Тема: Перелетные и неперелетные птицы.
Цель: Закрепление знаний о перелетных и неперелетных птицах.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и уточнять знания учащихся об осенних изменениях в природе,
- закрепить знания детей о жизни птиц,
- обогащать знания о характерных признаках времени года и соотносить их с сезонной особенностью жизни птиц.
Развивающие:
- развивать познавательные способности учащихся, исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Коррекционные:
- корректировать аналитико - синтетическую деятельность детей на основе упражнений в сравнении, умозаключении, классификации.
- корректировать и развивать связную речь, правильное произношение, монологическую речь,
- пополнять и обогащать активный и пассивный словарный запас.
Здоровьесберегающие:
- развивать артикуляционный аппарат (логопедическая гимнастика),
- развивать физически (физминутка),
- развивать правильное дыхание.
Ход урока:
Организационный момент: Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
Введение в тему урока:
Учитель: Птицы перелётные
В стаи собираются,
В края теплые летят,
До весны прощаются.
Стаи журавлиные,
Стаи лебединые,
Стаи соловьиные,
Гусиные, утиные-
К югу все они летят,
Здесь замерзнуть не хотят.
Как наступят холода-
Не найдется им еда.
- О каких птицах идет речь в стихотворении? Каких перелетных птиц вы знаете? Что значит «оседлые птицы»? Каких оседлых птиц вы знаете? Почему птицы улетают?
- Сегодня мы узнаем, какие птицы перелетные и какие оседлые. Куда улетают перелетные птицы. Вспомним, как мы можем помочь зимой птицам.
Изучение нового материала:
Дыхательна гимнастика:
- Делаем глубокий вдох через нос (нюхаем цветочек)
- Выдох через рот (сдуваем листочек с ладошки)
Повторить упражнение 2-3 раза.
Артикуляционная гимнастика:
Упражнение «Чашечка»: Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)
Упражнение «Вкусное варенье»: Улыбнуться, открыть рот. «Широким» языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю и нижнюю губу.
ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - улетают птицы,
ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ - трудный перелет,
НЫ – НЫ – НЫ - улетают до весны,
ЛО – ЛО – ЛО - птицы любят тепло.
Учитель: Ребята, посмотрите на картинки, выставленные на доске слева, и соотнесите их с названиями птиц, выставленными на доске справа. Посмотрите на птиц. Что общего у них (клюв, крылья…)? Чем отличаются ( размер, цвет, перелетные/ неперелетные).
Рассказ о птицах и просмотр презентации:
- Аисты зимуют в Тунисе, Египте, Индии. Перелет длится от трех до 10 недель. Большинство птиц возвращаются домой 19 марта. Могут и раньше, если в теплых странах резко похолодало.
- Место зимовки грачей зависит от их постоянного места обитания. Обитающие в европейской части нашей страны птицы летят через Черное море в Турцию, западноевропейские птицы отправляются на юг Европы — прибрежные районы Средиземного моря (Италия, Франция). Зимовать грачи улетают в октябре. Возвращаются в конце зимы (февраль) – начало весны (март).
- Отлет дроздов на зимовку растянут во времени. Это явление происходит незаметно. В весеннее время они возвращаются небольшими стайками или в одиночку. С приходом сентября дрозды начинают отлетать в теплые края. В урожайные на ягоды годы птицы могут улетать значительно позже.
- И молодые, и старые жаворонки отлетают на зимовку начиная с сентября месяца. В середине октября уже практически не остаётся ни одной птицы. Зимовка проходит на юге Европы.
- Зимовки серых журавлей лежат на юге Западной Европы, в Северной Африке, Передней Азии, в Индии и Китае. Журавли, обитающие на севере Европейской части, в Скандинавии и странах Балтики летят зимовать во Францию, Испанию, Египет и Судан.
- Будучи типичной перелётной птицей, кукушка проводит зиму в Африке и в тропических широтах Азии.
- Ласточки в Россию прилетают в середине весны, приблизительно в апреле, а на зимовку в теплые края они улетают осенью.
- Почти все виды лебедей относят к перелётным. Исключение составляет лишь черный лебедь. Представители данного вида ведут оседлый образ жизни и покидают привычные места только в случае острой нехватки корма, угрозы со стороны хищников или загрязнения водоема. Даже в случае вынужденной миграции они не перелетают на расстояние более ста километров от прежнего места обитания. Возвращаются пары весной или в конце зимы, когда сходит снег и на воде появляются первые полыньи. Сроки возвращения зависят от климатических условий региона и подвида птиц.
- Отлёт скворцов начинается ещё в августе и заканчивается в пору листопада и раннего предзимья. Зимуют птицы в Южной Европе, Северной Африке, Центральной и Южной Азии.
- Осенью соловьи улетают на зимовку в первой половине сентября. Зимуют в Африке.
- Зимой соколы переселяются поближе к природным водоёмам, чтобы охотиться на водоплавающих птиц. Взрослые особи обычно зимуют дома, а молодняк улетает в тёплые края. Кречеты предпочитают гнездиться вдоль северных рек.
- Стриж мигрирует на зиму в теплые страны. Летом они обитают в Сибири, на Дальнем востоке, Европе. Холодное время года стрижи пережидают в теплых странах: Израиль, Марокко, Алжир, Грузия. В средней части России птица покидает свои гнезда к середине сентября, а возвращается лишь в начале мая, когда на деревьях появляются первые листья. В более теплых районах она улетает на зимовку к концу октября.
- Обычно с наступлением холодов водоплавающие утки улетают в теплые края. Как только холодает, птицы летят, пока не увидят открытую воду. Места зимовки и гнездования они со временем меняют, что связано с нехваткой пищи, ухудшением условий проживания и опасностью отстрела охотниками.
- Цапли улетают на юг в сентябре - октябре, чтобы в апреле опять оказаться среди деревьев, стоящих около воды. Иногда они меняют место колонии, это происходит от истощения водоёма и сильного беспокойства хищниками.
Физминутка: По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге),
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим (бег на месте),
До лужайки добежим (бег продолжается),
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки (прыжки на обеих ногах),
Стоп (присели), немного отдохнем
И домой пешком пойдем (ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох, за парту сели).
Учитель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
- Этой белокрылой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К ним летит со свёртком. (Аист)
- На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)
- Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
- Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)
- Носит серенький жилет,
Но у крыльев — чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!» (Ворона)
- Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок. (Воробей)
- Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
- Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертится, как бес,
Повертелась да в лес. (Сорока)
Итог урока: Краткая заключительная беседа- обобщение. Чтение стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц зимой»:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!