Предметная область
Окружающий мир
2 класс
Урок по теме: « Строение тела человека»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
УМК: «Школа России»
Урок разработала учитель начальных классов: Зиятдинова Елена Андреевна
Технологическая карта урока
Тема урока: «Строение тела человека»
Цель урока: формирование образовательных компетенций ( информационной, креативной, проектировочной) учащихся 2 класса в предметной области окружающий мир по теме: «Строение тела человека».
Задачи урока:
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-формировать активную позицию сотрудничества со сверстниками;
-формировать внутреннюю положительную мотивацию к предмету-окружающему миру;
-формировать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения.
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-формировать у учащихся умение подбирать и систематизировать необходимую информацию;
-развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;
-развивать умение работать с текстом;
-формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи;
-формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
-формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
-формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами урока;
-формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог,излагать свою точку зрения;
-формировать умение взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога;
-формировать умение работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
- Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-освоение знаний о строении тела человека;
-дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека;
-усвоить разницу понятий о «внешнем» и «внутреннем» строении тела человека.
Оборудование: проектор с презентацией, картинки с изображением силуэта человека, листы достижений учащихся, на доске-учебные задачи урока, тексты для работы в центрах,бельевая верёвка 8 метров,две поролоновые губки, литровая банка.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационно-мотивационный этап урока.
Здравствуйте ребята! Покажите с помощью сигнальных карточек, с каким настроением вы пришли на урок?
Если грустно улыбнитесь!
Грусть-тоска,а ну-ка брысь!
Веселей смотри, малыш,
Грусть-тоска, а ну-ка кыш!
Ребята, желаю вам хорошего настроения.
2.Актуализация знаний.
Сегодня наш урок будет посвящён очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока.
Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови». Вы увидите на доске картинки с силуэтами, будете узнавать кто изображён и называть.(Слайд 1 Изображение силуэтов медведя, носорога, слона, верблюда, оленя, человека) Как вам удавалось узнавать то или иное животное, по каким признакам? По каким признакам вы определили человека? На доске (Слайд 2 изображены часы и часовой механизм.) Что вы можете сказать об этих двух картинках? Для чего в часах нужен механизм? Если мы сравним строение часов со строением тела человека, какой вывод вы можете сделать?
3.Целеполагание (выход на тему урока в сотворчестве с учащимися).
Можете теперь определить тему нашего урока? Правильно, Тема нашего урока «Строение тела человека внешнее и внутреннее» (Слайд 3 Схема: Строение тела человека-внешнее-голова, шея, туловище ( грудь, живот, спина), руки, ноги.)
Постановка задач урока:
Давайте выберем на доске те задачи, которые мы будем решать сегодня на уроке? (Приложение 1) Лишние надо убрать. Ну вот, задачи урока мы определили- приступаем к основной работе.
4.Освоение новых знаний в ходе активного взаимодействия учителя с учащимися.
Посмотрите друг на друга и подумайте, как устроено тело человека снаружи. Сейчас вы будете работать парами. Вы должны договориться, кто будет писать. У вас на парте лежит листок с изображением силуэта тела человека.( Приложение 2) Определите и подпишите части тела человека. Давайте проверим на доске как вы справились с заданием. ( Слайд 4 Силуэт человека с подписанными частями тела).
Оцените, как вы справились с заданием, и отметьте цветными карандашами на листах достижений. ( Приложение 3).
Физкультминутка ( Приложение4)
Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. А каково его внутреннее строение? Откройте учебник на с.5 Найдите ответ на вопрос.
Итак, тело человека внутри состоит из органов. Расскажите какие вы знаете.( Слайд 5 Схема: Строение тела человека- внутреннее (органы)- лёгкие, сердце, печень, желудок, кишечник, мозг.)
А теперь мы более подробно поговорим о каждом внутреннем органе. Мы будем работать по центрам. Каждый центр будет готовить рассказ об одном органе. Послушайте задание. Из предложений составьте связанный текст и договоритесь кто за кем будет читать. У вас партах лежит задание. (Приложение 5) Давайте проверим вашу работу в центрах. Первая группа расскажет нам и покажет местонахождение головного мозга. (Слайд 6-7 Макет расположения внутренних органов человека. Изображение головного мозга) Вторая группа расскажет нам о сердце и покажет его местонахождение. (Слайд 8-9 Макет расположения внутренних органов человека. Изображение сердца). Третья группа расскажет нам о желудке и покажет его местонахождение.(Слайд 10-11 Макет расположения внутренних органов человека. Изображение желудка) Четвёртая группа расскажет нам о лёгких и покажет их местоположение. (Слайд 12-13 Макет расположения внутренних органов человека. Изображение лёгких) Опыт 1. Лёгкие похожи на две розовые губки (показать губки). При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере. (Сжать губки) Когда мы делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются (разжать пальцы). Опыт 2. Лёгкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды. Это 500 кг. (Показать литровую банку с водой) Или 500 таких банок. Пятая группа расскажет нам о печени и покажет её местонахождение. (Слайд 14-15 Макет расположения внутренних органов человека. Изображение печени) Шестая группа расскажет нам о кишечнике и покажет его местоположение. (Слайд 16-17 Макет расположения внутренних органов человека. Изображение кишечника) Опыт 3.Кишечник имеет длину почти 8 метров.( Учитель с двумя учениками растягивает 8-метровую верёвку). Но он свёрнут так плотно, что целиком помещается в животе. Итак, мы поговорили о внутреннем строении человека. Перечислите все внутренние органы, о которых мы говорили на уроке.(Слайд 17 Макет расположения внутренних органов человека.) Оцените выполненное задание в листах достижений.
5 Первичное закрепление новых знаний в ходе активного взаимодействия учителя с учащимися. Чтобы повторить части тела человека и внутренние органы давайте поиграем в игру «Третий лишний!» Расшифруй слова и найди лишнее слово. (Слайд 18 Игра Третий лишний- расшифруй слова и найди лишнее). Молодцы, хорошо справились! А теперь я хочу проверить как вы усвоили новый материал. Разгадайте кроссворд «Строение тела человека» (Слайд 19 Кроссворд) Каждый орган по- своему важен. Чтобы сохранить свой организм здоровым, надо вести здоровый образ жизни. Об этом мы поговорим на следующем уроке. Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно.(Слайд 20 Спасибо за работу! )
6.Подведение итога урока, рефлексия. Вот и подошёл наш урок к концу. Понравился вам урок? Что особенно понравилось? Что для вас было самым интересным? Справились ли мы с задачами, которые ставили в начале урока? А теперь в листах достижений оцените свою работу на уроке. –Спасибо за урок!
Дети, с помощью сигнальных карточек показывают своё настроение (зелёная или красная)
Дети вступают в сочетательный диалог с учителем.
Ответы детей.
Дети ведут сочетательный диалог с учителем.
Работа в парах постоянного состава.
В листах достижений раскрашивают нужным цветом.
Дети работают с иллюстрацией в учебнике.
Фронтальная работа.
Дети распределяются на группы.
Дети работают в группах.
Дети рассказывают о внутреннем органе и показывают его местоположение.
Дети работают в листах достижений
Дети вступают в сочетательный диалог с учителем.
Ответы детей.
Работают в листе достижений, оценивают свою работу на уроке.
Коммуникативные:
Вступление в сочетательный диалог.
Личностные: формирование внутренней положительной мотивации к предмету.
Познавательные: формирование умения работать с информацией.
Коммуникативные: формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения.
Познавательные, логические: анализ объектов.
Коммуникативные: вступление в сочетательный диалог, умение чётко выражать свою точку зрения, умение слушать и слышать других.
Познавательные: формирование интеллектуальной автономности; умение работать с информацией.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебные задачи. Планировать свою деятельность.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра.Формирование умения осуществлять выбор, формирование умения работать в парах.
Познавательные: развитие операций мышления, поиск и выделение информации.
Личностные: формирование уважения к иному мнению.
Регулятивные: планирование, волевая саморегуляция. Умение оценивать свою деятельность.
Познавательные: формирование интеллектуальной автономности, развитие операций мышления.
Коммуникативные: умение строить устные речевые высказывания.
Коммуникативные: формирование умения осуществлять выбор, формирование умения работать в группах.
Личностные: формирование уважения к иному мнению.
Познавательные: смысловое чтение, осознанное построение устного речевого высказывания. Умение работать с информацией.
Коммуникативные: умение строить устные высказывания.
Регулятивные: планирование, коррекция, оценка.
Познавательные :выбор оснований и критериев для классификации объектов, умение работать с информацией. Развитие операций мышления.
Регулятивные: умение оценивать и контролировать свою деятельность, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный, моральный выбор.
Прогнозируемый результат: В результате урока у учащихся будет сформировано умение уважительно относиться к чужому мнению, умение устанавливать партнёрские отношения, планировать, контролировать и оценивать свои действия. Умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную. Будет развиваться речь учащихся. Продолжится работа по освоению знаний о строении тела человека.