Тема: «Семейный бюджет»
Цели: формирование экономического мышления как средство социализации;
развивать аналитические умения как средства надпредметного
мышления.
Задачи: 1. Создание условий для осмысления понятия «Семейный бюджет».
2. Развивать осознанное чтение и способность объяснять содержание
прочитанного; развивать познавательный интерес, рефлексивные
умения.
3. Воспитывать бережливость, уважение к труду старших,
коммуникативные навыки.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс, Плешаков; рисунок
«денежной сумки», «деньги», воздушные шарики, медальки
«Самый экономный», «Правила дружной работы».
На доске запись: тема урока, пословица «Деньги любят счет».
План урока
- Орг. Момент. Мотивация
Учитель. На прошлом уроке вы узнали о том, что такое государственный бюджет.
А есть ли бюджет у каждой отдельной семьи?
(Ответы детей)
- Чтобы ответить на этот вопрос мы разделимся на 4 группы.
Представьте, что вы не просто группа, а семья. Распределите роли. Выберите главу семьи. Он будет отчитываться о проделанной работе группы. (Прикрепить бейджик). А оцениваться ваша работа будет «деньгами». Какая «семья» заработает больше денег, та и получит пятерки. Повторите правила работы в группе. (Дети рассказывают друг другу).
- Актуализация опорных знаний
Учитель. Чтобы открыть секрет семейного бюджета, давайте вспомним, что мы узнали о государственном бюджете. Проведем блиц – опрос. Вопросы буду задавать каждой группе. Отвечать быстро и четко.
Блиц – опрос
1 группе. Что такое государственный бюджет?
Ученики. План доходов и расходов государства.
2 группе. Что означает «денежная сумка»? (Показ схемы).
Ученики. Бюджет.
3 группе. Как называются деньги, которые в нее кладут?
Ученики. Доходы.
- Как называются деньги, которые тратятся?
Ученики. Расходы.
4 группа. Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства?
Ученики. Налоги.
Расчет за ответы.
Учитель. Как вы думаете, для чего вам это нужно знать?
Обобщение.
Учитель. Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи?
А почему вы так думаете?
Ученики. В каждой семье есть доходы и расходы.
Учитель. С кем из вас родители советуются, как распределить доходы? Поднимите руки.
А для чего вам нужны эти знания?
Ученики. Мы станем взрослыми и должны уметь экономно расходовать свои доходы и сейчас, чтобы знать, как мы можем принять участие в доходах и расходах своей семьи.
Учитель. Эти знания пригодятся вам в будущем?
- Работа над темой урока.
Учитель. Давайте подумаем, из чего складываются доходы семейного бюджета?
Ученики. Зарплата, детские пособия, пенсия.
Учитель. А расходов много?
Назовите возможные расходы, составим схему. (В ходе беседы учитель прикрепляет круги с названиями расходов семейного бюджета).
В ходе беседы задать вопросы-
А вы знаете, сколько родители истратили денег, чтобы собрать вас в школу?
Что входит в коммунальные услуги?
Что значит расходы на транспорт и т.п.?
Обучение.Лечение.Транспорт.
Коммунальные услуги.Карманные деньгиОбувь и одежда.Хозяйство.
Оплата за детский сад.Школьная, детсадовское, семейное питание.Семейный бюджет.Доходы.
Учитель. За свою работу, каждый человек получает зарплату. Ваш главный труд – это учёба. Государство заботится о вас, выплачивает детские пособия. Пусть не большая сумма, но она тоже входит в семейный бюджет. Обучение в школе бесплатное.Государство заботится о семье так как, чем богаче семья, тем богаче государство. И сейчас благодаря президентскому указу, в семьях, где родился второй и последующий ребёнок, бюджет семьи пополнит материнский капитал.
Вернёмся к схеме. Всегда ли одинаково расходуются деньги?
Какие расходы остаются ежемесячными?
Ученики. Питание, оплата жилья.
Учитель. Можно на чём – то сэкономить?
Если бережно относится к одежде, обуви её можно покупать реже,
значит, освободятся деньги и можно купит какую-то вещь необходимою семье. Так же можно сэкономить на лечении, если заботится о своём здоровье. (О профилактике гриппа).
Физ. минутка.
Задания для работы в группах.
Задание 1. У вас на партах 4 варианта расходов семейного бюджета, вам надо выбрать какой расход на 1 месяц подходит для вашей «семьи». И объяснить почему. (Дети разделены на группы: 1.Папа, мама, дочь, дедушка; 2.Мама, дочь, сын, бабушка; 3. Папа, мама, дочь, бабушка; 4.Папа, мама, сын, дочь.)
Питание. Оплата жилья.
Транспорт. День рождения
Питание. Оплата жилья. Одежда. Транспорт. Покупка.
Питание.
Оплата жилья.
Экономия.
(в копилку).
Питание.
Оплата жилья.
(долг)
Отчёт групп.
Оценка.
2 задание. Каждой группе было дано задание, найти пословицы о бережливости.
Отчёт групп.
Оценка.
Учитель. А как вы понимаете пословицу, которая записана на доске? ( Ответы детей)
А вот мама Алины расскажет о своем семейном бюджете. Она приготовила схему доходов и расходов их семьи, чтобы вам было легче представить. (Выступление мамы).
Физ. минутка
Учитель. Представьте себе, что вы пришли с родителями в магазин за портфелем, а увидели игрушку, о которой давно мечтали. Как вы поступите? Будите требовать купить, плакать или выслушаете родителей?
- Вы должны прислушиваться к словам родителей. Ведь они должны рассчитывать, что можно купить в данный момент, а что нельзя. Ведь расходы не должны превышать доходы. Для этого и составляется семейный бюджет.
IV. Индивидуальная работа
Работа в тетрадях с. 42, №4
Цель: а сейчас мы выявим самого экономного. Прочитайте задание.
Задание. Представь, что на день рождения вам подарили довольно большую сумму денег. Составьте список своих возможных расходов.
«Глава семьи» выявляет в своей «семье» самого экономного. А мы выслушаем по 1 члену группы и решим, кому присвоить звание «Самый экономный».
Отчет.
Оценка.
Учитель. Для чего же нужен семейный бюджет?
Ученики. Для того чтобы вести правильно домашнее хозяйство.
Учитель. Давайте прочтем вывод в учебнике с. 80.
V. Рефлексия
Рефлексия проводится в виде игры «Цветик – семицветик».
Учитель. А сейчас подведем итог нашей работы.
Я буду подносить «Цветик – семицветик», а вы отрываете листочек и отвечаете на вопрос, коротко и четко.
Вопросы на лепестках:
- Семейный бюджет – это важно?
- Для чего нужно планировать расходы?
- Легко экономить?
- Назови самые необходимые семейные расходы?
- У меня тоже есть семья, дай мне совет. Как мне сэкономить деньги, чтобы купить компьютер?
- Нужно учиться экономить?
- Пригодится ли вам это в жизни?
Обобщение. Для того, чтобы семья не испытывала экономических затруднений, нужен план доходов и расходов семейного бюджета и вы тоже можете принимать участие в составление этого плана.
VI. Домашнее задание
Составить с родителями план семейного бюджета на месяц.
Должна получиться схема со своими данными, включая свои доходы и расходы.
VI. Самооценка групп
Учитель. А теперь оцените работу своей группы. «Глава семьи» возьмите шарик такого цвета, который соответствует качеству работы вашей группы.
Зеленый – работали все очень хорошо;
синий – работали хорошо, но не на полную силу;
красный – старались, но не все получилось.
Подсчет заработанных «денег».
Выставление оценок.