Урок на тему « Семейный бюджет» по окружающему миру в 3 классе
Цель: Познакомить с семейным бюджетом, сформировать понятия «расход» и «доход» семьи. Воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия. Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
Планируемые результаты:
Образовательные:
Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом.
Формировать представление о структуре семейного бюджета.
Повторить изученные экономические понятия.
Развивающие:
Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои, традиции.
Оборудование: Распечатки таблицы, три бумажных кошелька, карточки, реквизиты для игр.
Ход урока:
I.Организационный момент Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте, поприветствуем их. ( Дети поворачиваются и здороваются) Сели, ребята! А как вы будете работать на сегодняшнем уроке?
(Дети отвечают четверостишьем)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Будем старательными,
Будем внимательными.
II. Актуализация знаний Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие в государство. Подскажите, пожалуйста, название нашего государства (Ребята подсказывают: «экономика») Да, да, да. А давайте вспомним, что вы узнали об экономике. Любите решать кроссворды? (Да) Наш кроссворд- денежный кроссворд. Вопросы: 1.Прямой обмен товаров на другие. 2.Бумажный денежный знак, другое название банкноты. 3.Средство платежа. 4.Часть денег, отложенных на будущее. 5.Количество денег, отдаваемое за товар. 6.Получение денег за работу. Учитель: Какое слово получилось выделенным? (Дети: бюджет) -Какой бюджет? (Дети: государственный) -А что такое бюджет? (Дети: денежная сумка государства) -А какие там деньги, что внутри сумки?(Дети: доходы и расходы) -Что такое доходы?(Ответ) -Что такое расходы?(ответ) -Откуда берутся доходы?(ответ: налоги граждан и организаций) -Куда расходуются деньги бюджета?(ответы: на образование, здравоохранение, армию, полицию, науку и культуру, охрану природы, пенсия, пособия) Учитель: Всё правильно, ребята! -А налоги обязательны или добровольны?(ответ: обязательны) -А что вы бы сказали тем, кто не хочет платить налоги? (отвечают 1-2 учащихся) 1 ученик: Заплати налоги и живи спокойно! 2 ученик: Товарищи! Вы не заплатили налоги, и кто-то остался без зарплаты, без пенсии, без пособия. А как им жить? Учитель: Ребята! Когда вы станете взрослыми, я надеюсь, вы будете законопослушными налогоплательщиками III.Самоопределение к деятельности - Какая она государственная денежная сумка (ответ: большая) Учитель: Большая сумка, потому что само государство очень большое хозяйство. А самое маленькое хозяйство как называется? Вспомним, решив этот ребус (на доске вывешивается ребус - 7Я) (ответ: семья) Учитель: Вы, наверное, догадались: какую тему мы будем изучать? (ответ: семейный бюджет) Учитель: Какие задачи поставим? Чего хочет узнать Муравьишка- вопросик? Сформулируйте задачи-вопросы? (дети сформулируют задачи) - Что такое семейный бюджет? - Из чего он складывается? - Зачем нужен семейный бюджет? - Можно ли изменить семейный бюджет? - Делать выводы(вывешиваются задачи на доску)
IV. Изучение новой темы Учитель: Из чего же складывается государственный бюджет вы уже узнали: из доходов и расходов. А из чего складывается семейный бюджет? (ответы: доходов и расходов) Да, правильно. Давайте, разберем сначала доходы (на доске вывешиваются карточки с доходами) Учитель: У нас ролевая игра. Возьмите реквизиты и выходите к доске: 1. Шляпа, очки - дед 2. Платок, кукла - мама 3. Галстук - папа 4. Старшая сестра - студенческий билет (участники выбирают с доски свою карточку с источником доходов) Дед (берет пенсию) кому еще в нашем государстве платят пенсию? (инвалидам) Мама (пособие по уходу за ребенком) кому еще дается пособие? (безработным) Папа (зарплата) она бывает в виде оклада, сдельной и почасовой
Сестра (стипендия) дается за хорошую учебу в училище, институте.
Учитель: Спасибо! А чтобы узнать какие виды доходов еще бывают, прочитайте текст на странице 77 (читают, отвечают)
Прибыль, гонорар, процент (вывешиваются на доску )
Добавляем еще выигрыш в лотерею, премия, наследство, подарок.
Учитель: Молодцы!
Доходы - это деньги, которые зарабатывают и получают члены этой семьи.
Ребята! Вы любите вкусно поесть? (Да)
Любите одеваться? (Да)
Ручки, тетрадки, пенал, портфель есть у вас? (Да)
Дома мебель есть у вас? (Да)
Зубной пастой, шампунем, щеткой пользуетесь? (Да)
В музей, театр ходите? (Да)
На все это откуда берете деньги? (Ответ: из семейного бюджета)
Учитель: Все расходуемые деньги членами одной семьи называются расходами. А еще бывают непредвиденные расходы.
