СТРОЕНИЕ И РАБОТА СЕРДЦА
В 8 КЛАССЕ
Здравствуйте. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, радости и успеха.
Цели: образовательные: изучить строение сердца, сформировать знания о работе сердца, сердечном цикле, раскрыть связь строения сердца с выполняемой функцией,
развивающие: формировать учебно–интеллектуальные навыки, умение работать с таблицами, моделями; учебно-коммуникативные навыки (общение друг с другом), умение делать выводы.
воспитательные: формировать убеждение о единстве и материальности окружающего мира, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Форма урока: урок изучения новой темы.
Оборудование: таблицы «Строение сердца», «Схема кровообращения», «Сердечный цикл», разборная модель сердца.
Ключевые слова: кардиология, миокард, трёхстворчатый клапан, двустворчатый клапан, полулунные клапаны, сердечный цикл, автоматизм, гормоны, адреналин, парасимпатический нерв, симпатический нерв, фазы сердечного цикла.
План урока:
Вводная часть урока. Вступительное слово. Сообщение темы и цели урока. Инсценировка. Изучение нового материала. Закрепление и проверка знаний. Подведение итогов.
1 часть. Организационный момент.
2 часть. Инсценировка.
К доске выходят Наука, Сила, Сердце, Разум.
Наука. Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.
Сила. Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.
Разум. Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значить, я нужнее людям.
Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твёрдость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?
Наука. Уважаемая Сила, всё, что ты говорила, - правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твёрдая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.
Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.
Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.
Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце е будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит. Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.
3 часть. Изучение нового материала.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них?
М. Горький – “смелое сердце Данко”.
Вильгем Гауф – “Холодное сердце”.
Учащийся – “Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга. Какое оно мое сердце?
Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке.
Учитель Прислушайся. Чтобы ты не делал, спал, ел, бежал всегда раздается приглушенный, ритмичный стук- это бьется твое сердце. Сожми свою руку в кулак, и ты, увидишь какой оно формы и размера. Сердце представляет собой полный комок мышц, который постоянно сокращается и заставляет кровь двигаться по твоему телу.
Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Сердце – “середина”.
Каково же строение сердца? И почему сердце работает без остановки на отдых? Это и будет основной задачей нашего урока и поможет нам в этом работа с технологической картой.
( Работа с технологической картой)-10минут
ФИЗМИНУТКА
Обобщение и систематизация знаний
Задание. Тест (взаимопроверка).
Вопросы
Варианты ответов
А
Какие клапаны находятся между желудочками и предсердиями?
1
Полулунные клапаны
Б
Как называются сосуды, по которым движется кровь от сердца?
2
Артерии
В
Какая камера сердца наибольшей толщины?
3
Усиливают работу сердца
Г
Какие клапаны находятся между левым желудочком и аортой, правым желудочком и легочной артерией?
4
Перикард
Д
Как называются сосуды, по которым движется кровь к сердцу?
5
Три
Е
Чему способствуют адреналин и соли кальция?
6
Левое предсердие
Ж
Какова роль парасимпатического отдела Ц. н. с.?
7
Створчатые клапаны
З
Какая камера выбрасывает кровь в легочную артерию?
8
Уменьшает частоту и силу сокращений
И
Чем окружено сердце?
9
Вены
К
Что снабжает сердечную мышцу кровью?
10
Сонная артерия
Л
Сколько отделов в сердце?
11
Автоматизм
М
Число фаз сердечного цикла?
12
Левый желудочек
Н
Сокращение предсердий
13
ДиастолаГ