 3. Тематическое планирование модуля

«Основы мировых религиозных культур»

комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»


УМК ОРСКЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С Токаревой, А.А. Ярлыкапова.


4 класс


п/п

Тема

урока

Количество часов


Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1.

Россия – наша родина


1


Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов)

2.

Культура и религия.

1

3.

Культура и религия. Взаимосвязь между культурой и религией

1

4.

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

5.

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

1

6.

Священные Книги религий мира: Тора, Библия,Коран

1

7.

Хранители предания в религиях мира .

1

8.

Священные книга мира: Веды, Авеста, Типитаки

1

9.

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

1

10.

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

11

Человек в религиозных традициях мира

1

12.

Священные сооружения. Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска.

1

13.

Священные сооружения. Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода.

1

14.

Искусство в религиозной культуре. Икона. Каллиграфия. Арабески.

1

15.

Искусство в религиозной культуре. Семисвечник. Способы изображения Будды.

1

16.

Творческие работы учащихся

1

17.

Презентация творческих работ

1

18.

История религии России

1

19.

Религии России

1

20.

Религиозные ритуалы.

Обычаи и обряды.

1

21.

1

22.

Паломничества и святыни

1

23.

Праздники и календари

1

24.

Праздники и календари

1

25.

Религия и мораль. Притча

1

26.

Религия и мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира

1

27.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

1

28.

Семья

1

29.

Долг, свобода, ответственность, труд

1


Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

30.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

31.

Подготовка творческих работ.

1

32.

Подготовка творческих работ.

1

33.

Презентации творческих работ

1

34.

Презентации творческих работ

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Автор: Цах Ирина Вячеславовна

Дата: 29.08.2019

Номер свидетельства: 518691

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Рабочая программа 4 класс ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia_programma_4_klass_orkse"
    ["file_id"] => string(6) "513912"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1559964884"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Рабочая программа ОПК (курс ОРКСЭ)"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia-proghramma-opk-kurs-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "248957"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446807782"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-orkse-modul-osnovy-mirovykh-rielighioznykh-kul-tur"
    ["file_id"] => string(6) "287959"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454569906"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа педагога по ОРКСЭ 4 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_proghramma_piedaghogha_po_orkse_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "368481"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481478214"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа (пояснительная записка) по ОРКСЭ модуль "Основы исламской культуры" "
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-poiasnitiel-naia-zapiska-po-orkse-modul-osnovy-islamskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "229785"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441882107"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства