kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира по теме:"Природные зоны России: тайга, смешанные леса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

№ п/п

Параметр

Описание

  1.  

Учебный предмет, класс, УМК

Окружающий мир, 4 «К» класс, УМК «Начальная школа XXI века»

  1.  

Тема занятия/урока

Природные зоны России: тайга, смешанные леса

  1.  

Цель урока

сформировать знания о климатических условиях тайги, смешанных лесов, характерных растениях и животных; рассмотреть отличия тайги и смешанных лесов.

Методы

Групповые, индивидуальные

  1.  

Ожидаемый учебный результат

Предметные 

Метапредметные

Личностные

Знать: как влияют климатические условия на растительный и животный мир тайги, смешанных лесов и деятельность человека

¾        Уметь: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;

Регулятивные:  управление своей

деятельностью; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, коррекция;

 инициативность и 

самостоятельность.

Коммуникативные: создание собственного высказывания с использованием  языковых средств. 

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова.

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

  1.  

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Компьютер, проектор, презентация «Природные зоны лесов»

Рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы.

  1.  

Педагогические технологии

Здоровьесбережение, поэтапного формирования действий, дифференцированного подхода в обучении, информационно-коммуникативная.

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель - результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация.

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.)

Настроить учащихся на активную работу.

Организация внимания школьников. Формирование  целевых установок урока,

готовность слышать и воспринимать информацию. Готовность учащихся к активной познавательной деятельности.

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

 Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения,

представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

– Начинаем путешествие в зону, которая простирается южнее зоны тундры.

Найдите  зону  лесов  на  карте. 

– Каковы же погодные условия в зоне лесов?

- Большая  часть России расположена в зоне лесов, простирающихся от восточных границ страны до западных границ.

- Высказывания ребят.

Открытие нового (знания, способа действия)

 Формирование и развитие совместной познавательной деятельности по открытию нового.

К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше. Поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпадает больше осадков в течение года, поэтому растительный мир в этой зоне иной, чем в тундре.

Не сразу тундра переходит в лес. Сначала лес появляется по речным долинам, а потом отдельными островами заходит на возвышенности. В северной части лесной полосы, где поверхность земли получает меньше тепла, чем южная, растут менее требовательные к теплу растения. Это ель, сосна,  пихта,  кедр,  лиственница  и на вырубках – мелколиственные деревья – береза, осина. Густые, труднопроходимые хвойные леса называют тайгой. В еловых лесах всегда полумрак. Мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников. С елей спускаются пряди лишайника-бородача. В лесах много бурелома, и пройти через него трудно.

К юго-западу от тайги поверхность земли получает больше тепла и влаги, поэтому там растут вместе с хвойными деревьями и широколиственные: дуб, клен, ясень, липа.

Такие леса называют смешанными. Самое могучее дерево этих лесов – дуб. Дубы требовательны к почве, теплу, влаге, поэтому распространяются на восток только до Уральских гор. Еще дальше на юг простираются широколиственные леса и рощи. В лесах много растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Творческие задания

Формирование умения обобщать знания.

1) Работа по учебнику.

–Рассмотрите рисунки (с. 19, 28). Назовите обитателей животного мира тайги и смешанных лесов.

– Отдельные животные леса подлежат охране. В нашей стране создано много заповедников, в которых запрещена охота. Здесь свободно живут и размножаются многие дикие животные. Некоторые заповедники сохранили и восстановили ряд ценных исчезающих животных, например Воронежский – бобров, Баргузинский – соболей.

Прочитайте рубрику «Знакомься: наша Родина» (с. 20).

– О каком заповеднике идет речь?

– Назовите обитателей животного мира заповедника.

– Какие растения здесь произрастают?

2) Рассмотрите картину А. М. Васнецова «Северный край».

– Чем поразил художника этот край?

Прочитайте рубрику «Этот удивительный мир…» (с. 21).

– Как проходило открытие земель за Уральскими горами?

