-Какие приметы весны вы знаете? (Весной солнце не только ярко светит, но и греет, весной бегут ручьи, весной с крыш домов свисают сосульки, весной звери просыпаются после зимней спячки, весной небо становится голубее, весной дни становятся длиннее а ночи короче, весной распускаются почки, весной появляются проталины, весной показывается первая травка, весной слышны пение птиц, весной появляются первые цветы - подснежники, весной прилетают птицы.)
2. Целеполагание, постановка проблемы
Стук в дверь. Посылка
-Ребята, рассмотрите содержимое посылки.
Дети достают из посылки: семечки подсолнечника, тыквы, сало, черный хлеб, пшено, просо, овес, рис, рисунок гусеницы, рисунок червячка, рисунок жучка.
-Интересно, как это может быть связано с весной? (ответы)
-О чем мы сегодня будем говорить, догадались? Давайте я вам помогу.
Текст письма в посылке:
«Здравствуйте, дорогие дети! Мы возвращаемся в родные края и очень спешим. Ведь за весну нам нужно успеть устроить или отремонтировать свои дома отложить яйца, вывести птенцов и научить их летать. Нам предстоит долгий и трудный путь. Мы очень соскучились, встречайте нас. Ваши друзья».
-Верно, темой нашего сегодняшнего разговора будут птицы, и это не случайно, ведь 12 мая праздник - международный день перелетных птиц.
-Ребята, а кто из вас знает, каких птиц называют перелетными? (Тех, которые улетают от нас в теплые края)
-А сейчас давайте, ребята поиграем в игру «Тепло, холодно», Вы ребята, будете воробьями. По команде «тепло»-летайте, кричите, а по команде «холодно»-нахохлитесь и садитесь на корточки рядом друг с другом.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
-Ребята, а вы знаете, почему некоторые птицы улетают, а некоторые остаются? (ответы детей, гипотезы детей)
-Хотите точно узнать ответ на этот вопрос, проверить ваши предположения?
3.Решение проблемы
-А поможет нам в этом посылка.
- Как наша посылка связана с темой занятия? (она связана с птицами)
- Как одним словом назвать содержимое посылки? (это корм)
-Ребята вам задание распределить содержимое посылки на две группы и тогда вы узнаете одну из причин, почему птички улетают от нас в теплые края.
- Объясните, по какому признаку вы разбили корм на группы (ответы детей) (группа насекомые и группа зерноядровые?)
-Теперь внимательно посмотрите на ваши получившиеся группы и продолжите предложение «Птицы улетают потому что… (им не хватает корма - насекомые, которыми они питаются, исчезают), ребята это одна из причин почему птички покидают родны края.
-Ребята, а в какое время года можно встретить перелетных птиц? (весной, осенью и летом), не встречаются они только зимой
-Ребята, а что делают птички, когда прилетают в родные края? (строят гнезда и выводят потомство)
- А как вы думаете из чего делают гнезда? (Из сухой травы, из веток, листьев)
- Можно ли трогать гнездо птицы? (Нет) Почему?
-Кто строит своё гнездо из глины? (Ласточка строит гнездо из глины)
-А где птицы стоят свои гнёзда?
(Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.)
А какая птица не вьёт гнезда? (Кукушка)
-А как же тогда у кукушки птенцы появляются. (Она заходит в чужие гнёзда и оставляет там свои яйца. Чужая мама высиживает их.)
-Ребята, а как называется птичий дом? (Скворечник) А кто делает такие дома? Кто там живёт? (Папа-скворец, мама — скворчиха и птенец — скворчонок)
-Как мы с вами можем помочь птицам весною?
(Сделать скворечники и развесить их)
-Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у птиц?
(Отложить яйца и вывести птенцов)
-А кто заботится, высиживает, согревает, бережёт яйца.
(Мама – птица, самка)
-Давайте поиграем в игру с мячом
Игра «У кого, какой птенец?» (проводится с мячом) . Я называю взрослую птицу, вы её птенцов.·
у грача – грачонок,
· у скворца – скворчонок
· у чижа - чижонок
· у соловья - соловьенок
· у аиста – аистенок
· у кукушки – кукушонок
у лебедя – лебеденок
Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.
- А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином.
Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.
Ласточки и скворцы улетают стаей.
Журавли улетают клином - углом.
А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.
-Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря
-Ребята, что бы вы сделали, если бы увидели… выпавшего из гнезда птенца, мальчишку с рогаткой
-А что будет, если птички не вернуться к нам весной? (Произойдет беда. Некому будет защищать парки сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Мы никогда не услышим их чудных песен, некому будет разносить по земле семена ягод, трав цветов)
-Чем мы можем помочь нашим пернатым друзьям, чтобы они с радостью возвращались к нам? (Строить скворечники, не вырубать леса, не загрязнять воздух, не засорять водоёмы, не разорять птичьи гнезда, подкармливать их, не бросать в них камни)
Игра «Наоборот»
Пальчиковая игра
.
«Кто лишний?»
Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний.
Лебеди летят, Крыльями машут. Прогнулись над водой Качают головой Прямо и гордо Умеют держаться И очень бесшумно На место садятся.
«Какое слово потерялось». - У зверей тело покрыто шерстью, а у птиц покрыто …(перьями) - Рыба плавает в реке, а птица летает… (в небе) - У человека есть нос, а у птицы — … (клюв) - У человека маленький ребенок, а у птицы маленький… (птенец) –
4.Систематизация знаний (исследование)
-Ребята, а чем похожи все птицы? (У них есть крылья, перья, клюв).
-Чем они отличаются друг от друга? (Цветом перьев, клювом, средой обитания, кормом).
-Ребята, а чем отличаются птицы от животных и людей? (у них есть крылья)
-Зачем птицам крылья?
-Давайте отпустим с небольшой высоты птичку со сложенными крыльями (макет птички – бумажный самолет)
-Что случилось с нашей птичкой и почему? (С нераскрытыми крыльями она не может держаться в воздухе).
-Давайте раскроем крылья нашей птичке и посмотрим, что произойдет теперь? (запускаем самолет с раскрытыми крыльями). Птичка летит с раскрытыми крыльями.
- Ребята, а все ли птички летают?
Например, куры не летают. Как вы думаете почему?
-Предлагаю вам прикрепить к нашей бумажной птичке пластилиновое туловище , чтобы птичка стала похожа на курочку, кладем поверх бумажного самолета кусочек пластилина), запускаем птичку
-Летает она, как бумажная, или нет? Почему?
(Она стала очень тяжелая, крылья не могут поднять тело в воздух).
-Какой вывод вы можете сделать?
Дети делают вывод: 1.летают птицы с помощью крыльев. 2.Летать могут не все птицы, а только те, у кого маленькая масса тела
5.Итог.
-Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением) -Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)
-Какой праздник отмечают 12 мая?
-Каких птиц называют перелетными?
-Почему птички улетают в теплые края?
6. Рефлексия
Игра с мячом “Продолжи предложение, найди причину”.
- Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.
- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
- Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)
- У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)
- Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)
- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)