kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Животные леса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1. Обобщить знания детей о животных леса, полученные во 2 классе.      

               Расширить представления детей о животных леса: зверях, птицах,

           насекомых.

           2. Развивать логическое мышление на основе установления  

           взаимосвязей в природе, развивать наблюдательность.

            3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картины леса, изображения отдельных животных леса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Животные леса" »

Урок 2.

Животные леса

Цели: 1. Обобщить знания детей о животных леса, полученные во 2 классе.

Расширить представления детей о животных леса: зверях, птицах,

насекомых.

2. Развивать логическое мышление на основе установления

взаимосвязей в природе, развивать наблюдательность.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картины леса, изображения отдельных животных леса.

План изучения:

1.Лес – есть место, на котором растут растения и живут животные. Взаимосвязь растений и животных леса.

2. Животные леса: звери, птицы, насекомые.

Деление зверей и птиц леса на три группы по способу питания:

а) насекомоядные;

б) растительноядные:

в) хищные.

3. Повидовая характеристика животных леса: соболь, кукушка, иволга, клест, соловей, муравей.

4. Лес и человек.

/Чтение рассказа о кустах и деревьях из книги «С любовью к природе». Под ред. И.Д. Зверева/, М., «Педагогика», 1983 г., стр. 167 - 169/.









Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Какова была тема прошлого урока? /растения леса/

- Что вам было задано на дом?

а) р а б о т а п о к а р т о ч к а м;

б) ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:

- Что такое лес? /лес – это место, на котором растут растения: деревья, кустарники, травы, мхи, грибы, лишайники и живут животные/.

- Какие виды лесов вы знаете? /1. Хвойные, 2. Лиственные, 3. Смешанные/

- По какому признаку мы делим леса на 3 группы? /по видам деревьев, которые произрастают в лесу/.

- Чем эти леса отличаются друг от друга?

- Какие леса преобладают в Калужской области? /смешанные леса/

- Чем отличается еловый лес от соснового? /еловые леса темные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет. В сосновом лесу светло, так как крона сосен поднимается высоко/.

- Как растут растения в лесу? /ярусами/

- Сколько всего ярусов? /5/

- Назовите ярусы? /1. Деревья, 2. Кустарники, 3. Травы, 4. Мхи, 5. Грибы, лишайники/.

- Почему растения в лесу растут ярусами? /потому что идет постоянная «борьба» за свет: одни растения нуждаются в большем количестве света, чем другие; а другие – в меньшем количестве/.

- Какими растениям нужно больше всего света? /деревьям/

- Каким требуется меньше света? /мхам, грибам, лишайникам/

в) и н д и в и д у а л ь н ы й о п р о с

- Сейчас нужно будет выйти к доске и обобщить все то, что мы с вами сказали, то есть рассказать о том, что такое лес, какие виды лесов бывают, чем они отличаются друг от друга и рассказать о многоярусности леса.

Дополнительные вопросы:

  1. Назови кустарники леса, плоды которых человек употребляет в пищу.

  2. назови кустарник леса, плоды которого являются ядовитыми? /волчье лыко/.

  3. Назови хвойный кустарник леса? /можжевельник/.

Обобщение:

Лес – это место, на котором растут растения и живут животные. Леса бывают разных видов: хвойные, лиственные, смешанные. Это зависит от того, какие виды (породы) деревьев произрастают в данном лесу. Растения в лесу растут ярусами, потому что одним растениям нужно много света, а другим – меньше.

III Работа над новой темой

- Итак, в лесу много растений, а значит и много … Продолжите мою фразу. /В лесу много растений, а значит и много корма для животных/.

- Сегодня вы познакомитесь с типичными животными леса, а точнее расширите свои представления о них, так как с некоторыми из них вы уже познакомились во 2 классе. Итак, тема сегодняшнего урока: «Животные леса».

- Каких животных леса вы знаете?

- Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что животный мир лесов богат и разнообразен. Здесь живут разные звери, птицы, насекомые.

- Что дает лес животным? /1. Пищу, 2. Жилище – «дом», 3. Укрытие от врагов/.

- Найдите как об этом сказано в статье учебника. /с. 181. Животные в лесу находят разную пищу: траву, листья деревьев, молодые побеги, семена, ягоды, грибы. Им легко укрыться от врагов, построить незаметные жилища, птицам легко свить гнезда. Животные обитают всюду: на поверхности почвы и в почве, на ветвях деревьев и под корой/.

- На какие 3 большие группы можно разделить всех животных?

Основные группы животных:

  1. насекомые;

  2. птицы;

  3. звери.

