I | Мотивация к учебной деятельности Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу | Учебник, дневник, пенал и тетрадки На парте всё в образцовом порядке. Подарим улыбки, Гостям, мне, друзьям, свободно вздохнём И, не волнуясь, урок наш начнём. Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока | Проверяют готовность к уроку | Личностные Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов Коммуникативные Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
II | Актуализация знаний Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | - Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови». Вы увидите силуэты животных, надо отгадать, кто это. (Слайд ) - Как вам удавалось узнать то или иное животное, по каким признакам? - По каким признакам вы определили человека? - Предположите тему урока. (По ходу ответов на вопросы учителя на доске появляется синквейн по теме урока) Строение тела человека Внешнее Внутреннее (части тела) (внутренние органы) Голова Головной мозг Шея Легкие Туловище Сердце (грудь, спина, живот) Печень Верхние конечности Желудок (руки) Кишечник Нижние конечности (ноги) На доске (слайд) изображены часы и часовой механизм. -Что вы можете сказать об этих двух картинках? - Для чего в часах нужен механизм? -Если мы сравним строение часов со строением тела человека, какой вывод вы можете сделать? - Какие задачи поставим на уроке? Прочитайте их на с. 4 в учебнике. Давайте вспомним внешнее строение тала человека. Я загадываю загадки, а вы их отгадываете и показываете эти чести тела у себя. Быть у каждого должна Очень умной …голова. Я верчу ей как умею. Голова сидит на …шее. На прогулке не забудь Закрывать от ветра грудь. Съел еду я всю и вот- Мой наполнился живот. Животик, спинка, грудь- Их вместе туловище зовут. Руки, чтоб ласкать, трудиться. Воды из кружечки напиться. Бегут по дорожке Резвые ножки. | Ответы детей - По внешнему строению тела. - Строение тела человека. Ответы детей Приходят к выводу о внешнем и внутреннем строении человека. Формулируют задачи урока. Выходят из-за парт и показывают отгадки. | Познавательные Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу Формируем умение составлять план и последовательность действий Личностные Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
III | Совместное открытие новых знаний Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу | Мы назвали части тела человека. Это внешнее строение тела человека. - Вам всем хорошо известна сказка Ш. Перро «Красная Шапочка». Послушайте диалог между Красной Шапочкой и Волком-бабушкой: «- Бабушка, почему у вас такие большие руки? - Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя моё. - Бабушка, почему у вас такие большие уши? - Чтобы лучше слышать, дитя моё. - Бабушка, почему у вас такие большие глаза? - Чтобы лучше видеть, дитя моё. - Бабушка, почему у вас такие большие зубы? - А это чтоб скорее съесть тебя, дитя моё.» - О чём спрашивала Красная Шапочка Волка-бабушку? (О частях тела.) - А что говорил Волк? (Он называл работу частей тела) - Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. А каково же его внутреннее строение и какую работу выполняют внутренние органы? Расскажите, что вы об этом знаете. (Высказывания детей) - Знаний достаточно? | Отвечают на вопросы. Нам не хватает знаний | Личностные Формируем внутреннюю позицию школьника Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила Регулятивные Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста. Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение) Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы Формируем умение представлять информацию по предложенному плану Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос |
1 | Построение проекта выхода из затруднения | - А что мы можем сделать, для того, чтобы узнать больше? Давайте построим план выхода из данной проблемы. | Обратиться к другу, учебнику, справочнику, интернету. | Регулятивные Формируем умение составлять план и последовательность действий Познавательные Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение) Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы Формируем умение представлять информацию по предложенному плану Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме |
2 | Реализация построенного проекта | Работа по плану. (Рассказ учителя, выступления товарищей, работа с учебником, с презентацией). Учитель: - Тело человека внутри состоит из органов. Первый орган о котором будем говорить – это головной мозг. Головной мозг управляет работой всего организма. Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите. Вы без труда вспомните, где были вчера, и представите себе зоопарк, который посетили прошлым летом. Вы решаете примеры или задачу. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг-главный командный пункт организма. Что бы человек ни делал, всем управляет мозг. - В какой части тела располагается этот орган? (в голове). Именно он следит за тем, как мы дышим. - Как долго вы можете не дышать? Давайте проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимаете руку. - Итак, сделайте вывод, как долго человек может не дышать. - Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких. Ученик: - У каждого из нас два лёгких – правое и левое. Лёгкие похожи на две губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере, когда делаем вдох лёгкие наполняются воздухом и расширяются. