ВЫЗОВ Цель: активизация и стимулирование мыслительной деятельности учащихся, мотивирование на предстоящую работу, вызов имеющихся знаний слайд 2 слайд 3 | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Настрой на работу. Мы сегодня снова будем наблюдать, Делать выводы и рассуждать. Чтобы наш урок был впрок, Активно включайся в работу, дружок! - Рассмотрите вещество, которое находится у вас на парте. Что это? - В конце урока решим, кто был прав. - Как понимаете эти выражения? Сказала лопата: «Земля, чтобы рыть» Ботинки сказали: «Земля, чтоб ходить» А люди сказали: «Земля, чтобы жить» Организация диалога с учащимися, создание проблемной ситуации, в ходе которой формулируется тема и задачи урока - Что обозначает слово земля, как его написать в разных ситуациях. - Какое новое понятие вам встретилось на слайде? - О чём мы будем сегодня говорить? Поставьте цель сегодняшнего урока. - Что бы вам хотелось узнать о почве? Работа с таблицей «Верные – неверные утверждения» - Может быть, вы уже что-то знаете? - Заполните самостоятельно таблицу в колонке ДО. Если не знаете, поставьте вопрос. | Приветствие учителя проверка своей готовности к уроку Фронтальная работа Рассматривание вещества в чашечке. Варианты ответов: почва, земля Объяснение смысла выражений Объяснение смысла слов «земля» «Земля» Целеполагание Ответы учащихся Самостоятельная работа Заполнение таблицы «Верные неверные утверждения» в столбике ДО | Самоопределение к учебной деятельности, способность характеризовать свои знания по предмету. Целеполагание, умение формулировать и удерживать учебную задачу, умение планировать собственную учебную деятельность. Уметь точно выражать свои мысли, рассуждать. Создание проблемной ситуации для определения темы и цели урока с самопроверкой по слайду. Картинки помогают воспринять образ земли в разных выражениях. |
ОСМЫСЛЕНИЕ Цель: открытие новых знаний на основе осмысленного чтения и слушания, выполнения практической работы, структурирование учебного материала слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд 18 слайд 19 слайд 20 слайд 21 слайд 22 слайд 23 | Организация работы с научным текстом в учебнике - Как же образовалась почва? Послушайте стихотворение. Солнце жаркое печёт. Ветер больно гору бьёт. И вода старается – трещин прибавляется. И заплакала гора: Ох, стара я, ох стара! Пожалел лишайник гору, поселился, лезет в гору. Трещины прикрыла почва, зацвели на ней цветочки. Загордилась тут гора: Вновь я стала молода! - Что оказывало воздействие на гору? - Прочитайте текст в учебнике «Как образовалась почва», найдите пропущенные слова и вставьте в свой текст. Организация работы по составлению кластера - Давайте обобщим новую информацию и запишем её в кратком виде, в виде схемы. - Поработайте в группах, советуйтесь друг с другом. Организация диалога с детьми подведение к открытию понятий «почва» «плодородие» - Конечно же, вы рассматривали землю во дворе, на огороде, на речке. Обратили внимание, что она разная? - Не всякая суша становится местом обитания растений, животных, человека. Одно из главных условий – наличие почвы. - Что же такое почва? Главное свойство почвы – плодородие. Слои почвы: переходный (песок и глина) подстилающий (материнская горная порода) - В каких слоях расположены корни растений? - Везде ли одинаков почвенный слой? Во льдах Арктики и Антарктиды, на ледяных вершинах высоких гор, в пустынях нет почвенного слоя. Нет и растительности. - По своему составу почвы бывают: песчаные глинистые чернозём - На какой почве вырастет лучший урожай? Постановка проблемы - Почему почва плодородна? - Изучим состав почвы Повторение последовательности действий при проведении лабораторной работы 1. Ставлю исследовательскую задачу 2. Продумываю ход выполнения опыта 3. Подбираю оборудование 4. Думаю над техникой безопасности 5. Выполняю опыт и наблюдаю 6. Делаю вывод и записываю его - Какую исследовательскую задачу поставим? - Какие правила техники безопасности во время практической работы нужно соблюдать? Лабораторная работа Опыт 1. Рассматривание почвы с помощью лупы. Налить воды в стаканчик, опустить почву. Опыт 2. Наблюдение за отстаиванием воды, рассматривание слоёв. Опыт 3. Нагревание пробирки с почвой: наблюдение за появлением капелек воды на стенках пробирки (опыт проводит учитель) Опыт 4. При нагревании почвы в пробирке появление запаха перегноя - Перегной или гумус – это остатки растений, насекомых. - Вспомните лето, прогулки в лесу, по траве. Ф И З М И Н У Т К А «Звуки леса» - Как расположатся корни растений на рисунках? Опыт 5. Фильтрование воды с прокалённой почвой. Выпаривание соли (опыт проводит учитель). Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются в перегное под воздействием микроорганизмов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде и всасываются корнями растений, питая растение. - Мы заполнили всю схему состава почвы. - Проверьте, так ли у вас получилось? - Какое главное свойство почвы? Животные также увеличивают плодородие почвы. На 1м кв. живет около 80 дождевых червей. Организация диалога по экологически грамотному поведению в природе - Нужно ли беречь почву? Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений или слишком обильно поливают её, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Почве вредят обильные дожди – почва разрушается, появляются овраги. Нельзя вырубать леса. Нужно беречь почву! - Почему человек селится в основном там, где почва более плодородна? ЗЕМЛЯ, ЧТОБЫ ЖИТЬ! Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Почему? Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Складывали о ней стихи, песни. - Почва открыла некоторые свои секреты - Вернитесь к таблице «Верные – неверные утверждения», заполните столбик ПОСЛЕ - У кого предположения оказались правильными, неправильными, кто получил ответ на оставленные вопросы? - Проверим, как вы усвоили материал урока | Фронтальная работа Обсуждение стихотворения. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Работа в паре Чтение текста в учебнике, подбор пропущенных слов (заполняют рабочий лист) Самопроверка по слайду Групповая работа моделирование кластера «Образование почвы» (учащиеся собирают схему из предложенных слов, наклеивая их на бумагу) Проверка работы групп по эталону – слайду Фронтальная работа Учащиеся обсуждают понятия «почва», «плодородие», отвечают на вопросы учителя Находят в словаре значение слова «плодородие» Находят в учебнике недостатки песчаных и глинистых почв Ответы учащихся Составляют алгоритм действий при лабораторной работе, сличают с эталоном на слайде Обсуждение техники безопасности Выполняют опыты под руководством учителя. По ходу работы делают выводы и заполняют индивидуальную схему «Состав почвы» Определяют свойства почвы: темный цвет сыпучесть, водопроницаемость; состав почвы: песок, корешки растений Выполнение практической работы по определению состава почвы (в паре опыты 1, 2, 5) ВЫВОД: в почве есть воздух ВЫВОД: в почве есть песок глина ВЫВОД: в почве есть вода ВЫВОД: в почве есть перегной Расположить корни растений на рисунках с разным составом почвы Ученики наблюдают за проведением опыта. ВЫВОД: в почве есть соли Сверяют с образцом схемы «Состав почвы» на слайде Отвечают на вопросы учителя Фронтальная работа Участвуют в беседе с учителем Ответы на вопросы учителя Самостоятельная работа Заполняют таблицу «Верные неверные утверждения» в колонке ПОСЛЕ, обсуждают свои предположения | Выражение положительного отношения к процессу познания, нравственно - этическая ориентация, готовность целенаправленно использовать знания в повседневной жизни. Составление плана и последовательности действий, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка результатов своей работы. Умение осознанного вдумчивого чтения, умение систематизировать и анализировать информацию, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, моделирование. Планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками, распределение ролей в совместной деятельности. Организация работы с научным текстом с дальнейшей самопроверкой по слайду – эталону. Для организации проверки групповой работы по составлению схемы-кластера с целью систематизации материала, перевода информации в знаковую форму – моделирование, используя цветовое решение для целостного восприятия материала. Планирование последовательности практической работы с самопроверкой по слайду, сличение с эталоном. Анимация опытов используется с целью улучшения восприятия и усвоения материала. Проверка по слайдам выводов, сделанными учащимися по результатам проведённых опытов. Для снятия мышечного напряжения использование звуковой минутки. Самопроверка схемы состава почвы для фиксации результатов работы. Использование картинки помогает создать образ внимательного и бережного отношения к почве |