- Рассмотрим с вами группу диких животных или зверей.

- Назовите мне зверей леса.

- диких животных (зверей) можно разделить на группы по способу питания:

На доске: 1. Хищные

2. Растительноядные

3. Насекомоядные


- Как вы думаете, чем питаются животные каждой группы, судя по названию группы? /Хищные: медведь, лиса, волк, соболь… Растительноядные: лось, кабан, белка, заяц… Насекомоядные: еж…/

Подвидовая характеристика животных (зверей).

1. Лось.

2. Кабан. С. 182

3. Соболь – типичный лесной зверек, который жить без леса вообще не может. Обитает только в хвойных лесах.

Соболь – национальная гордость России. Его мех во все времена ценился выше золота. Мех удивительно красивый, легкий, теплый, шелковистый. Основная пища соболя – мыши. Охотится он и на белок, рябчиков, глухарей, вылавливает рыбу, ест кедровые орешки, бруснику, чернику. Еще совсем недавно соболь был на гране полного уничтожения. Он был взят под охрану и к настоящему времени сибирские леса вновь стали соболиными.

4. Куница – типичный обитатель лесов, один из наиболее ценных пушных зверей. Это некрупный, очень ловкий и смелый хищник. Имеет вытянутое, гибкое тело. Длинный пушистый хвост позволяет ей делать большие прыжки с дерева на дерево и на землю. Окраска меха темно-бурого цвета, на груди желтоватое пятно. Все темное время суток бегает куница по своему охотничьему участку, обследуя каждую ель – нет ли белки. Свои гнезда устраивает на большой высоте в дуплах. Чаще других зверьков от этого хищника страдает белка. Ночной образ жизни дает кунице огромные преимущества в охоте на белку, так как белка – дневной зверек и ночью крепко спит в своем гнезде. Кунице нетрудно захватить ее спящей. Куница ловит зайцев, рябчиков, глухарей; ест она и растительную пищу: морошку, чернику, рябину. Достается от куницы и диким пчелам, мед которых она любит не меньше косолапого.

- В лесу много птиц. Каких лесных птиц вы знаете?

- По способу питания всех птиц можно разделить на 3 группы.

На доске:

  1. Насекомоядные

  2. Растительноядные (зерноядные)

  3. Хищные

- Чем питаются птицы каждой группы? /насекомоядные питаются насекомыми, растительноядные – семенами, плодами деревьев и кустарников, хищные – птицами, мелкими зверьками/

- Назовите представителей от каждой группы? / насекомоядные- дятел, поползень, синица, пищуха, растительноядные – сойка, клест, кедровка, хищные – ястреб, филин, сова /

- Как вы думаете, почему я на первое место поставила насекомоядных птиц?

/так как насекомоядные птицы приносят лесу особую пользу/

- Почему? /они питаются насекомыми, в том числе насекомыми – вредителями леса/

Но и растительноядные птицы тоже приносят лесу немалую пользу. Они способствуют распространению растений, расселяют их. Например, сойка – эта птица питается плодами дуба – желудями. Питаясь желудями, сойки часто уносят их далеко от дерева, теряют их по дороге или прячут «на черный день» в какое-нибудь укромное местечко. А желуди, попавшие на благоприятную почву, прорастают. Поэтому сойку называют расселительницей дубов.

Повидовая характеристика птиц леса

Кукушка – постоянная обитательница наших лесов. Знают эту птицу по ее пению. Селится она в чаще леса. Размером несколько меньше голубя. Голова, спина пепельно–серые, хвост и крылья с поперечными светлыми полосами. Характерный у кукушки хвост – он довольно длинный (до 18 см), ступенчато-закругленный. Прилетают в конце апреля. С прилетом этих птиц на большое расстояние раздается ее кукование. Кукуют только самцы. Гнезд не строят, яйца подкладывают в гнезда других птиц. Кукушонок, появившийся на свет, часто выбрасывает из гнезда других птенцов и остается один. Он очень прожорлив, быстро растет и покидает гнездо в 20-дневном возрасте. Приемные родители кормят его еще 2 – 3 недели, так как он прокормить себя не в состоянии. Кукушки приносят пользу лесам. Они поедают личинки майских жуков и даже волосатых гусениц, которых не ест ни одна другая птица.

Иволга – одна из самых красивых наших птиц: у нее желто-золотистая грудь, голова и спина; а крылья и хвост – бархатисто-черные с вкраплением желтого цвета. Так окрашены самцы. Самки выглядят скромнее. Прилетают к нам поздно, когда на деревьях уже шумит листва, чтобы было где спрятаться (ее выдает яркое оперение). Прилетев с юга, иволга тотчас же сообщает о своем прилете песней, похожей на звуки флейты… И вдруг с того же дерева, откуда секунду назад доносилось чудесное пение, раздаются такие звуки, что хоть уши затыкай, будто кошке на хвост наступили. Красивое пение – это голос «лесной флейты». Ужасные и неприятные звуки издает «лесная кошка». А «лесная флейта» и «лесная кошка» - оказывается, одна и та же птица иволга.

- Почему иволги прилетают к нам так поздно, когда на деревьях уже шумит листва? /так как в противном случае иволгам некуда было бы спрятаться, ее выдало бы яркое оперение/

Соловей – одна из самых распространенных у нас певчих птиц. Окрашена птичка скромно – в коричневато-бурый цвет. Большие темные умные глаза придают особую прелесть соловушке. Прилетают к нам поздно – в середине мая. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Поет 1,5 месяца – до конца июня. Но он не только поет, но и успевает рыться в лесной подстилке, находить и съедать множество насекомых. Лишь когда в гнезде появятся птенцы – певцу не до пения, успевай приносить еду детишкам. В сентябре они улетают в жаркие страны.

Клест – птичка величиной с воробья. За яркую окраску, изогнутый клюв, за ловкое и быстрое лазание по веткам деревьев клестов называют «северными попугайчиками». Живут они только в хвойных лесах и питаются семенами ели и сосны. Своих птенцов они выводят зимой, в лютые морозы. Выкармливают их семенами хвойных деревьев. Клюв у птенцов – прямой, а вот взрослые птицы имеют необычный клюв – крестообразный: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны и перекрещиваются. Такая форма клюва помогает им ловко шелушить шишки и позволяет, подобно попугайчикам, искусно лазать по деревьям. У птенцов клюв становится крестообразным тогда, когда они самостоятельно добывать себе пищу – семена из шишек.

- Что дает возможность клестам выводить птенцов в разгар зимы, в лютые морозы? /наличие большого количества шишек хвойных деревьев, семенами которых они питаются. Клест – единственная птица, которая строит свои гнезда и выводит птенцов в самый разгар зимы – в январе. Строго говоря, клесты выводят птенцов круглый год. Семена шишек – основная пища клестов/.

- Итак, на какие группы делятся звери и птицы по способу питания?

- Итак, мы с вами рассмотрели типичных представителей леса из групп зверей и птиц. О какой группе животных мы с вами еще не вели речь? /о насекомых/

- Каких насекомых леса вы знаете? /муравьи, короеды, усачи, листоеды…/

Сейчас вы послушаете рассказ об одном из насекомых леса. Но для этого вы должны отгадать о каком насекомом пойдет речь. Слушайте внимательно:

«Я работаю в артели

у корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно,

Больше плотника оно».

(Муравей)

Муравьи – трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи. В яркий, солнечный день кипит здесь жизнь, кипит работа. Сотни, тысячи муравьев копошатся на куче; что – то делают, куда – то торопятся: входят и выходят через круглые дырки – ворота на поверхности муравейника. Свои жилища муравьи строят их хвоинок и травинок, листьев, кусочков коры, веточек и другого растительного мусора. Муравьи строят свой муравейник много лет. Вот один из муравьев, забегая спереди и сзади, с большими усилиями втаскивает на муравейник еловую хвою. Двое муравьев ему помогают, и не столько помогают, сколько мешают: каждый тянет в свою сторону. Муравьи хорошо знают свой муравейник. Вот кружится муравей, сбившийся с пути. Бросается туда-сюда, останавливается и бежит: он разыскивает дорогу. Муравьи определяют, куда идти, по запаху. Присмотритесь, муравьи все время водят усиками. По запаху они отличают своих от чужих. Попробуйте бросить на муравейник из другого муравейника. На него набросятся хозяева и растерзают, хотя по виду он совершенно с ними сходен. Муравьи берегут свои личинки, а также куколки, похожие на яички, из которых выводятся новые муравьи.

НЕ РАЗОРЯЙТЕ МУРАВЕЙНИКОВ! Муравьи – безобидные, полезные жители, они истребляют вредных насекомых леса, разносят семена и плоды растений. Рыжие лесные муравьи одного большого муравейника могут уничтожить за одно лето около 10 миллионов вредных насекомых. ОХРАНЯЙТЕ МУРАВЕЙНИКИ!