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды. Полтонны – это 500кг или 500 таких банок (показ. литровую банку с водой) Учитель: - В какой части тела расположены лёгкие? (в груди) - Скажите, как узнают, жив человек или умер? - Прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце. Где оно находится? (в груди в левой части) - Приложите ладонь к сердцу.(Можно приложить ухо к груди соседа по парте) Ученик: Сердце — это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без каких бы то ни было усилий с нашей стороны. У детей сердце делает от 80 до 90 ударов в минуту. У взрослых сердце бьётся немного медленнее. Каждый день сердце делает 12 тысяч ударов, и когда спишь, и когда бодрствуешь. И ежедневно оно прогоняет три литра крови через все ткани и органы по три тысячи раз! Сердце размером немного больше кулака. Если кровь перестанет пробегать по телу, человек погибнет. Мы должны беречь своё сердце и заботиться о его состоянии. Вот несколько правил, соблюдая которые, ты сохранишь своё сердце здоровым. (У детей заранее на партах лежат памятки, дети зачитывают правила по цепочке) Регулярно занимайся физкультурой, бегай и играй в подвижные игры. Не ешь слишком много, чтобы не располнеть. Если ты болен, лежи в постели, сколько велел врач. Старайся не слишком уставать от быстрых игр и не переутомляйся. Ешь то, что даёт мама, все эти продукты полезны. Обязательно спи ночью восемь-десять часов. Ученик: Печень «трудится» гораздо больше, чем любой другой орган. Она накапливает белки, жиры и углеводы и выделяет их в кровь. Печень очищает кровь от вредных продуктов. Печень работает, как огромная химическая лаборатория. Она вырабатывает химические вещества для свёртывания крови. Печень также производит химические вещества, которые не дают крови загустеть. 3. Печень очищает кровь, избавляя её от вредных веществ. 4. Если в наш организм случайно попадает ядовитое вещество, печень его разрушит и выведет из организма. Печень надо всячески оберегать и заботиться о её состоянии. Старайся избегать различных инфекций: бактерии и вирусы могут вызвать воспаление печени. Никогда не ешь незнакомые тебе продукты и не пей напитки без разрешения взрослых. Ребёнок должен всегда хорошо питаться. Нельзя отказываться от фруктов, овощей, молока. Учитель: - Покажите, где находится печень. (В верхней части туловища, справа) Это самый большой внутренний орган в нашем теле. - Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подаёт вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете вы есть такой обед? - Точно так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Всё, что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета - должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни». Ученик: Главное отделение «внутренней кухни» - это желудок. (опыт) Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может. Учитель: -Где находится желудок? (в верхней части живота, под рёбрами, слева) - Как переваривается пища в желудке? Прочитайте об этом в учебнике на с. 6. (дети читают материал учебника) - Расскажите как переваривается пища в желудке. - Но куда проталкивает желудок полупереваренную пищу дальше? - Желудок связан с кишечником. - Прочитайте текст о кишечнике на с.7. - Во что превращается пища в кишечнике? - (опыт) Кишечник тянется почти на 8 метров.(показ. верёвка длиной 8 метров) - Где расположен кишечник? | Рассказ учителя, выступления товарищей, работа с учебником, с презентацией Выступления детей сопровождаются показом внутренних органов на манекене. | Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника Познавательные Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста Формируем способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение) Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы Формируем умение представлять информацию по предложенному плану Личностные Формируем положительное отношение к процессу познания |
VI I | Включение в систему знаний и повторений | - Ребята, мы изучили новую тему. Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна? ( Необходимо хорошо знать, как устроен твой организм, и как работают его органы, чтобы правильно жить и быть здоровым!) - О том, как правильно следить за своим здоровьем мы поговорим на следующем уроке. - А сейчас обратимся к нашей схема на доске и ещё раз обобщим полученные знания: - Какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие к внутреннему. - Покажите на своём теле места расположения следующих органов: сердце, головной мозг, печень, желудок, кишечник, лёгкие. | Отвечают на вопросы. Показывают на своем теле внутренние органы. | Регулятивные Формируем умение обобщать, делать выводы. Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос Познавательные Формируем способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение) Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы Личностные Формируем способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). |
VIII | Рефлексия | Вот и подошёл наш урок к концу. Узнали ли вы что-то новое? Удалось ли нам достичь поставленных задач? Дайте, пожалуйста, самооценку своей работы на уроке, закончив утверждения: (Слайд ) - Мне запомнилось… - Я хотел(а) бы узнать… - Мне трудно… Домашнее задание: учебник с. 4-7; рабочая тетрадь с. 4, задания 2-4. Все молодцы! Спасибо за урок. | Высказывания детей | Регулятивные Формируем умение выделять и осознавать учащимися то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные Формируем умение построения логической цепи рассуждений Коммуникативные Формируем умение слушать и вступать в диалог Личностные Формируем способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Формируем способность выражения доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |