Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа педагога по ОРКСЭ 4 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________/___________/
ФИО
Протокол №____
от«___»____________201__г.
«Принято»
на заседании педагогического совета
Протокол №____
от «___» ___________201__г
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ __________/_____________/
ФИО
«___» ___________201__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам религиозных культур и светской этики
(название учебного предмета, курса)
4а
(класс)
Разработчик(и) программы:
2016 год
Содержание :
Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………………..………………3 - 8
Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………… .9 - 10
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы……………………11-16
.
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МОРФ от 06.10.2009 №373 с изменениями и дополнениями), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
осознание ценностей многонационального российского общества;
осознание образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства;
положительная мотивация к труду, работе на результат;
понимание ответственного и бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Выпускник получит возможность для формирования:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, у учению;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;
высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
осваивать универсальные способы деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
-овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
слушать с готовностью собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций;
строить понятные высказывания, задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.
Выпускник получит возможность научиться:
познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
получит первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
получит первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской –государственности;
становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
осознанию и воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Планируемые результаты по учебным модулям.
Основы православной культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы светской этики
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Содержание учебного предмета
4 класс
Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия.
Во что верят православные христиане.
Православная молитва.
Библия и Евангелие.
Проповедь Христа.
Христос и Его Крест.
Праздники. Пасха.
Православное учение о человеке.
Совесть и раскаяние.
Заповеди. Любовь к ближнему.
Милосердие и сострадание.
Золотое правило нравственности.
Православный храм и другие святыни.
Cимволический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Подготовка творческого проекта «Православный календарь».
Презентация творческого проекта «Православный календарь».
Как христианство пришло на Русь. Православие в России.
Подвиг.
Заповеди блаженств.
Добро и зло в православной традиции.
Чудо в жизни христианина.
Православие в Божием суде.
Таинство Причастия.
Монастырь.
Долг и ответственность. Отношение христианина к природе.
Христианская семья и её ценности.
Защита Отечества.
Отношение к труду.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессиального народа России.
Подготовка индивидуальных творческих проектов по изученным темам.
Подготовка коллективного творческого проекта «Православные традиции».
Презентация коллективного творческого проекта «Православные традиции».
Основы светской этики
Россия - наша Родина. Государство и мораль гражданина.
Основы светской этики. Этикет.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
Вежливость. Этикет приветствия.
Добро и зло. Что значит быть нравственным в наше время? Нормы морали.
Дружба и порядочность. Отношения в классном коллективе.
Честность и искренность. Методы нравственного самосовершенствования.
Гордость и гордыня. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Обычаи и обряды русского народа. Этикет царского обеда.
Терпение и труд. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Моё любимое дело. Подготовка творческих проектов «Моё любимое дело». Презентация творческих проектов «Мое любимое дело».
Семья. Родословная семьи. Семейные традиции. Традиции моей семьи.
Сердце матери. Бережное отношение к родителям.
Правила твоей жизни. Образование как нравственная норма.
Культура общения со сверстниками и взрослыми. Методика создания морального кодекса в школе.
Праздники народов России. Праздники как одна из форм исторической памяти.
Праздники народов России. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Защитники Отечества.
Защитники Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Герои Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Подготовка индивидуальных творческих проектов по изученным темам.
Подготовка коллективного творческого проекта «Традиции моей семьи».
Презентация коллективного творческого проекта «Традиции моей семьи».
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
Основы православной культуры
Наименование разделов и тем
Коли
чество часов
Основные виды учебной деятельности
Россия – наша Родина.
1
Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
учиться регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
учиться выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения.
Введение в православную духовную традицию.
1
Культура и религия.
1
Во что верят православные христиане.
1
Православная молитва.
1
Библия и Евангелие.
1
Проповедь Христа.
1
Христос и Его Крест.
1
Праздники. Пасха.
1
Православное учение о человеке.
1
Совесть и раскаяние.
1
Заповеди. Любовь к ближнему.
1
Милосердие и сострадание.
1
Золотое правило нравственности.
1
Православный храм и другие святыни.
1
Cимволический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
1
Подготовка творческого проекта «Православный календарь».
1
Презентация творческого проекта «Православный календарь».
1
Как христианство пришло на Русь. Православие в России.
1
Подвиг.
1
Заповеди блаженств.
1
Добро и зло в православной традиции.
1
Чудо в жизни христианина.
1
Православие в Божием суде.
1
Таинство Причастия.
1
Монастырь.
1
Долг и ответственность. Отношение христианина к природе.
1
Христианская семья и её ценности.
1
Защита Отечества.
1
Отношение к труду.
1
Любовь и уважение к Отечеству.
1
Патриотизм многонационального и многоконфессиального народа России.
1
Подготовка индивидуальных творческих проектов по изученным темам.
1
Подготовка коллективного творческого проекта «Православные традиции».
1
Презентация коллективного творческого проекта «Православные традиции».
1
Всего: 35 часов
Основы светской этики
Наименование разделов и тем
Коли
чество часов
Основные виды учебной деятельности
Россия - наша Родина. Государство и мораль гражданина.
1
Раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
развивать нравственную рефлексию,
совершенствовать морально-нравственное самосознание, учиться регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
учиться устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения.
Основы светской этики. Этикет.
1
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
1
Вежливость.
1
Этикет приветствия.
1
Добро и зло. Что значит быть нравственным в наше время? Нормы морали.