Данная работа позволит обобщить и систематизировать знания по теме: «Строение растений».
Задачи урока:
обучающая: закрепить, систематизировать, обобщить знание учащихся о многообразии, строении, приспособленности растений;
воспитательная: формировать навыки групповой работы; воспитывать бережное отношение к природе;
формировать у учащихся познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха.
развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их речь, мышление.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Тип урока: урок-игра, закрепления и обобщения знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитательная: формировать навыки групповой работы; воспитывать бережное отношение к природе;
формировать у учащихся познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха.
развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их речь, мышление.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Тип урока: урок-игра, закрепления и обобщения знаний.
Ход урока
Класс делится на три команды, каждая команда состоит из 6-8 человек.(Приложение 1) (Слайд №2)Разминка "Перевертыш" позволит определить право первого хода. (Приложение 2).
Гейм 1 «Дальше, дальше…» за 3 минуты каждая команда должна дать как можно больше правильных ответов.
Гейм 2. «Заморочки из бочки»Команды по очереди выбирают номер бочки. Номер на бочонке соответствует номеру вопроса. Если у команды нет версии ответа, то вопрос передается другой команде и ей засчитывается очко в случае правильного ответа.
Гейм 3. «Занимательный» Найдите зашифрованные фразы, время на выполнение данного задания 4 минуты. (Приложение 3).
Гейм 4. «Терминологический» капитаны команд вытягивают по одной карточке с терминами. Команда за 5 минут должна дать определения. (Приложение 4).
Гейм 5. «Отгадай-ка» команда должна за 10 минут решить кроссворд, каждое угаданное слово равно 1 баллу. (Приложение 5).
Для соблюдения порядка в каждой команде выбирается капитан, который определяет кто из участников команды дает ответ на вопрос.
Материал для подведения итогов игры обучающимися:
1. фишки для оценивания
2. разные смайлики на положительные и отрицательные эмоции (Приложение 6).
– “Было трудно и неинтересно”
– Было трудно и интересно”.
– “Было легко и интересно”
Ход урока
Определение очередности хода: первой ходит команда, правильно выполнившая общее задание за более короткое время.
Перевертыши:
1. бпего (побег)
2. итлс (лист)
3. веоткц (цветок)
4. цияосевт (соцветия)
5. лопд (плод)
Что объединяет эти понятия? (Это органы цветкового растений)
Гейм I“Дальше, Дальше…”
Этот раунд длится 3 минуты. Если ответа нет, нужно сказать “дальше”. Максимальное количество баллов этого раунда -15.
“Лист”
1. Естественное отделение листьев от стебля при их отмирании (листопад).
2. Лист- это орган почвенного питания растения (нет/воздушного).
11. От чего зависит количество семян? (от количества семязачатков).
12. Способы распространения плодов и семян (ветром, водой, животными, человеком и саморазбрасыванием).
13. Приспособления, имеющиеся у плодов и семян, распространяемых животными и человеком (выросты, прицепки, крючки).
14. Плод подсолнечника (семянка).
15. Плод стручок у капусты или гороха? (у капусты).
Гейм II. “ Заморочки из бочки”
1. Цветок какого растения изображен на рисунке? (яблоня)
2. Как называется гигантский цветок, растущий в лесах тропической Азии. Ни стебля, ни листьев нет. Запах цветка привлекает мух, которые разносят ее пыльцу? ( Цветок раффлезии)
3. Это растение состоит из стебелька-пластинки. Ученые установили, что это целое соцветие, состоящее из 2-5 раздельнополых цветков. Как называется это растение? (Ряска)
4. Растение с самой большой ягодой (Арбуз)
5. Как называется внутренний слой коры? (Луб)
6. Как называются видоизмененные листья барбариса? (Колючки)
Физкультминутка
Гейм III. “Занимательный”
Каждой команде достается фраза или название растения которую они должны расшифровать
Решите ребус, и вы узнаете, какое растение древние славяне называли одолень-травой, которое якобы может одолеть разбойников, чертей, ведьм, леших, и брали его с собой в дальний путь.
Кувшинка белоснежная
Если вы правильно решите ребус, то получите пословицу о вреде одного сорного растения.
Пырей- засоритель полей
Если вы правильно решите ребус, то получите название лекарственного растения, которое достигает в высоту до восьмидесяти сантиметров.
Тысячелистник
Гейм IV. “Терминологический”
1.Дайте определение:
Корневая система-...
Главный корень-...
Стержневая корневая система-...
Придаточные корни-...
Мочковатая корневая система-...
Корневые волоски-...
2. Дайте определение:
Простой лист-...
Жилкование-...
Сложный лист-...
Побег-...
Сидячий лист-...
Фотосинтез-...
3. Дайте определение:
Семядоля,
Репродуктивный орган,
Эндосперм,
Двудольные растения,
Зародыш,
Однодольные растения.
Гейм V. “ Отгадай-ка”
Решите кроссворд
1. Особая запасающая ткань.
2. Первые листья зародыша двудольного растения.
3. Растения, зародыши семян которых имеют две семядоли.
4. Растения, зародыши семян которых имеют одну семядолю.
5. Стенки плода.
6. Он защищает и распространяет семена.
7. Она защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений.
8. Маленькое будущее растение.
9. Органы, заключённые внутри плода и развивающиеся из семязачатков.
10. С него начинается жизнь любого семенного растения.
1. Наружный слой кожицы, который со временем замещается мёртвыми клетками.
2. Слой древесины, располагающийся за пробкой.
3. Растения, цветки которых содержат и пестик, и тычинки.
4. Растения, у которых раздельнополые цветки находятся на одном растении.
5. Растения, цветки которых содержат только пестики, или только тычинки.
6. Растения, обоеполые цветки которых располагаются на разных растениях.
7. Внутренний слой коры.
8. Слой клеток в центре стебля, выполняющий запасающую функцию.
9. Слой живых клеток образовательной ткани, дающий начало клеткам луба и древесины.
10. Наружный слой молодого стебля. В дальнейшем замещается клетками пробки
1.Корневая система с хорошо развитым главным корнем.
2. Название корня, куда откладываются питательные вещества у георгина.
3. С помощью этих корней растение со слабым стеблем поднимаются вверх по стенам, стволам деревьев.
4. Часть тела организма, выполняющая определённую функцию.
5. Корни, поднимающиеся над водой или почвой вертикально и снабжающие подземные части растения воздухом.
6. Система, образованная многочисленными разветвлениями корня.
7. Орган, с помощью которого растение удерживается в почве.
8. Корневая система, с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем.
9. Подземные корни, из которых формируются дыхательные корни.
10. Сложный орган растения, состоящий из стебля, листьев и почек.
Подведение итогов
Домашнее задание: повторение темы, подготовка к проверочной работе.
Составить ребус .
Список литературы
Сонин Н.И. Биология живой организм. 6 класс -М.: Дрофа 2008-174
Агеева И.Д. Методическое пособие «Веселая биология на уроках и праздниках»-М.: ТЦ СФЕРА с.352
Плахов И.А. «Биологические игры Растения. Грибы. Лишайники» 6 класс - М.: 2010 - с.345