Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с животным миром леса; знать по 5 представителей трёх групп: звери, птицы, насекомые; их внешние признаки; научить обучающихся определять группу животного по имеющимся признакам; расширить и углубить знания детей о животном мире леса, обратить внимание на особенности животных леса, подвести к выводу о необходимости охраны животного мира в лесу, учить приёмами сравнения и анализа, делать выводы, развивать речь обучающихся, умение анализировать и делать выводы, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: выставка книг о животных леса; иллюстрации с изображением животных (еж, заяц, белка, лиса, волк, медведь, лось, кабан, дятел, сойка, сорока, синица, бабочка, жук); картина леса; таблички с надписями: “зоология, животные, звери, птицы, насекомые”; таблица сходства и различия животного и растительного мира; запись объявления “Медвежьи услуги”, фонограмма с пением лесных птиц.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Животные леса. 2 класс»
Тема: Животные леса. 2 класс
Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с животным миром леса; знать по 5 представителей трёх групп: звери, птицы, насекомые; их внешние признаки; научить обучающихся определять группу животного по имеющимся признакам; расширить и углубить знания детей о животном мире леса, обратить внимание на особенности животных леса, подвести к выводу о необходимости охраны животного мира в лесу, учить приёмами сравнения и анализа, делать выводы, развивать речь обучающихся, умение анализировать и делать выводы, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: выставка книг о животных леса; иллюстрации с изображением животных (еж, заяц, белка, лиса, волк, медведь, лось, кабан, дятел, сойка, сорока, синица, бабочка, жук); картина леса; таблички с надписями: “зоология, животные, звери, птицы, насекомые”; таблица сходства и различия животного и растительного мира; запись объявления “Медвежьи услуги”, фонограмма с пением лесных птиц.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
II. Актуализация имеющихся у детей знаний о природе.
– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, а куда, вы скажете мне, выслушав отрывок из стихотворения Н. Рубцова
У сгнившей лесной избушки Меж белых столов бродя, Люблю собирать волнушки На склоне осеннего дня. Летят журавли высоко Под куполом светлых небес И лодка, шурша осокой, Плывет по каналу в … (лес.)
– Но, отправляться в лес, можно лишь заручившись знаниями. Почему?
1. Работа по карточкам (самостоятельная работа)
Шаг №1. Самостоятельно. Найди среди перечисленных понятий природные сообщества.
– Поднимите руки, у кого мнение группы совпало с экспертной оценкой полностью. У кого есть одно или два несовпадения?
2. Фронтальный опрос. Сегодняшний урок поможет вам закрепить имеющиеся у вас знания и чувствовать себя более уверенно. - Что такое природное сообщество?
- Прочитайте оставшиеся слова. Как их можно назвать одним словом? (Растения) - Теперь можно отправляться в лес. Наш общий дом – природа.Но кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много жителей.
- Кто живет в лесу?
-Какова же тема урока?
-Какие цели мы поставим себе на уроке?
Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в лесной дом и погостим немного у его жителей. Научимся распознавать их и сравнивать. Сделаем научные выводы.
III. Формирование новых знаний.
Повторение и знакомство с животным миром.
1.Особенности живых существ. - Кто они, жители лесного дома? Дети. Растения и животные.
– Вспомните особенности животных – живых существ. Если это признак животного – хлоп, если нет – топ.
РАЗМНОЖАЕТСЯ,
ГОВОРИТ,
ПИТАЕТСЯ,
РАСТЕТ,
СПИТ,
ПЕРЕДВИГАЕТСЯ,
ДЫШИТ.
2.Выделение животных по группам.
- Разных видов животных на Земле так мною, что, если составить их список, то получится толстая книга. Наука, которая занимается изучением животных, называется зоологией. Учёные-зоологи выделяют много групп животных, но сегодня мы поговорим только о тех, которые обитают в нашем лесу.
Игра “Отгадай, кто я?”
1. Кто по ёлкам ловко скачет И влезает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)
2. Зимой беленький, Летом серенький, Никого не обижает, А всех сам боится.(Заяц)
3. Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
— Как назвать всех этих животных одним словом? (Звери) - Это первая и самая многочисленная группа. - Внимательно посмотрите на изображение этих зверей. Чем покрыто их тело? Вывод: звери - животные, тело которых покрыто шерстью. — А каких зверей вы ещё знаете? Дети приводят свои примеры.
1. Хоть я не молоток— По дереву стучу: В нём каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной, И акробат прекрасный. (Дятел)
2. На дереве сидит, “Кар-кар” кричит. (Ворона) З. Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло - Спать летит в дупло. (Сова)
- Как назвать всех этих животных одним словом? (Это птицы). - Чем покрыто их тело? (Тело покрыто перьями). Вывод: птицы — животные, тело которых покрыто перьями, и они имеют крылья. — А каких птиц вы ещё знаете? (Дети перечисляют всех известных им птиц).
4. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь, Тут уж вволю нажужжусь (Жук)
5. Спал цветок и вдруг проснулся — Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
6. Погляди на молодцов: Веселы и бойки, Волокут со всех концов Материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг Под тяжёлой ношей, И спешит на помощь друг, Тут народ хороший! Без работы, хоть убей, Жить не может ... (Муравей)
- Как называется эта группа животных? (Это насекомые). - Внимательно посмотрите на них и скажите, сколько ножек у насекомых? (6 ножек). Вывод: насекомые — животные, у которых 6 ног (три пары) и ещё могут быть крылья.
3. Физминутка:
Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале. Вправо, влево повернись! Наклонись и повернись! Лапки вверх и лапки в бок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы, мои зайчишки!
4.Сходство и различие животного и растительного мира.