(Вывешиваются расходы на доску) V. Физкультминутка:
Утром стрекоза проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
Над водою закружилась,
А на пять остановилась.
VI. Продолжение изучения новой темы
Учитель: Давайте, ребята, еще раз поиграем в семью. Три ряда - три семьи. Каждая семья подсчитывает свой семейный бюджет. Я вам раздаю таблицы, а вы работайте по ним и подсчитайте доходы и расходы вашей семьи
Первый ряд - семья Хамзиных
Второй ряд - семья Ильиных
Третий ряд - семья Хузиных
(Для каждой группы на доске вывешиваются «кошельки»)
Работа в группах и выступления групп
Учитель: Ребята! Подведем баланс. Вычтем из доходов расходы вашей семьи. Что получилось?
1 семья Хамзиных- 0- это сбалансированный бюджет
2 семья Ильиных - не хватает 5 – это дефицит бюджета
3 семья Хузиных – 16 лишних денежек – это экономия бюджета
(К конвертам вывешиваются три смайлика: равнодушный, плачущий, смеющийся и записи: сбалансированный, дефицит, экономия)
Учитель: У каких семей семейный бюджет хороший? (ответ: у Хузиных)
У кого дела плохи? (ответ: у Хамзиных, у Ильиных)
А что можно делать, чтобы помочь этим семьям? (ответ: сэкономить семейный бюджет, быть бережливыми)
А давайте послушаем тех, кому были даны задания по экономии своих семейных бюджетов. (Выступление четырех учащихся)
Учитель: А кроме перечисленных расходов, какие могут быть непредвиденные расходы? (ответ: болезни, подарок, хобби, несчастные случаи, испорченная вещь)
Учитель: Ребята! Какое значение имеет знание семейного бюджета? ( Доход должен быть больше Расходов, знать примерный план ведения своего хозяйства, научиться экономить)
Учитель: Ребята! Закрепляем ваши знания, выполняя задание №2 в РТ на стр.48)
( учащиеся выполняют задания )
Учитель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла Мудрая Черепаха и принесла свои пословицы и поговорки. Сегодня она спрятала свои задания в РТ №6 (вывешивается портрет Мудрой Черепахи)
Работа в парах и по очереди друг другу объясняйте смысл этих пословиц
( работа в парах, обсуждение и выступление детей)
Учитель: Дома дополните эти пословицы вместе с взрослыми (если время позволяет обсуждение смысла пословиц «Бережливость дороже богатства», «Копейка рубль бережет»)
Учитель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, эту сценку (сценка «В магазине » показывают двое учащихся)
Дочь: Мама, купи мне вот эту куклу и планшет, у Маши такая уже есть.
Мама: Нет, доченька, пока у нас нет денег на куклу и планшет.
Дочь: Есть, есть у тебя деньги! Я видела, в твоем кошельке есть деньги!
Мама: Доченька! Потерпи месяц, а в этом месяце тебе нужно купить валенки.
Дочь: Не нужны мне валенки! Мне нужна кукла!
Учитель: Спасибо девочки! Ребята эта девочка права? (Нет)
Объясните, что она не права (ответы детей)
Учитель: Да, ребята, иногда ваши родители вынуждены отказать вам. Потому что они лучше знают, что купить сейчас, а не делают это из-за вредности, жадности. Согласны ли вы со мной?
VII. Рефлексия, подведение итогов
Учитель: Посмотрим электронное приложение и выполним задания на компьютере (просмотр и выполнение заданий)
Учитель: Важно ли планировать семейный бюджет? (ответы детей)
Конечно, очень важно! Ведь можно много зарабатывать, но не уметь правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно. Вот мы вернулись к тому, что начали урок об экономике.
Учитель: Ребята, задачи урока мы выполнили? (прохождение по задачам урока). Все вы хорошо поработали, пополнили свой багаж знаний.
Я хочу закончить урок словами Бертольда Авербаха (вывешивается плакат на доску) «Нажить много денег- это храбрость, сохранить их-это мудрость, а умело расходовать-это искусство»)
Учитель: Зажмите руки в кулак. Кому было интересно, разогните мизинец. Кто считает, что ему пригодятся эти знания - безымянный. Кто хорошо работал – средний. Кто помогал другим - указательный. Кому урок понравился- большой.
Сколько пальцев разжали, такая вам оценка.
