«Жизнь птиц зимой»
Цели:
- познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности;
- развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка;
-воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Материалы и оборудование: зимнее дерево, картинки птиц, аудиозапись «Голоса птиц», пакеты с кормом для птиц, силуэты птиц, кормушка, картина «Зима».
Ход:
I. Организационный момент.
-Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза мерзнет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)
-«Даже птице не летится». Кому не летится? (Птице).
- Почему птице не летится? (Она мерзнет.)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.
– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц)
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).
А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.
( Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, синица, дятел, ворона, воробей,сорока)
( Картинки птиц вывешиваются на доску)
II. Знакомство с зимующими птицами.
- Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.
- Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.
Чернокрылый, красногрудый
Не боится он простуды
Ест полынь, рябину, клён
Подорожник, вкусный лён.
К нам зимой летит на пир
Как зовут её
(Снегирь).
-Молодцы!
- У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.
- Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.
- Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.
Непоседа невеличка.
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее. (Синичка)
Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.
Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек,, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами.
Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека.
Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червяков,
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей)
- Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека. Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Воробей – птица очень бойкая, себя в обиду не даст, еду себе добудет. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.
У воробьев в стайке есть воробей – сторож. Что же он сторожит? (Попросите ребенка догадаться и высказать свои предположения). Сторож – это воробей, который всегда внимательно смотрит вокруг. Если заметит кошку или ястреба или другого врага, сразу резко закричит «Чррррр», и все воробьи успеют улететь.
Воробьи по характеру птицы смелые, даже драчливые. Но несмотря на свой «боевой» характер, воробьи — это очень дружные птички. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет. Никогда так не бывает, чтобы нашел воробей крошки и все эти крошки сам съел, друзьям не оставил. Вот какая птица – маленькая, а что такое дружба уже знает! И всегда с друзьями делится!
-Продолжаем отгадывать загадки:
Эта птица-символ мира,
Чердаки-её квартира
Там, где площади, фонтаны
Ищет крошки постоянно. ( Голубь)
- Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей – голубем. Голубь обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Питается растительными кормами: семенами, зерном, ягодами. Голуби очень привязаны к людям.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её.
(Cорока)
- По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.
Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.
С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.
Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
Пальчиковая гимнастика.
Прилетайте, птички! (« зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке (4 раза «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки ( пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Эти крошки – голубям ( вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям ( то же левой рукой)
Галки да вороны (тереть ладонью о ладонь)
Ешьте макароны!
- Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?
А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц». Посчитайте сколько птиц сидит на дереве.
Дети считают.
Игра « Скажи наоборот»
У сороки длинный хвост, а у вороны….
Ворона каркает, а воробей ….
У дятла большая голова, а у синички ….
У человека дети, а у птиц ….
У животных шерсть, а у птиц ….
У вороны большие крылья, а у снегиря ….
-Молодцы!
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
-Правильно. Для чего нужны кормушки?
-Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку?
Учитель: Молодцы!
-Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей)
Учитель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
Игра «Птицы в кормушке»
-Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)
«Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.»
Дидактическая игра «Птичья столовая»
- А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.
(На подносе пакетики с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, макароны, картошка, пшено).
Учитель: Ребята мы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.
III. Итог занятия:
- О каких птицах мы говорили?
- Почему их так называем?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Кто из этих птиц трещит?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Как называется «птичья столовая»?
- Какой корм нужно класть в кормушку?
Чтение стихотворения А. Яшина « Покормите птиц!»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: Дети, за вашу хорошую работу на занятии, я вам дарю раскраски зимующих птиц.
Всем всего доброго!