Просмотр содержимого документа
«Строение растений»
Конспект урока
Окружающий мир 3 класс
СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ
Цель урока:
научить детей различать части растений, называть их, выявить значимость каждой части растения
Задачи:
- развивать умение логически мыслить, правильно выражать свои мысль, вести диалог с собеседником, умение обобщать и делать выводы;
- развивать наблюдательность; познавательный интерес
- способствовать развитию эстетичное восприятия растений, моральной ответственности за сохранение растительного мира.
Определение темы урока и постановка задач:
Детям предъявляются несколько изображений.
-Посмотрите на экран и определите признак, по которому предметы собраны в одну группу. (Растения). Мы нашли первую часть названия темы нашего урока.
Все растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называются одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же это?
Выберите из предложенных вариантов самое точное слово. (Строение).
-Назовите целиком тему урока… (строение растений).
На какие вопросы вы бы хотели получить ответы по данной теме?
- Что входит в строение растения?
- Как правильно называются части растений?
- Для чего они служат?
- Что самое главное у растения?
Открытие «нового» знания:
1 этап
- Вы уже сказали, что у изображенных растений схоже строение. А кто знает, как эти части растений называются? (корень, стебель/ствол, листья, цветы/плоды).
- Сейчас вас ждет групповая работа. Для этого я прошу сесть за каждый стол по … человек. (1 группа – корень, 2 группа – стебель, 3 группа – листья, 4 – группа цветы – сидящие в зале)
Каждая группа работает по своей части растений. На экране представлена карточка с вопросами. Что может вам помочь ответить на них? (источники).
- Какие правила работы в группах вы должны соблюдать?
(Один говорит, остальные слушают, затем дополняют; не согласен - предлагай)
1.
Где находится часть растения?
2.
Как она выглядит/может выглядеть?
3.
Представьте, что эта часть у растения отсутствует. Что произойдет с ним?
4.
Почему эта часть важна?
2 этап – Каждая группа выбирает выступающего, кто сможет дать по своей части полный красивый ответ.
- Какая часть важнее всего? Кто сможет сделать вывод по теме урока? Все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.
Первичное закрепление.
-Теперь каждый получит карточку, в которой нужно восстановить высказывания. Теперь поменяйтесь карточками, проверьте работу друг друга и поставьте оценки в соответствии с критериями.
Корень
держит листья и цветок. По нему передвигаются питательные вещества.
Стебель
образуются питательные вещества, ими растение дышит.
В листьях
образуются семена и плоды.
В цветке
укрепляет растение в почве, впитывает минеральные соли и влагу.
Рефлексия:
Вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока. На какие из них мы получили ответы? На какие вопросы мы еще не получили ответы? Это будет вашим домашним заданием: подготовить устное сообщение - ответ на один из оставшихся вопросов.
Эмоциональная рефлексия: И в конце нашего урока я прошу вас вспомнить и спеть мне несколько строчек из песни, в которой говорится про растение. По настроению этой песни мы поймем ваше настроение.
Корень
Корень – подземный орган многих растений. Он поглощает из почвы воду и минеральные вещества, которые необходимы растению для жизни.
При помощи корня растение закрепляется в почве и выдерживает сильные порывы ветра. Корень сравнивают с якорем. В некоторых растения в корнях откладываются питательные вещества. Такие корни называют корнеплоды (морковь, свёкла, редис). Они очень полезны. Почему?
Стебель
Не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой такой провод, по которому, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала передвигаются к корням, цветкам и плодам.
Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя сгибать стебли, портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней. Может ли растение жить без стебля?
Лист
Если рассмотреть все растения, то вы заметите, что у каждого растения свои листья. И в то же время у многих растений лист имеет листовую пластинку плоской формы и черешок, которым он прикрепляется к стеблю. Если у растения одна пластинка, то такой лист называют простым (дуб, клен, липа, вишня). А если на черенке несколько листовых пластинок, то такой лист называют сложным (каштан, земляника, акация, роза).
Посмотрите на нижнюю сторону пластинки. Там вы увидите жилки, по которым передвигаются вода и питательные вещества. У одних растений жилки расположены в виде сеточки, у других – параллельно друг другу, у третьих – похожи на дугу, а у четвертых – на пальцы.
Долгое время листья растений считали просто красивым нарядом, но роль листа в жизни растения огромна. В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара - глюкозу, поглащать углекислый газ, вырабатывать кислород. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами. И без листьев растение погибнет.
Чтобы в листьях образовались питательные вещества, им нужен свет. Улавливая солнечные лучи, пластинка листа сильно нагревается, но не гибнет, не засыхает. Почему? Что происходит с листьями к зиме?
Цветок и плод
Цветок – очень важный орган растений. Они разнообразны по форме, размеру, цвету, запаху.
Цветки растений, которые опыляются насекомыми, крупные, яркие, имеют приятный запах. Этим они привлекают насекомых к себе. Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена.
А у растений, которые опыляются ветром, цветки мелкие, невзрачные.
Как плоды могут разноситься на разные территории?
Корень
держит листья и цветок. По нему передвигаются питательные вещества.
Стебель
образуются питательные вещества, ими растение дышит.
В листьях
образуются семена и плоды.
В цветке
укрепляет растение в почве, впитывает минеральные соли и влагу.
Корень
держит листья и цветок. По нему передвигаются питательные вещества.
Стебель
образуются питательные вещества, ими растение дышит.
В листьях
образуются семена и плоды.
В цветке
укрепляет растение в почве, впитывает минеральные соли и влагу.
Корень
держит листья и цветок. По нему передвигаются питательные вещества.
Стебель
образуются питательные вещества, ими растение дышит.
В листьях
образуются семена и плоды.
В цветке
укрепляет растение в почве, впитывает минеральные соли и влагу.
Корень
держит листья и цветок. По нему передвигаются питательные вещества.
Стебель
образуются питательные вещества, ими растение дышит.
В листьях
образуются семена и плоды.
В цветке
укрепляет растение в почве, впитывает минеральные соли и влагу.
Корень
держит листья и цветок. По нему передвигаются питательные вещества.
Стебель
образуются питательные вещества, ими растение дышит.
В листьях
образуются семена и плоды.
В цветке
укрепляет растение в почве, впитывает минеральные соли и влагу.
Корень
держит листья и цветок. По нему передвигаются питательные вещества.
Стебель
образуются питательные вещества, ими растение дышит.
В листьях
образуются семена и плоды.
В цветке
укрепляет растение в почве, впитывает минеральные соли и влагу.
Корень
держит листья и цветок. По нему передвигаются питательные вещества.
Стебель
образуются питательные вещества, ими растение дышит.
В листьях
образуются семена и плоды.
В цветке
укрепляет растение в почве, впитывает минеральные соли и влагу.