Домашнее задание: прочитать стр. 75-78, РТ №3,6 (в №6 вы должны составить план своих расходов из денег, полученных вами в день рождения)
Спасибо за урок!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Семейный бюджет» по окружающему миру в 3 классе»
Урок на тему « Семейный бюджет» по окружающему миру в 3 классе
Цель: Познакомить с семейным бюджетом, сформировать понятия «расход» и «доход» семьи. Воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия. Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
Планируемые результаты:
Образовательные:
Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом.
Формировать представление о структуре семейного бюджета.
Повторить изученные экономические понятия.
Развивающие:
Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои, традиции.
Оборудование: Распечатки таблицы, три бумажных кошелька, карточки, реквизиты для игр.
Ход урока:
I.Организационный момент Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте, поприветствуем их. ( Дети поворачиваются и здороваются) Сели, ребята! А как вы будете работать на сегодняшнем уроке?
(Дети отвечают четверостишьем)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Будем старательными,
Будем внимательными.
II. Актуализация знаний Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие в государство. Подскажите, пожалуйста, название нашего государства (Ребята подсказывают: «экономика») Да, да, да. А давайте вспомним, что вы узнали об экономике. Любите решать кроссворды? (Да) Наш кроссворд- денежный кроссворд. Вопросы: 1.Прямой обмен товаров на другие. 2.Бумажный денежный знак, другое название банкноты . 3.Средство платежа. 4.Часть денег, отложенных на будущее. 5.Количество денег, отдаваемое за товар. 6.Получение денег за работу. Учитель: Какое слово получилось выделенным? (Дети: бюджет) -Какой бюджет? (Дети: государственный) -А что такое бюджет? (Дети: денежная сумка государства) -А какие там деньги, что внутри сумки?(Дети: доходы и расходы) -Что такое доходы?(Ответ) -Что такое расходы?(ответ) -Откуда берутся доходы?(ответ: налоги граждан и организаций) -Куда расходуются деньги бюджета?(ответы: на образование, здравоохранение, армию, полицию, науку и культуру, охрану природы, пенсия, пособия) Учитель: Всё правильно, ребята! -А налоги обязательны или добровольны?(ответ: обязательны) -А что вы бы сказали тем, кто не хочет платить налоги? (отвечают 1-2 учащихся) 1 ученик: Заплати налоги и живи спокойно! 2 ученик: Товарищи! Вы не заплатили налоги, и кто-то остался без зарплаты, без пенсии, без пособия. А как им жить? Учитель: Ребята! Когда вы станете взрослыми, я надеюсь, вы будете законопослушными налогоплательщиками III.Самоопределение к деятельности - Какая она государственная денежная сумка (ответ: большая) Учитель: Большая сумка, потому что само государство очень большое хозяйство. А самое маленькое хозяйство как называется? Вспомним, решив этот ребус (на доске вывешивается ребус - 7Я) (ответ: семья) Учитель: Вы, наверное, догадались: какую тему мы будем изучать? (ответ: семейный бюджет) Учитель: Какие задачи поставим? Чего хочет узнать Муравьишка- вопросик? Сформулируйте задачи-вопросы? (дети сформулируют задачи) - Что такое семейный бюджет? - Из чего он складывается? - Зачем нужен семейный бюджет? - Можно ли изменить семейный бюджет? - Делать выводы(вывешиваются задачи на доску)
IV. Изучение новой темы Учитель: Из чего же складывается государственный бюджет вы уже узнали: из доходов и расходов. А из чего складывается семейный бюджет? (ответы: доходов и расходов) Да, правильно. Давайте, разберем сначала доходы (на доске вывешиваются карточки с доходами) Учитель: У нас ролевая игра. Возьмите реквизиты и выходите к доске: 1. Шляпа, очки - дед 2. Платок, кукла - мама 3. Галстук - папа 4. Старшая сестра - студенческий билет (участники выбирают с доски свою карточку с источником доходов) Дед (берет пенсию) кому еще в нашем государстве платят пенсию? (инвалидам) Мама (пособие по уходу за ребенком) кому еще дается пособие? (безработным) Папа (зарплата) она бывает в виде оклада, сдельной и почасовой
Сестра (стипендия) дается за хорошую учебу в училище, институте.
Учитель: Спасибо! А чтобы узнать какие виды доходов еще бывают, прочитайте текст на странице 77 (читают, отвечают)
Прибыль, гонорар, процент (вывешиваются на доску )
Добавляем еще выигрыш в лотерею, премия, наследство, подарок.
Учитель: Молодцы!
Доходы - это деньги, которые зарабатывают и получают члены этой семьи.
Ребята! Вы любите вкусно поесть? (Да)
Любите одеваться? (Да)
Ручки, тетрадки, пенал, портфель есть у вас? (Да)
Дома мебель есть у вас? (Да)
Зубной пастой, шампунем, щеткой пользуетесь? (Да)
В музей, театр ходите? (Да)
На все это откуда берете деньги? (Ответ: из семейного бюджета)
Учитель: Все расходуемые деньги членами одной семьи называются расходами. А еще бывают непредвиденные расходы.
(Вывешиваются расходы на доску) V. Физкультминутка:
Утром стрекоза проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
Над водою закружилась,
А на пять остановилась.
VI. Продолжение изучения новой темы
Учитель: Давайте, ребята, еще раз поиграем в семью. Три ряда - три семьи. Каждая семья подсчитывает свой семейный бюджет. Я вам раздаю таблицы, а вы работайте по ним и подсчитайте доходы и расходы вашей семьи
Первый ряд - семья Хамзиных
Второй ряд - семья Ильиных
Третий ряд - семья Хузиных
(Для каждой группы на доске вывешиваются «кошельки»)
Работа в группах и выступления групп
Учитель: Ребята! Подведем баланс. Вычтем из доходов расходы вашей семьи. Что получилось?
1 семья Хамзиных- 0- это сбалансированный бюджет
2 семья Ильиных - не хватает 5 – это дефицит бюджета
3 семья Хузиных – 16 лишних денежек – это экономия бюджета
(К конвертам вывешиваются три смайлика: равнодушный, плачущий, смеющийся и записи: сбалансированный, дефицит, экономия)
Учитель: У каких семей семейный бюджет хороший? (ответ: у Хузиных)
У кого дела плохи? (ответ: у Хамзиных, у Ильиных)
А что можно делать, чтобы помочь этим семьям? (ответ: сэкономить семейный бюджет, быть бережливыми)
А давайте послушаем тех, кому были даны задания по экономии своих семейных бюджетов. (Выступление четырех учащихся)
Учитель: А кроме перечисленных расходов, какие могут быть непредвиденные расходы? (ответ: болезни, подарок, хобби, несчастные случаи, испорченная вещь)
Учитель: Ребята! Какое значение имеет знание семейного бюджета? ( Доход должен быть больше Расходов, знать примерный план ведения своего хозяйства, научиться экономить)
Учитель: Ребята! Закрепляем ваши знания, выполняя задание №2 в РТ на стр.48)
( учащиеся выполняют задания )
Учитель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла Мудрая Черепаха и принесла свои пословицы и поговорки. Сегодня она спрятала свои задания в РТ №6 (вывешивается портрет Мудрой Черепахи)
Работа в парах и по очереди друг другу объясняйте смысл этих пословиц
( работа в парах, обсуждение и выступление детей)
Учитель: Дома дополните эти пословицы вместе с взрослыми (если время позволяет обсуждение смысла пословиц «Бережливость дороже богатства», «Копейка рубль бережет»)
Учитель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, эту сценку (сценка «В магазине » показывают двое учащихся)
Дочь: Мама, купи мне вот эту куклу и планшет, у Маши такая уже есть.
Мама: Нет, доченька, пока у нас нет денег на куклу и планшет.
Дочь: Есть, есть у тебя деньги! Я видела, в твоем кошельке есть деньги!
Мама: Доченька! Потерпи месяц, а в этом месяце тебе нужно купить валенки.
Дочь: Не нужны мне валенки! Мне нужна кукла!
Учитель: Спасибо девочки! Ребята эта девочка права? (Нет)
Объясните, что она не права (ответы детей)
Учитель: Да, ребята, иногда ваши родители вынуждены отказать вам. Потому что они лучше знают, что купить сейчас, а не делают это из-за вредности, жадности. Согласны ли вы со мной?
VII. Рефлексия, подведение итогов
Учитель: Посмотрим электронное приложение и выполним задания на компьютере (просмотр и выполнение заданий)
Учитель: Важно ли планировать семейный бюджет? (ответы детей)
Конечно, очень важно! Ведь можно много зарабатывать, но не уметь правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно. Вот мы вернулись к тому, что начали урок об экономике.
Учитель: Ребята, задачи урока мы выполнили? (прохождение по задачам урока). Все вы хорошо поработали, пополнили свой багаж знаний.
Я хочу закончить урок словами Бертольда Авербаха (вывешивается плакат на доску) «Нажить много денег- это храбрость, сохранить их-это мудрость, а умело расходовать-это искусство»)
Учитель: Зажмите руки в кулак. Кому было интересно, разогните мизинец. Кто считает, что ему пригодятся эти знания - безымянный. Кто хорошо работал – средний. Кто помогал другим - указательный. Кому урок понравился- большой.
Сколько пальцев разжали, такая вам оценка.
Домашнее задание: прочитать стр. 75-78, РТ №3,6 (в №6 вы должны составить план своих расходов из денег, полученных вами в день рождения)