– Почему их называют Каменным поясом?

– Какой город основали в 1858 г.? В честь кого он назван?

– В лесах много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки

Вопросы:

1. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой, растут под горой.

2. С моего цветка берет

  Пчелка самый вкусный мед.

3. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

4. Летом с него снег –

Просто смех!

 Снег по городу летает,

Почему же он не тает?

5. Зимой и летом одним цветом.

6. У меня длинней иголки, чем у елки.

 Очень прямо я расту в высоту.

7. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

 Но в отличие от елки

Опадают те иголки.

8. В сенокосе – горька,

  А в морозе – сладка.

 Что за ягодка?

9. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

10. На припеке у пеньков

 Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

11. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

 Меня увидишь за версту,

 Зовусь я …

12. Беленькие горошки

На зеленой ножке.

- Что объединяет эти слова?

- Ответы учащихся.

- Пинежском заповеднике, Жигулевском заповеднике

- Обитают рыси, волки, росомахи, выдры, лоси, бурундуки. Хозяин этих мест – медведь.

-  Славится травами, их здесь более 500 видов.

- Суровый северный край поразил художника своим спокойствием и величием.

- Много лет назад  Уральские горы называли Каменным поясом.

- Хабаровск. Ерофей Хабаров.

Берёза

Липа

Осина

Тополь

Ель

Сосна

Лиственница

Рябина

Колокольчик

Земляника

Подосиновик

Ландыш

Растения леса

Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание.

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

– Какую роль выполняет лес в жизни людей?

Значение леса

→ место отдыха

→ аптека

→ источник чистой воды и пищи

→ источник древесины

→ источник топлива

→ дом для растений, животных, грибов

→ защита воздуха, водоемов, почв

– А всегда ли люди справедливы по отношению к лесу? Какие экологические проблемы возникают в лесу?

Проблемы леса

→ вырубка леса

→ незаконная охота

→ пожары

Домашнее задание:  выполнить  задание  9  в  рабочей  тетради  № 2, с. 11.


 

По ответам учащихся учитель записывает на доске схему «Значение леса»

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме:"Природные зоны России: тайга, смешанные леса"»

Технологическая карта урока

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс, УМК

Окружающий мир, 4 «К» класс, УМК «Начальная школа XXI века»

Тема занятия/урока

Природные зоны России: тайга, смешанные леса

Цель урока

сформировать знания о климатических условиях тайги, смешанных лесов, характерных растениях и животных; рассмотреть отличия тайги и смешанных лесов.


Методы

Групповые, индивидуальные

Ожидаемый учебный результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: как влияют климатические условия на растительный и животный мир тайги, смешанных лесов и деятельность человека

  • Уметь: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;





Регулятивные: управление своей

деятельностью; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, коррекция;

инициативность и

самостоятельность.

Коммуникативные: создание собственного высказывания с использованием языковых средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова.

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.


Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Компьютер, проектор, презентация «Природные зоны лесов»

Рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы.

Педагогические технологии

Здоровьесбережение, поэтапного формирования действий, дифференцированного подхода в обучении, информационно-коммуникативная.


Основные этапы и виды деятельности


Этап урока

Цель - результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация.

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.)

Настроить учащихся на активную работу.

Организация внимания школьников. Формирование целевых установок урока,

готовность слышать и воспринимать информацию. Готовность учащихся к активной познавательной деятельности.



Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения,

представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

– Начинаем путешествие в зону, которая простирается южнее зоны тундры.

Найдите зону лесов на карте.



– Каковы же погодные условия в зоне лесов?



- Большая часть России расположена в зоне лесов, простирающихся от восточных границ страны до западных границ.

- Высказывания ребят.

Открытие нового (знания, способа действия)

Формирование и развитие совместной познавательной деятельности по открытию нового.




К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше. Поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпадает больше осадков в течение года, поэтому растительный мир в этой зоне иной, чем в тундре.

Не сразу тундра переходит в лес. Сначала лес появляется по речным долинам, а потом отдельными островами заходит на возвышенности. В северной части лесной полосы, где поверхность земли получает меньше тепла, чем южная, растут менее требовательные к теплу растения. Это ель, сосна, пихта, кедр, лиственница и на вырубках – мелколиственные деревья – береза, осина. Густые, труднопроходимые хвойные леса называют тайгой. В еловых лесах всегда полумрак. Мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников. С елей спускаются пряди лишайника-бородача. В лесах много бурелома, и пройти через него трудно.

К юго-западу от тайги поверхность земли получает больше тепла и влаги, поэтому там растут вместе с хвойными деревьями и широколиственные: дуб, клен, ясень, липа.

Такие леса называют смешанными. Самое могучее дерево этих лесов – дуб. Дубы требовательны к почве, теплу, влаге, поэтому распространяются на восток только до Уральских гор. Еще дальше на юг простираются широколиственные леса и рощи. В лесах много растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.



Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Творческие задания

Формирование умения обобщать знания.

1) Работа по учебнику.

–Рассмотрите рисунки (с. 19, 28). Назовите обитателей животного мира тайги и смешанных лесов.

– Отдельные животные леса подлежат охране. В нашей стране создано много заповедников, в которых запрещена охота. Здесь свободно живут и размножаются многие дикие животные. Некоторые заповедники сохранили и восстановили ряд ценных исчезающих животных, например Воронежский – бобров, Баргузинский – соболей.

Прочитайте рубрику «Знакомься: наша Родина» (с. 20).

– О каком заповеднике идет речь?


– Назовите обитателей животного мира заповедника.



– Какие растения здесь произрастают?


2) Рассмотрите картину А. М. Васнецова «Северный край».

– Чем поразил художника этот край?




Прочитайте рубрику «Этот удивительный мир…» (с. 21).

– Как проходило открытие земель за Уральскими горами?

– Почему их называют Каменным поясом?

– Какой город основали в 1858 г.? В честь кого он назван?

– В лесах много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки

Вопросы:

1. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой, растут под горой.

2. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

3. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

4. Летом с него снег –

Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает?

5. Зимой и летом одним цветом.

6. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

7. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки

Опадают те иголки.

8. В сенокосе – горька,

А в морозе – сладка.

Что за ягодка?

9. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

10. На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

11. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я …

12. Беленькие горошки

На зеленой ножке.

- Что объединяет эти слова?



- Ответы учащихся.













- Пинежском заповеднике, Жигулевском заповеднике

- Обитают рыси, волки, росомахи, выдры, лоси, бурундуки. Хозяин этих мест – медведь.

- Славится травами, их здесь более 500 видов.



- Суровый северный край поразил художника своим спокойствием и величием.



- Много лет назад Уральские горы называли Каменным поясом.


- Хабаровск. Ерофей Хабаров.





Берёза


Липа


Осина


Тополь




Ель


Сосна


Лиственница




Рябина



Колокольчик


Земляника




Подосиновик




Ландыш


Растения леса



Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности.














Домашнее задание.

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

– Какую роль выполняет лес в жизни людей?



Значение леса

→ место отдыха

→ аптека

→ источник чистой воды и пищи

→ источник древесины

→ источник топлива

→ дом для растений, животных, грибов

→ защита воздуха, водоемов, почв

– А всегда ли люди справедливы по отношению к лесу? Какие экологические проблемы возникают в лесу?

Проблемы леса

→ вырубка леса

→ незаконная охота

→ пожары

Домашнее задание: выполнить задание 9 в рабочей тетради № 2, с. 11.




По ответам учащихся учитель записывает на доске схему «Значение леса»













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира по теме:"Природные зоны России: тайга, смешанные леса"

Автор: Белоконева Светлана Митрофановна

Дата: 02.03.2016

Номер свидетельства: 301414

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства