Технологическая карта урока
№ п/п
Параметр
Описание
Учебный предмет, класс, УМК
Окружающий мир, 4 «К» класс, УМК «Начальная школа XXI века»
Тема занятия/урока
Природные зоны России: тайга, смешанные леса
Цель урока
сформировать знания о климатических условиях тайги, смешанных лесов, характерных растениях и животных; рассмотреть отличия тайги и смешанных лесов.
Методы
Групповые, индивидуальные
Ожидаемый учебный результат
Предметные
Метапредметные
Личностные
Знать: как влияют климатические условия на растительный и животный мир тайги, смешанных лесов и деятельность человека
¾ Уметь: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;
Регулятивные: управление своей
деятельностью; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, коррекция;
инициативность и
самостоятельность.
Коммуникативные: создание собственного высказывания с использованием языковых средств.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова.
Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Оборудование и материалы
Для педагога
Для учащихся
Компьютер, проектор, презентация «Природные зоны лесов»
Рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы.
Педагогические технологии
Здоровьесбережение, поэтапного формирования действий, дифференцированного подхода в обучении, информационно-коммуникативная.
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока
Цель - результат
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Мотивация.
(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.)
Настроить учащихся на активную работу.
Организация внимания школьников. Формирование целевых установок урока,
готовность слышать и воспринимать информацию. Готовность учащихся к активной познавательной деятельности.
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.
Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения,
представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся
– Начинаем путешествие в зону, которая простирается южнее зоны тундры.
Найдите зону лесов на карте.
– Каковы же погодные условия в зоне лесов?
- Большая часть России расположена в зоне лесов, простирающихся от восточных границ страны до западных границ.
- Высказывания ребят.
Открытие нового (знания, способа действия)
Формирование и развитие совместной познавательной деятельности по открытию нового.
К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше. Поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпадает больше осадков в течение года, поэтому растительный мир в этой зоне иной, чем в тундре.
Не сразу тундра переходит в лес. Сначала лес появляется по речным долинам, а потом отдельными островами заходит на возвышенности. В северной части лесной полосы, где поверхность земли получает меньше тепла, чем южная, растут менее требовательные к теплу растения. Это ель, сосна, пихта, кедр, лиственница и на вырубках – мелколиственные деревья – береза, осина. Густые, труднопроходимые хвойные леса называют тайгой. В еловых лесах всегда полумрак. Мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников. С елей спускаются пряди лишайника-бородача. В лесах много бурелома, и пройти через него трудно.
К юго-западу от тайги поверхность земли получает больше тепла и влаги, поэтому там растут вместе с хвойными деревьями и широколиственные: дуб, клен, ясень, липа.
Такие леса называют смешанными. Самое могучее дерево этих лесов – дуб. Дубы требовательны к почве, теплу, влаге, поэтому распространяются на восток только до Уральских гор. Еще дальше на юг простираются широколиственные леса и рощи. В лесах много растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
Творческие задания
Формирование умения обобщать знания.
1) Работа по учебнику.
–Рассмотрите рисунки (с. 19, 28). Назовите обитателей животного мира тайги и смешанных лесов.
– Отдельные животные леса подлежат охране. В нашей стране создано много заповедников, в которых запрещена охота. Здесь свободно живут и размножаются многие дикие животные. Некоторые заповедники сохранили и восстановили ряд ценных исчезающих животных, например Воронежский – бобров, Баргузинский – соболей.
Прочитайте рубрику «Знакомься: наша Родина» (с. 20).
– О каком заповеднике идет речь?
– Назовите обитателей животного мира заповедника.
– Какие растения здесь произрастают?
2) Рассмотрите картину А. М. Васнецова «Северный край».
– Чем поразил художника этот край?
Прочитайте рубрику «Этот удивительный мир…» (с. 21).
– Как проходило открытие земель за Уральскими горами?
– Почему их называют Каменным поясом?
– Какой город основали в 1858 г.? В честь кого он назван?
– В лесах много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки
Вопросы:
1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой.
2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
4. Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает?
5. Зимой и летом одним цветом.
6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки.
8. В сенокосе – горька,
А в морозе – сладка.
Что за ягодка?
9. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
10. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
11. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я …
12. Беленькие горошки
На зеленой ножке.
- Что объединяет эти слова?
- Ответы учащихся.
- Пинежском заповеднике, Жигулевском заповеднике
- Обитают рыси, волки, росомахи, выдры, лоси, бурундуки. Хозяин этих мест – медведь.
- Славится травами, их здесь более 500 видов.
- Суровый северный край поразил художника своим спокойствием и величием.
- Много лет назад Уральские горы называли Каменным поясом.
- Хабаровск. Ерофей Хабаров.
Берёза
Липа
Осина
Тополь
Ель
Сосна
Лиственница
Рябина
Колокольчик
Земляника
Подосиновик
Ландыш
Растения леса
Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности.
Домашнее задание.
Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.
– Какую роль выполняет лес в жизни людей?
Значение леса
→ место отдыха
→ аптека
→ источник чистой воды и пищи
→ источник древесины
→ источник топлива
→ дом для растений, животных, грибов
→ защита воздуха, водоемов, почв
– А всегда ли люди справедливы по отношению к лесу? Какие экологические проблемы возникают в лесу?
Проблемы леса
→ вырубка леса
→ незаконная охота
→ пожары
Домашнее задание: выполнить задание 9 в рабочей тетради № 2, с. 11.
По ответам учащихся учитель записывает на доске схему «Значение леса»