Просмотр содержимого документа
«Урок "Перелетные птицы"»
Тема урока: «Перелетные птицы».
Задачи:
Образовательная - расширить знания детей о перелётных птицах.
Коррекционная - развивать речь (при ответах на вопросы); логическое мышление.
Воспитательная - воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.
Ход урока
1.Орг момент.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Девиз: Повторять и учить ум-точить.
-Как вы понимаете эти слова?
-С каким настроением пришли на урок? (Солнышко-тучка)
II.АОЗ
Артикуляционная гимнастикапо теме «Птицы»
Для того, чтобы мы с вами правильно и четко произносили каждый звук, мы с вами выполним речевую и артикуляционную гимнастику.
1.Упражнение на дыхание:
«Улетают птицы»--И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох;
2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.
2.Упражнения для язычка:
Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Упражнения для щек и губ
«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
Упражнения для языка
«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
«Очень вкусная пища!»Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.
«Аист». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».
Ла-ла-ла - Есть у птицы два крыла.
Ли-ли-ли – Прилетели журавли.
2.Отгадайте загадку.
Снится ночью червяку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это …(птица). (картинка)
- Кто такие птицы?
(Птицы-это животные тело, которых покрыто перьями)
-Какие бывают птицы?
(Дикие и домашние. Перелетные и зимующие).
- Что общего у всех птиц? (Строение)
-Чем птицы отличаются друг от друга? (По величине, окраске ..)
- Наблюдать за нашей работой будет МУДРАЯ СОВА. Она будет давать жетончики за ответы, а в конце урока мы подведём итоги.
III. ИНМ
Рассказ учителя о перелётных птицах.
Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. Насекомоядным птицам нечем питаться зимой, вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Летят птицы стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы.
Как же удалось это сделать?
Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал, окольцованную птицу он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать где зимуют птицы.
Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей.
-А каких перелетных птиц вы знаете? Давайте отгадаем загадки и узнаем некоторых из них.
Она под крышами живет, Гнездо своё из глины вьет, Целый день суетится, На землю не садится, Высоко в облаках летает, Мошек на лету поедает, В черном фраке лапочка, А зовется ?…..(Ласточка)
Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад-вперед по пашне вскачь, А зовётся птица... (грач)
Кто в саду выводит трели На рожке и на свирели?: Знать опять среди ветвей Поселился...(соловей!)
Красный клюв И пестрый хвост – Как красив поющий … (Дрозд)
" Из дальних стран вернулся я, Чтоб вас порадовать, друзья. Весна пришла! Зиме – конец! " – Пел у скворечника… (скворец)
Спрятавшись среди ветвей,
Поёт славно… Соловей
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. …Аист
Кто за птица?
Никогда Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает... Кукушка
IV.Физминутка.
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
Вот и юг! Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
Дети встают из-за парт.
V. ЗИМ.
1. Составление предложений о птицах.
На доске перепутаны слова, необходимо выйти к доске, собрать предложение правильно и прочитать (3 предложения по 4-5 слов).
У птиц есть крылья.
Птицы строят гнезда на деревьях.
Перелетные птицы улетают на юг.
2. Ребус.
(л п а н с в т е о ц ч з к ы а) – отгадка на доске (рисунок).
Зачеркните каждую вторую букву, из оставшихся букв у вас получится необходимое нам слово.
3.Игра: “Прятки”.
Ребята, а сейчас птицы с вами поиграют. Будьте внимательны! Наступила ночь! День! Что изменилось? Какой птицы не стало? Какая птица улетела?
4 картинки с птицами, меняем 3 раза.
4.Игра «Скажите наоборот».
У жаворонка туловище мелкое, а у грача … (крупное).
Журавль большой, а соловей … (маленький).
У аиста клюв длинный, а у соловья … (короткий).
У трясогузки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).
Аист белый, а грач …(черный).
5. Объясни пословицу.
Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.
6. Практическая работа.
Раскрасить птицу.
VI. Итог урока.
Ребята, наш урок подошел к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:
Кто такие перелетные птицы?
Почему улетают они на зиму?
Когда возвращаются перелётные птицы?
Почему перелётные птицы возвращаются обратно из теплых краев?