Урок окружающего мира по теме: "Животные леса. Голоса леса".
Урок окружающего мира по теме: "Животные леса. Голоса леса".
Урок окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века". Разработан для учащихся 1 класса.Цели: создать условия для формирования представления о жизни животных леса, познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения, развивать связанную речь, коммуникативные умения, воображение, обогащать и усложнять словарный запас, тренировать память, развивать внимание, формировать умения анализировать, развивать умение выделать главные признаки, воспитывать познавательную активность, бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, листы А3, конверты, тестовые задания, бланки ответов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме: "Животные леса. Голоса леса". »
Тема: «Животные леса. Голоса леса».
Цели: создать условия для формирования представления о жизни животных леса, познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения, развивать связанную речь, коммуникативные умения, воображение, обогащать и усложнять словарный запас, тренировать память, развивать внимание, формировать умения анализировать, развивать умение выделать главные признаки, воспитывать познавательную активность, бережное отношение к природе.
Сегодня на уроке мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы скажите мне сами, отгадав загадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зёлёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
Куда же мы совершим прогулку? (в лес).
Актуализация знаний.
- Ребята, прогулку по лесу мы начнём со стихотворения Погорельского:
Читает ученик:
Здравствуй лес, дремучий лес! Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что ты шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои!
- Красив лес в любое время года. Даже зимой, когда листьев нет, но деревья выглядят сказочными. Русские писатели любовно называли леса “лесными хоромами”, сравнивали с “теремами расписными”!
- Что же представляет собой лес? (Лес – многоэтажное здание. Название леса зависит от того, каких деревьев в нём растёт больше.)
- Лес – это загадка природы, которую вы будете постепенно изучать, разгадывать.
- Ребята, а как мы должны вести себя в лесу?
- Посмотрите на экран. Назовите одним словом, что изображено на картинках? (растения).
- Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме: «Растения леса», я предлагаю Вам выполнить задание в тестовой форме.
Обведите кружочком варианты правильных ответов и перенесите их в бланк ответа. У Вас должно получится слово.
Тест:
Растения, у которых одни ствол:
А) травянистые растения.
Ж) деревья.
М) кустарники
Какой ярус самый высокий?
А) травянистые растения.
И) деревья.
У) кустарники.
Какое растение является жителем леса?
Г) ковыль.
Ф) типчак.
В) папоротник.
Про какое дерево говорят: могучий, развесистый, величавый?
О) дуб.
А) береза.
Е) клён
Какие растения относятся к нижнему ярусу?
Г) деревья.
Т) травы.
Д) кустарники.
Какое дерево называют «белоствольной», «кудрявой», «плакучей», «шелковистой»?
Н) берёза.
Г) ель.
В) сосна.
У какого кустарника есть хвоинки?
Е) калина.
Ы) можжевельник.
А) шиповник.
Из этого дерева изготовляют корзины, делают плетёную мебель?
Е) ива.
У) клён.
Э) пихта.
1
2
3
4
5
6
7
8
Ж
И
В
О
Т
Н
Ы
Е
- Ребята, какое слово у Вас получилось? (животные).
Сообщение темы.
- Ребята, о ком же мы будем сегодня говорить? (о животных).
- Сегодня мы не просто будем говорить о животных, а ещё сделаем лесную газету. Для этого у Вас на партах лежат заготовки для газеты, клей, конверт.
Гуляя по лесу, мы с Вами познакомимся с его обитателями и сделаем нашу газету.
Изучение нового материала.
- Даже знакомый лес, в котором можно часто гулять, таит в себе немало загадок. Лес полон жизни, хоть это порой и скрыто от людских глаз. Его населяют множество живых организмов.
- Ребята, кого же мы встречаем на нашем пути. Отгадайте, о каких животных идёт речь.
Кто по ёлке ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка).
У него в полосках спинка,
Хвостик лёгкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла…. (Бурундук).
- Ребята, гуляя по лесу, мы встретили белку и бурундука.
- Давайте, сравним их. Чем похожи и чем различаются эти животные?
Белка и бурундук – грызуны. Белка – быстрая и ловкая. Прыгает с ветки на ветку, управляя прыжком своим пушистым хвостом. Живёт белка в дупле. Питается орехами, сосновыми семенами и побегами.
Бурундук тоже хорошо лазает по деревьям и прыгает. Этот грызун питается плодами, орехами, небольшими насекомыми. Он похож на белку, только меньше её, и шубка у него полосатая. Свою нору бурундук обычно устраивает под старым пнём или упавшим деревом.
- Ребята, давайте поселим наших животных в нашей лесной газете. Для этого возьмите конверт, достаньте их и приклейте.
- Молодцы, ребята. Вот у нас и появились первые обитатели лесной газеты.
Белка и бурундук отправились в свои жилища. А наша прогулка продолжается дальше.
Послушайте следующую загадку:
Он под землёй живёт всегда.
Ходы там строит – города.
Над городом – наш огород.
А строитель – это… (Крот).
- Следующий житель леса – это крот. Возьмите конверт №2. Вам нужно собрать текст про крота и разместить на газете.
Крот - живёт под землёй, поэтому плохо видит. А вот слух и обоняние у него прекрасные. Крот - хищник. Он питается насекомыми, червяками, слизнями.
- Ребята, какой получился у Вас текст. Прочитайте.
- Что вы узнали об этом животном?
- Молодцы. Вы, верно, составили текст.
Главная «работа» крота – рыть подземные ходы, где он отыскивает себе пищу. В глубине кротовых ходов находится его гнездо. В нём самка крота выкармливает своих детёнышей молоком.
- Итак, вот какой интересный житель леса нам повстречался на пути. Поселим и его в нашей газете.
Крот продолжает свою «работу», а мы продолжаем прогулку по лесу.
- Посмотрите на экран. Каких животных мы встречаем в лесу ещё? (лиса, медведь, волк, заяц).
Возьмите конверт №1 и приклейте животных. У каждого будут свои животные.
Назовите существенные признаки этих животных.
Вывод: тело животных, которых покрыто шерстью, называют звери.
-Каких зверей мы уже повстречали? (белка, бурундук, крот).
- Молодцы, ребята. Теперь мы с Вами знаем, какие звери обитают в лесу
Физическая минутка.
Мы хорошо поработали, и звери приглашают нас немного отдохнуть.
Продолжение работы по теме урока.
- Продолжаем нашу прогулку по лесу. Давайте, прислушаемся к звукам леса и подумаем, чьи голоса вы услышали?
- Чьи же голоса Вы услышали? (птиц).
- Чем птицы отличаются от зверей? (тело животных покрыто перьями, они умеют летать).
Перьевой покров птиц – прочный, надёжный. Он помогает им летать, переносить стужу и жару.
- Каких лесных птиц Вы знаете?
- Молодцы, ребята. К нам в гости прилетели лесные жители. Давайте, познакомимся с ними.
Синица.
Меня называют циркачкой. Весной я перебираюсь подальше на север, а к зиме ближе к югу. Если ты положишь в птичью кормушку кусочек сала, то обязательно увидишь меня. Ты узнаешь меня по жёлтым пёрышкам на брюшке.
- Ребята, как же зовут эту гостью?
- Давайте, послушаем следующую гостью.
Свиристель.
Я – птичка нарядная. Меня украшают крылья с красными пятнами и чёрной каймой, а также коричнево – серый хвост. Люблю, есть ягоды, особенно рябину и калину.
- Кто же эта птица?
Ласточка.
Мой хвост похож на двузубую вилочку. Летаю я очень хорошо. Умею кувыркаться в воздухе, легко пролезаю в узкие отверстия, могу на лету попить воды из водоёма. Живу рядом с человеком, даже гнездо часто устраиваю под крышей дома, балкона или сарая.
- Как зовут эту гостью?
- Ребята, какие Вы молодцы. Узнали всех птиц. Заселим их тоже на нашей лесной газете. Возьмите конверт и приклейте птиц.
- Итак, каких животных можно встретить в лесу? (Зверей, птиц).
-Кроме зверей и птиц также можно встретить в лесу змеиное царство и насекомых.
Ужиное семейство – самое многочисленное в змеином царстве. Если понаблюдать, как передвигается змея, то можно заметить, что она изгибает своё тело, при этом брюхо змеи смыкается с землёй, отсюда и название этих животных – пресмыкающиеся. У ужа обыкновенного на голове есть два жёлтых пятна, по этим пятнам можно отличить ужа от ядовитой змеи. Таких пятин у ядовитой змеи нет.
Питаются ужи лягушками, крупными насекомыми, головастиками. Иногда охотятся и на мышей. Змеи заглатывают добычу целиком, предварительно задушив ей.
Чтобы уберечь себя от возможной встречи со змей, нужно ходить по лесу с палкой. Если ты увидел змею, постарайся, тихо и быстро уйти. Ничего не бросай в змею, иначе, ты заставишь её защищаться. Не пытайся ловить змею, даже если ты думаешь, что она не опасна. Змея – это животное дикое и должно жить на свободе.
- Ребята, будьте очень внимательны и осторожны, гуляя по лесу.
- Заселим в нашей лесной газете ужа обыкновенного. Где он будет жить? (в траве).
- На самом низком ярусе леса можно встретить не только змей, но и насекомых.
Среди насекомых леса есть его друзья, а есть и враги.
Многие жуки – вредители деревьев. Они прогрызают ходы в древесине и губят деревья, к таким жукам относятся чёрный сосновый усач, жук короед. Но среди насекомых леса есть и очень полезные. Это лесные муравьи. Они уничтожают многих лесных вредителей.
Муравьи – добросовестные труженики.
Вспомните басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей».
- Какой был муравей? (трудолюбивый).
- Действительно, муравьи всё время что-то делают. Несут в свой дом сосновые иглы, веточки.
- А как называется дом муравьёв? (муравейник).
- Всё что находят муравьи, они несут в муравейник. Кладут сверху муравейника, поэтому он получается прочным и тёплым. Высота такого дома ожжет быть больше одного метра. Кроме этого, муравьи прокладывают подземные ходы, устраивают склады для жилья и даже ясли для личинок.
- Итак, нам осталось заселить насекомых. Возьмите конверт и приклейте муравейник.
- Наша газета готова. Давайте, посмотрим, какие они у нас получились.
Итог урока
Наша прогулка тоже подходит к концу. Чтобы от неё остались приятные чувства закончим её песней.
Лесной марш Музыка: Юрий Чичков. Слова: П. Синявский.
Нам птицы просигналили подъём, Привычными тропинками проходим мы. М каждую берёзку сбережём В лесах любимой родины.
Припев:
Мы сами написали в лесной зелёной книжке, О том, что есть у леса надёжные друзья, Такие же девчонки, такие же мальчишки, Такие же счастливые, как ты и я.
Мелькают наших песен огоньки, Шагаем мы лесами-перелесками, Под кедрами красавицы – Тайги, Под соснами Полевскими.
Припев.
Нам Солнце улыбнётся веселей И каждый день нам радостным покажется, Когда пройдут по всей родной земле Отряды наши саженцев.
Припев.
И добрые волшебники леса Похожи на поэтов и художников. Природа дарит людям чудеса, А мы её помощники.
Припев.
- Действительно, ребята, мы должны беречь и охранять лес. Мы совершили увлекательную прогулку по лесу, сделали лесную газету.
Перечислите, какие жители леса сегодня нам повстречались во время прогулки.
Что узнали интересного?
Что вспомнили и повторили?
Урок закончен. Спасибо всем. Отметки…
Домашнее задание.
Домашнее задание будет творческим составить кроссворд «Жители леса».