- Чем животные отличаются от растений? (Дети высказывают своё мнение). - Казалось бы, очень простой вопрос. Однако правильно ответить на него не так просто. 1. Проблемная ситуация (движение). Человек — топор — лиса Человек — топор — дерево
Вывод: животные самостоятельно и активно передвигаются, а растения ведут неподвижный образ жизни, прикрепляясь корнями к земле. - Кто же беззащитнее в лесу? (Дети высказывают своё мнение). 2. Проблемная ситуация (способы питания)
-Чем питаются животные? (Растениями, плодами растений, животными).
- Могут ли животные питаться ночью? Какие? (Совы питаются по ночам). - А растения? (Они питаются только днём, когда светит солнышко).
- Если я позову растение, подойдёт ли оно ко мне? А животное? Вывод: животные видят и слышат.
5. Игра “Закончи предложение” (работа в парах). Задание 9 с. 20 в рабочей тетради №2
6. Адаптация животных. Биологическая сказка. На доске объявление медведя: БЮРО ДОБРЫХ МЕДВЕЖЬИХ УСЛУГ предлагает птице и зверью менять свое жильё Кому слишком жарко, кому слишком сыро, бюро подыщет другую квартиру, чтоб каждому жить удобнее было.
- В один прекрасный день вывесил медведь на поляне такое объявление. Прочитали его лесные жители, почесали лапами в затылках: “А что, если, правда, поменяться?” Прискакала к косолапому белка пушистый хвост, прилетел дятел, даже крот — бархатная спинка и тот пришёл. Медведь, знай каждому чужую квартиру расхваливает, всех меняться уговаривает. Уговорил белку с кротом, и они поменялись. Отправилась белка на новую квартиру, сунулась в норку — батюшки! Темнотища-то какая! Ни побегать в тёмном коридоре, ни попрыгать. А ползать белка не умеет. Подземные ходы она копать не умеет, лапки для этого не годятся. И белкина гордость — пушистый хвост, оказывается, здесь тоже ни к чему. Да и вообще что ей под землёй делать, когда главный корм - шишки да орехи. А крот до беличьего гнезда даже добраться не смог. Поскрёб — поскрёб коготками по коре — чуть не заплакал: “Не годятся мои лапки-лопатки, чтобы по деревьям лазать. Ими только землю хорошо рыть. И солнечный свет мешает, я к темноте привык. Да и что мне на дереве делать, когда весь мой корм — червячки да личинки — под землёй! Нет уж, я лучше к себе в норку пойду. Так ничего из этих обменов не получилось. Долго ещё лесные жители ругали косолапого за его “медвежью услугу”. И поделом.
- Почему же услуга оказалась “медвежья”?
7. "Игровая опушка ". Задание:
- Правильно помести жильцов в своих домиках. Кто, где живет?
Медведь логово
Лиса дупло
Белка берлога
Волк нора
IV. Закрепление изученного материала.
1. Игра “Кто лишний?”
-А сейчас я проверю. Кто из вас внимательнее. Я буду называть группы животных, а вы будете называть, кто “лишний”.
-медведь, заяц, волк, конь, лиса, кабан;
-сорока, ворона, попугай, снегирь, дятел;
-бабочка, стриж, жук, пчела, стрекоза.
2.Физминутка для глаз.
Если я называю птицу – вы поднимаете глаза вверх, если деревья и кустарники – смотрите по сторонам. Если я называю животного, то смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь – закрывайте крепко глаза.
4. Игра “Я знаю пословицы”. Назовите пословицы и поговорки, где встречаются животные.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Сколько волка не корми, он все в лес глядит.
Всякая сорока от своего языка погибает.
Волк режет скотину, медведь дерет.
В сухой год зайцев больше, в сырой – мышей.
5.Обобщение. Охрана природы.
- Нужны ли лесу хищные животные? Почему?
Можно ли сказать, что человек и природа это единое целое?
Подтвердите это схемой. (На доске запись)
Предлагается ситуация.
- Могут ли люди жить без природы? На этот вопрос один старшеклассник ответил так: “Сейчас нет! Но пройдет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и смогут жить без природы”. Прав ли он?
(По ходу ответов детей на доске появляется запись)
- А как вы в своих сочинениях ответили этому старшекласснику?
6. (Дети читают сочинения “Природа и я!)
- А вот мы с вами можем помочь природе, стать ей другом?
7.Игра “Выбери правило вежливости”. Работа в группах.
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.
3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.
4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Задание: Выберите правила вежливости, которые необходимо соблюдать в природе. (1,4,6).
- А что обозначают экологические знаки?
- Экологические знаки нам говорят о том, чтобы мы охраняли животных.
По вине человека уже исчезло немало животных, а многие стали редкими.
Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.
Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина: “Охранять природу – значит охранять Родину”.
V. Итог урока. Диагностика с помощью сигнальных карточек (правильно — неправильно). 1. В лесу живут звери, птицы, насекомые. 2. Звери — это животные. 3. Все насекомые живут в лесу. 4. Растения и животные взаимосвязаны.
5. Всем надо охранять природу. Ответы:1—да;2—да;3 - нет; 4—да;5 – да.
VI. Рефлексия
- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь животным, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:
- Теперь я знаю, что ….
- Я понял, что ………
- Я буду …..
Продолжите любое из этих предложений.
Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о мире животных, но это далеко не всё. Вы ещё можете познакомиться с книгами, которые представлены на нашей выставке из рубрики “Моя природа”. VII. Домашнее задание: по выбору:
1. Подготовить сообщение об одном животном леса.
2. Нарисовать иллюстрацию и подготовить загадки о животных леса.
3. Написать сочинение на тему: “Как вести себя в лесу”.