Муравьи помогут тебе определить стороны горизонта: муравейник располагается около дерева с южной стороны.

- Чем питаются муравьи?

- Как вы думаете, может ли лес существовать без животных?

Рассказ о кустах и деревьях.

Не бывает леса без деревьев. Но в лесу должны быть не только деревья. Чтобы лес рос хорошо, ему нужны и кусты: жимолость, шиповник, смородина, бересклет.

Зачем нужны лесу кусты?

Чтобы ты это понял, мы расскажем тебе историю о том, как в прежние времена в Германии люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.

Главный лесничий рассуждал так. Лес – это деревья. Значит, лишнее в лесу все, кроме деревьев. Кусты и трава – лишние: ведь их корни сосут из земли воду, отнимают воду у деревьев. Опавшие листья, бурелом, валежник – лишнее: ведь они только засоряют лес и мешают ему расти.

По приказу главного лесничего десятки рабочих принялись расчищать, убирать и подметать лес. Первым делом они собрали в кучу и сожгли все гниющие листья, все сухие ветки и сучья. Потом взялись за густы. Плохо тут пришлось крушине, бересклету и другим кустам, которые росли у подножья деревьев. Все их вырубили и сожгли люди.

Чисто и просторно стало в лесу. На земле нет ни соринки. Главный лесничий ходит и любуется. Вот теперь, думает, в лесу порядок.

Прошел год, второй, третий. Стал главный лесничий замечать, что в его аккуратном прибранном лесу что – то неладно. У сосен верхушки поредели. На дубах, на липах листва сделалась редкая, сквозная. Куда не посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. До осени еще далеко, а земля уже покрыта желтыми листьями. Давно ли в лесу люди порядок навели, а в нем опять беспорядок, да еще хуже прежнего.

Призадумался главный лесничий: «Что же тут случилось? Отчего в лесу деревья стали сохнуть? Мы ли их не берегли, мы ли не ухаживали за ними!»

- Ребята, что же случилось? Подумайте, отчего в лесу стали сохнуть деревья?

А случилось в лесу вот что.

Когда принялись люди подметать лес, вымели они то, что следовало, и то, что не следовало. Мертвые сучья, валежник, сухостой убрать нужно было, а вот кусты вырубать было незачем. Люди думали: главное в лесу – деревья, а кусты совсем не нужны. А вышло, что без кустов и деревьям стало плохо. Когда вырубили кусты, стали сохнуть деревья.

Но при чем же тут кусты?

А вот при чем.

Лес – это не просто лес, это город с тысячами жителей. Дома в этом городе – норы и гнезда. Одни птицы строят свои дома на деревьях, другие – в подлеске, в кустах. И таких птиц, которые живут в кустах, очень много. Увидеть их не так – то легко: не успеешь заметить птицу, как она уже юркнула в середину куста. Зато слышно ее на весь лес. У каждой своя песенка, по которой сразу узнать, как ее зовут.

И вот, когда вырубили кусты, улетели в другие леса птицы, которые гнездились и прятались в кустах. Тише, скучнее стало без них в лесу.

Но это еще полбеды. Хуже было другое: оттого, что меньше осталось птиц, начали в лесу сохнуть деревья.

Но причем же тут птицы?

А вот причем.

Птицы в лесу не сидят без дела. С утра до ночи обшаривают они стволы, ветки и листья, по – своему наводят в лесу порядок. Как завидят жука или гусеницу, сразу хватают в клюв и несут птенцам в гнездо. А птенцы народ крикливый, прожорливый. Растут они быстро и еды им нужно много, только успевай приносить.

Вот деревья и начали сохнуть, оттого что жуков и гусениц развелось слишком много. Для жуков и гусениц дерево – это накрытый стол. Одни из них листья едят, другие грызут кору, древесину, корни.

Пожалел главный лесничий, что он приказал кусты вырубить. Сколько в кустах было птиц! Не срубили бы кусты, не улетели бы птицы, не развелось бы огромного количества вредителей.

Вот, значит, какую беду наделали в лесу люди, когда вырубили кусты.

Если хочешь быть защитником леса, помни, что надо беречь и деревья, и кусты, и птицы.

Не давай ломать кусты, разорять птичьи гнезда и муравейники. ЗАЩИЩАЙ ЛЕС!

На доске:

деревья звери

кустарники ЛЕС птицы

травы насекомые

ЧЕЛОВЕК

Итак, лес – это деревья, кустарники, травы, но с другой стороны лес – это животные: звери, птицы, насекомые.

Лес и человек

- Влияет ли хозяйственная деятельность человека на жизнь диких животных? /да, влияет/

- Приведите примеры.

- Влияет ли хозяйственная деятельность человека на жизнь растений? /да, влияет/

- Приведите примеры.

Итак, хозяйственная деятельность человека влияет и на жизнь животных и на жизнь растений, значит человек в целом влияет на лес.

Таким образом, выпадение одного звена из всей системы, влечет за собой гибель других звеньев, а следовательно и гибель всей системы в целом, то есть гибель всей природы.

Это мы с вами увидели на примере рассказа о деревьях и кустах: вырубили люди в лесу все кустарники и улетели из леса птицы, которые вили в кустах гнезда. Набросились на деревья насекомые – вредители. Погибли деревья, погиб и весь лес.

Итак, когда люди вырубают леса, они невольно губят многих животных, для которых лес – это дом. Из – за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты многие животные исчезли навсегда, другие стали редкими. Редкие животные внесены в «Красную книгу СССР». Некоторые виды животных уже спасены. Например, спасены бобр и соболь.

- как же нужно относиться к природе в целом? /бережно/

- А что значит бережно? /охранять природу …/

Но беречь нужно не только редких животных. Беречь нужно и тех, которых еще много, которые не внесены пока в Красную Книгу. Их жизнь часто зависит от вашего поведения в природе.

- Давайте вместе с вами выведем правила поведения в лесу.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ!

1. Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать хищники и разорить их. Если случайно окажешься у гнезда, не прикасайся к нему и сразу же уходи. Иначе родители – птицы могут совсем покинуть гнездо.

2. Не лови и не уноси домой птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

3. Не убивай лягушек и жаб.

4. Нельзя шуметь, бегать, кричать в лесу. Этим ты беспокоишь животных.

5. не забывай о том, что растения дают животным убежище, пищу. Оберегая травы, кусты и деревья, ты помогаешь зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

IV. Закрепление изученного

- На какие группы делятся звери по способу питания?

- Приведите примеры.

- На какие группы делятся птицы по способу питания?

- Приведите примеры

- Что же такое лес?

- Чем является лес для животных?

- Установите связь между растениями и животными леса.

- Как нужно вести себя в лесу?

VIII. Подведение итогов урока

Оценивание детей и выставление отметок.

Домашнее задание

с. 181 – 185, подготовить пересказ о животных леса.

Отдельным учащимся подготовить рассказ по карточкам описательного вида о растениях и животных луга.














































ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. ВРАГИ НАШЕГО ЛЕСА.

У деревьев много опасных врагов – насекомых-вредителей. Одни из них питаются корнями, другие – листьями, третьи – корой и древесиной. Они наносят деревьям тяжелые повреждения. И, если не бороться с ними, то они погубят наши леса.

Самые опасные из них – майские жуки, жуки – короеды, гусеницы бабочек – шелкопрядов. Личинки майских жуков поедают корни молодых хвойных деревьев, особенно сосен. Взрослые объедают листву.

Жуки – короеды питаются корой и древесиной. Они злейшие враги леса.

Гусеницы бабочек – шелкопрядов очень прожорливы. Они питаются листьями различных деревьев и кустарников.

- Какой вред лесу наносят майский жук, короед, гусеницы шелкопрядов?

- Кто нам помогает бороться с вредителями леса?

  1. БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ ЛЕСА.

Летающих по вечерам майских жуков хватают совы и летучие мыши. Днем жуков клюют скворцы, сойки и другие птицы. В почве за личинками майского жука охотятся кроты.

Короедов уничтожают дятлы, поползни, синицы и корольки.

Гусениц бабочек – шелкопрядов истребляют иволги и кукушки.

Нередко ребята разоряют птичьи гнезда просто так, без нужды и озорства. Они не думают при этом, какой огромный вред приносят родной природе.

- Какую пользу приносят дятел, кукушка, летучая мышь, крот, иволга? (кн. «С любовью к природе», под ред. И.Д. Зверева, М., «Педагогика», 1983 г., с. 201 - 202)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Животные леса"

Автор: Макеева Ольга Николаевна

Дата: 19.07.2014

Номер свидетельства: 110258

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока окружающего мира "Животные леса""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_zhivotnyie_liesa"
    ["file_id"] => string(6) "367960"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481368518"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока окружающий мир по теме "Леса России" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-po-tiemie-liesa-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "189964"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427055652"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока окружающего мира "Зима в природе" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "141216"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418064106"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока окружающего мира на тему: "Разнообразие растений на Земле" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "234990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443555123"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства