kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по окружающему миру "Маленькие рыцари" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир «Обитатели Земли» (3-й класс)

Урок 21.

Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

Тема:  Маленькие рыцари

Цели:

  • ознакомить с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и пауков;
  • уметь перечислять особенности насекомых и пауков.

Оборудование: коллекции насекомых, пауков, ракообразных, плакат «Маленькие рыцари» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1 3       Учитель:

     Чтоб окружающий мир изучать,

     Нужно уметь наблюдать,

     Признаки предметов любых выделять,

     Их общие и различные свойства отмечать!

- На какие слова обратили внимание? ( Дети: изучать, наблюдать, выделять, отмечать) 

3

 - Сегодня на  уроке мы с вами продолжим знакомство с обитателями нашей Земли, будем работать с научной информацией, делать выводы в результате совместной работы, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- Начнём работу с планирования нашей деятельности, с контроля знаний, полученных на предшествующих занятиях, так как они нам будут необходимы для изучения новой темы.

Итак, давайте составим план урока:

1.Актуализация знаний

2.Создание проблемной ситуации

3.Работа по учебнику (в группах)

4.Работа в тетради

5.Домашнее задание

6.Итог  урока

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

- Последние наши темы «Растения-производители» и «Животные маленькие и большие». Давайте проверим, как вы усвоили материал.

1. Тест по карточкам «Растения-производители»

(2 варианта) с последующей взаимопроверкой. ( Материал взят из тетради  Проверочные и контрольные работы к учебнику « Окружающий мир» (Обитатели Земли) авторы: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина)

2.Тест (вопросы о животных)

  • Какое животное на Земле самое большое? (ответ: Синий кит, его длина 30 метров, вес 150 тонн. От головы да хвоста можно выстроить 6 легковых автомобилей).
  • Какое животное на Земле самое высокое? (ответ: Жираф. Его шея длиной 6 м. Жираф без труда может заглянуть в окно третьего этажа современного дома.)
  • Какой зверь самый быстрый? (ответ: Гепард. Он может развить скорость до 115 км/ч. но пятнистый хищник может лететь с такой скоростью всего 2 минуты).
  • Какая птичка самая маленькая? (Колибри)
  • Какая птица самая большая? (Страус)

Ребята, давайте обобщим наши знания. (Наземные растения состоят из листьев, стебля, корня.

Животные бывают одноклеточными и многоклеточными. Все они – потребители).

Презентация

– Прочитайте диалог наших героев на с. 90. О чём они рассуждают? (Они рассуждают о размерах насекомых, об их возможностях.)

– Какой у вас возникает вопрос?

Как устроены мелкие наземные животные?

– Для чего нужен скелет? (Скелет создаёт опору, защита, возможность двигаться.)

– С какими трудностями сталкиваются морские организмы на суше?

Составьте небольшой рассказ.

Представляют свои рассказы.

– Как преодолеть эти трудности? (Нужны конечности для передвижения, органы для дыхания на суше, защитный покров.)

– Давайте проведём исследование и посмотрим, какое строение у мелких наземных животных.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

4 3 2 4 3

 Работа в учебнике. Работа в группах.

– Учёные называют их членистоногими. Как вы думаете, что скрывается за этим названием? Рассмотрите коллекции. Что вы заметили в их строении? Какую роль играет этот панцирь? Это их скелет. Какой он? Если животное выросло, то как поступить со скелетом? (Наверно, у этих животных расчленённые ноги. Всё их тело состоит из разного размера члеников. Соединяются эти членики подвижно, создают плотный покров. Защищает животное. Скелет наружный: лёгкий и прочный. Если животное выросло, то такой скелет будет ему мешать, его надо менять.)

– Определите для членистоногих плюсы и минусы наружного скелета. (Плюсы: прочная защита органов, защита от высыхания. Минусы: неудобства при росте.)

– Какие членистоногие встречаются на нашей планете? Давайте познакомимся с ними.

Работа в группах: насекомые, пауки, ракообразные.

- А сейчас, мы с вами тоже познакомимся с некоторыми представителями животных, относящимися к членистоногим. Работать вы будете в группах. Выполняя задание, вы будете работать с научной информацией. Отвечая на вопросы, прислушивайтесь к мнению каждого члена группы, не забудьте выбрать того, кто будет вашу группу представлять.

Задание группе 1. (ракообразные)

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите ученика, кто будет отвечать от вашей группы.

Вопросы:  

Рассмотрите иллюстрацию найдите всех представителей животных.

Чем известны дафния и циклоп?

Какие формы ног у  ракообразных?

Представители

Где живут?

Сколько ног?

Чем дышат?

С помощью чего дышат?

План ответа.

1.Представителями являются………….

2. Они живут……………….

3. У них  ……. ног.

4.Дышат ракообразные ………. с помощью…………

Сообщение о креветках

Задание группе 2.(пауки)

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите,  ученика, кто будет отвечать от вашей группы

Вопросы:  

Зачем нужна паукам паутина?

Хищники ли пауки? Как они охотятся?

Опасны ли они для человека?

В чём особенность пауков? (у них паутинная железа) Для чего она нужна? (строят дом, ловят добычу и даже летают на ней)

Представители

Где живут?

Сколько ног?

План ответа.

1.Представителями являются………….

2. Они живут……………….

3. У них  ……. ног.

4. Пауки ……. (рассказать, как охотятся)……………………

Сообщение о пауке-крестовике

Задание группе 3. (насекомые)

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите  ученика, кто будет отвечать от вашей группы.

Вопросы:  

Рассмотрите иллюстрацию, найдите всех представителей животных.

Опасны ли они для человека?

Представители

Где живут?

Сколько ног?

Чем питаются?

План ответа.

1.Представителями являются………….

2. Они живут……………….

3. У них  ……. ног.

4.Питаются они…………….

– Каких членистоногих больше всего? Используя текст, определите, в чём причины такого многообразия? (Вопросы к рисункам на с. 91, 92, 93, 94.) (Больше всего насекомых. Причины их многообразия: разные способы питания, разная пища, разные способы развития, разные способы защиты, разный образ жизни.)

– Как ответим на вопрос урока? (Членистоногие имеют наружный скелет, живут в воде и на суше, имеют разное количество ног: у насекомых – 6, у пауков – 8.)

– Как ответим на вопрос урока? Сделайте вывод.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятель -

ное применение знаний.

2 2 3 1

1. Работа в учебнике.

– Вопросы на с. 95.

– Задания из рабочей тетради № 2, 4 стр.46.

2. Проверочная работа.

Вариант 1. Необходимый уровень. Животное: дыхание, заглатывание пищи, рост, размножение, чувствительность и движение. Растение: дыхание, фотосинтез, рост, размножение.  Повышенный уровень. Бабочка и гусеница.   Максимальный уровень. Простейшие – инфузория, кишечнополостные – актиния, черви – дождевой червь, моллюски – улитка, ракообразные – рак, пауки – паук, насекомые – бабочка.

Вариант 2. Необходимый уровень. Слева растение, справа – животное. К растению можно добавить поглощение углекислого газа и воды, чувствительность, к животному можно добавить выделение углекислого газа. В любом случае важно не написать полный перечень свойств, а дать правильный ответ. Повышенный уровень. Яйцо – гусеница – куколка – бабочка. Максимальный уровень. Верхний ряд (слева направо): простейшие, моллюски. Средний ряд (слева направо): членистоногие, черви. Нижний ряд (слева направо): ракообразные, насекомые.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Воспитательный момент (просмотр фрагмента мультфильма о том, как зайчик поймал бабочку, закрыл в банке и забыл про неё)

Стихотворение «Не хочу»

Нет, не хочу за бабочкой гоняться!

За ней и ты с сачком н мчись, постой!

Пусть крылышки цветные не бояться

Порхать в лугах на радость нам с тобой.

Нет, не хочу цветку лесному зла я!

Я не сорву его, не унесу!

Ему ведь в доме, стол наш украшая,

Уж не качать шмеля, не пить росу…

Ни муравья, ни ветку, ни травинку

Обидеть не хочу: ведь это грех!

Стараюсь разглядеть в них ту живинку,

Что доверяет всем и любит всех.                А. Костецкий

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Чтение текста темы 21 (стр.90-95), задание №1,3 стр.46 из рабочей тетради.

V. Итог урока.

4   – Почему членистоногие такая многообразная группа животных?

– Какую работу мы сейчас выполняли? Чему научились?

– Кто справлялся легко? Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру "Маленькие рыцари" 3 класс »

Окружающий мир «Обитатели Земли» (3-й класс)

Урок 21.

Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

Тема: Маленькие рыцари

Цели:

  • ознакомить с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и пауков;

  • уметь перечислять особенности насекомых и пауков.

Оборудование: коллекции насекомых, пауков, ракообразных, плакат «Маленькие рыцари» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


1 3 Учитель:

Чтоб окружающий мир изучать,

Нужно уметь наблюдать,

Признаки предметов любых выделять,

Их общие и различные свойства отмечать!

- На какие слова обратили внимание? ( Дети: изучать, наблюдать, выделять, отмечать)

3

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с обитателями нашей Земли, будем работать с научной информацией, делать выводы в результате совместной работы, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- Начнём работу с планирования нашей деятельности, с контроля знаний, полученных на предшествующих занятиях, так как они нам будут необходимы для изучения новой темы.

Итак, давайте составим план урока:

1.Актуализация знаний

2.Создание проблемной ситуации

3.Работа по учебнику (в группах)

4.Работа в тетради

5.Домашнее задание

6.Итог урока

Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

- Последние наши темы «Растения-производители» и «Животные маленькие и большие». Давайте проверим, как вы усвоили материал.

1. Тест по карточкам «Растения-производители»

(2 варианта) с последующей взаимопроверкой. ( Материал взят из тетради Проверочные и контрольные работы к учебнику « Окружающий мир» (Обитатели Земли) авторы: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина)

2.Тест (вопросы о животных)

  • Какое животное на Земле самое большое? (ответ: Синий кит, его длина 30 метров, вес 150 тонн. От головы да хвоста можно выстроить 6 легковых автомобилей).

  • Какое животное на Земле самое высокое? (ответ: Жираф. Его шея длиной 6 м. Жираф без труда может заглянуть в окно третьего этажа современного дома.)

  • Какой зверь самый быстрый? (ответ: Гепард. Он может развить скорость до 115 км/ч. но пятнистый хищник может лететь с такой скоростью всего 2 минуты).

  • Какая птичка самая маленькая? (Колибри)

  • Какая птица самая большая? (Страус)

Ребята, давайте обобщим наши знания. (Наземные растения состоят из листьев, стебля, корня.

Животные бывают одноклеточными и многоклеточными. Все они – потребители).

Презентация

– Прочитайте диалог наших героев на с. 90. О чём они рассуждают? (Они рассуждают о размерах насекомых, об их возможностях.)

– Какой у вас возникает вопрос?

Как устроены мелкие наземные животные?

– Для чего нужен скелет? (Скелет создаёт опору, защита, возможность двигаться.)

– С какими трудностями сталкиваются морские организмы на суше?

Составьте небольшой рассказ.

Представляют свои рассказы.

– Как преодолеть эти трудности? (Нужны конечности для передвижения, органы для дыхания на суше, защитный покров.)


– Давайте проведём исследование и посмотрим, какое строение у мелких наземных животных.


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.


5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


ΙΙ. Совместное открытие знаний.


4 3 2 4 3

Работа в учебнике. Работа в группах.

– Учёные называют их членистоногими. Как вы думаете, что скрывается за этим названием? Рассмотрите коллекции. Что вы заметили в их строении? Какую роль играет этот панцирь? Это их скелет. Какой он? Если животное выросло, то как поступить со скелетом? (Наверно, у этих животных расчленённые ноги. Всё их тело состоит из разного размера члеников. Соединяются эти членики подвижно, создают плотный покров. Защищает животное. Скелет наружный: лёгкий и прочный. Если животное выросло, то такой скелет будет ему мешать, его надо менять.)

– Определите для членистоногих плюсы и минусы наружного скелета. (Плюсы: прочная защита органов, защита от высыхания. Минусы: неудобства при росте.)

– Какие членистоногие встречаются на нашей планете? Давайте познакомимся с ними.

Работа в группах: насекомые, пауки, ракообразные.

- А сейчас, мы с вами тоже познакомимся с некоторыми представителями животных, относящимися к членистоногим. Работать вы будете в группах. Выполняя задание, вы будете работать с научной информацией. Отвечая на вопросы, прислушивайтесь к мнению каждого члена группы, не забудьте выбрать того, кто будет вашу группу представлять.


Задание группе 1. (ракообразные)

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите ученика, кто будет отвечать от вашей группы.

Вопросы:

Рассмотрите иллюстрацию найдите всех представителей животных.

Чем известны дафния и циклоп?

Какие формы ног у ракообразных?


Представители

Где живут?

Сколько ног?

Чем дышат?

С помощью чего дышат?






План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4.Дышат ракообразные ………. с помощью…………

Сообщение о креветках

Задание группе 2.(пауки)

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите, ученика, кто будет отвечать от вашей группы

Вопросы:

Зачем нужна паукам паутина?

Хищники ли пауки? Как они охотятся?

Опасны ли они для человека?

В чём особенность пауков? (у них паутинная железа) Для чего она нужна? (строят дом, ловят добычу и даже летают на ней)

Представители

Где живут?

Сколько ног?




План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4. Пауки ……. (рассказать, как охотятся)……………………

Сообщение о пауке-крестовике

Задание группе 3. (насекомые)

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите ученика, кто будет отвечать от вашей группы.

Вопросы:

Рассмотрите иллюстрацию, найдите всех представителей животных.

Опасны ли они для человека?

Представители

Где живут?

Сколько ног?

Чем питаются?





План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4.Питаются они…………….

– Каких членистоногих больше всего? Используя текст, определите, в чём причины такого многообразия? (Вопросы к рисункам на с. 91, 92, 93, 94.) (Больше всего насекомых. Причины их многообразия: разные способы питания, разная пища, разные способы развития, разные способы защиты, разный образ жизни.)

– Как ответим на вопрос урока? (Членистоногие имеют наружный скелет, живут в воде и на суше, имеют разное количество ног: у насекомых – 6, у пауков – 8.)

– Как ответим на вопрос урока? Сделайте вывод.


Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.





Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙΙΙ. Самостоятель -

ное применение знаний.


2 2 3 1

1. Работа в учебнике.

– Вопросы на с. 95.

– Задания из рабочей тетради № 2, 4 стр.46.

2. Проверочная работа.

Вариант 1. Необходимый уровень. Животное: дыхание, заглатывание пищи, рост, размножение, чувствительность и движение. Растение: дыхание, фотосинтез, рост, размножение. Повышенный уровень. Бабочка и гусеница. Максимальный уровень. Простейшие – инфузория, кишечнополостные – актиния, черви – дождевой червь, моллюски – улитка, ракообразные – рак, пауки – паук, насекомые – бабочка.


Вариант 2. Необходимый уровень. Слева растение, справа – животное. К растению можно добавить поглощение углекислого газа и воды, чувствительность, к животному можно добавить выделение углекислого газа. В любом случае важно не написать полный перечень свойств, а дать правильный ответ. Повышенный уровень. Яйцо – гусеница – куколка – бабочка. Максимальный уровень. Верхний ряд (слева направо): простейшие, моллюски. Средний ряд (слева направо): членистоногие, черви. Нижний ряд (слева направо): ракообразные, насекомые.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Воспитательный момент (просмотр фрагмента мультфильма о том, как зайчик поймал бабочку, закрыл в банке и забыл про неё)


Стихотворение «Не хочу»

Нет, не хочу за бабочкой гоняться!

За ней и ты с сачком н мчись, постой!

Пусть крылышки цветные не бояться

Порхать в лугах на радость нам с тобой.

Нет, не хочу цветку лесному зла я!

Я не сорву его, не унесу!

Ему ведь в доме, стол наш украшая,

Уж не качать шмеля, не пить росу…

Ни муравья, ни ветку, ни травинку

Обидеть не хочу: ведь это грех!

Стараюсь разглядеть в них ту живинку,

Что доверяет всем и любит всех. А. Костецкий

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).


4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.







ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Чтение текста темы 21 (стр.90-95), задание №1,3 стр.46 из рабочей тетради.



V. Итог урока.

4 – Почему членистоногие такая многообразная группа животных?

– Какую работу мы сейчас выполняли? Чему научились?

– Кто справлялся легко? Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по окружающему миру "Маленькие рыцари" 3 класс

Автор: Чемагина Елена Владимировна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175416

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок окружающего мира "Маленькие рыцари" 3 класс (УМК "Школа 2100") "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-malien-kiie-rytsari-3-klass-umk-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "206760"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430248027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства