kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по окружающему миру 2 класс "Бюджет семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока.

Автор: Капралова В.П., учитель начальных классов

УМК: Планета Знаний

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 класс

Тип урока: Решение учебной задачи.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства,семейным  бюджетом;
    • формировать представление о структуре семейного бюджета;
    • повторить изученные экономические понятия.
  • Развивающие:
    • формировать  целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои и традиции;
    • развивать познавательный интерес, речь детей;
    • развивать умение делать оптимальный  выбор;
    • развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление, активность, память;
    • способствовать обогащению словарного запаса детей ;
    • учить работать в группах, самостоятельно, с учебником, дополнительной литературой, формировать умение учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога
  • Воспитательные:
    • формировать умение  работать в группе;
    • воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение;
    • воспитывать уважение к членам своей семьи, к их труду

Оборудование: карточки-схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал (список товаров,  список советов для экономии), тесты, листы для самооценки; Презентация к уроку.

Ожидаемый результат.

Уважительное отношение к родителям, их труду, расширение кругозора детей. Дети экономны, умны и послушны, умеют понимать взрослых.

Тип урока – изучение нового учебного материала.

План урока:

  1. Психологический настрой на урок.
  2. Проверка домашнего задания ( дифференцированная).
  3. Актуализация знаний ( разграничение области знания и незнания).
  4. Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация урока.
  5. Объяснение нового материала.
  6. Физкультминутка.
  7. Первичная проверка  понимания  нового материала. (работа по учебнику)
  8. Самостоятельная работа ( тетради).
  9. Работа в группах.
  10. Итог урока (Обобщение знаний).
  11. Рефлексия
  12. Дифференцированное домашнее задание.

Предметные умения

Освоение новых понятий «бюджет», «доход», «расход»

УУД

1. Личностные.

  • Самообразование и смыслообразование.
  • Самооценка на основе заданных понятий.
  • Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

2. Регулятивные.

  • Принимать установленные  ранее правила взаимодействия, выполнять заданные ориентиры учебных действий.
  • Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему  с помощью учителя и самостоятельно.
  • Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

 3. Познавательные.

  • Выделять необходимую информацию.
  • Уметь находить в тексте ответ на заданный вопрос.
  • Обобщать выводные понятия.

4. Коммуникативные.

  • Принимать мнения и позиции других людей.
  • Формировать собственное мнение и позицию.
  • Уметь приходить к общему мнению.

Литература:

1. Г.Г. Ивченкова, И В. Потапов Окружающий мир 2 класс – М.: Астрель, 2012
2. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру 2 класс "Бюджет семьи"»

Технологическая карта урока.

Автор: Капралова В.П., учитель начальных классов

УМК: Планета Знаний

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 класс

Тип урока: Решение учебной задачи.

Задачи:

  • Образовательные:

    • познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства,семейным  бюджетом;

    • формировать представление о структуре семейного бюджета;

    • повторить изученные экономические понятия.

  • Развивающие:

    • формировать  целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои и традиции;

    • развивать познавательный интерес, речь детей;

    • развивать умение делать оптимальный  выбор;

    • развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление, активность, память;

    • способствовать обогащению словарного запаса детей ;

    • учить работать в группах, самостоятельно, с учебником, дополнительной литературой, формировать умение учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

  • Воспитательные:

    • формировать умение  работать в группе;

    • воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение;

    • воспитывать уважение к членам своей семьи, к их труду

Оборудование: карточки-схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал (список товаров,  список советов для экономии), тесты, листы для самооценки; Презентация к уроку.

Ожидаемый результат.

Уважительное отношение к родителям, их труду, расширение кругозора детей. Дети экономны, умны и послушны, умеют понимать взрослых.

Тип урока – изучение нового учебного материала.

План урока:

  1. Психологический настрой на урок.

  2. Проверка домашнего задания ( дифференцированная).

  3. Актуализация знаний ( разграничение области знания и незнания).

  4. Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация урока.

  5. Объяснение нового материала.

  6. Физкультминутка.

  7. Первичная проверка  понимания  нового материала. (работа по учебнику)

  8. Самостоятельная работа ( тетради).

  9. Работа в группах.

  10. Итог урока (Обобщение знаний).

  11. Рефлексия

  12. Дифференцированное домашнее задание.

Предметные умения

Освоение новых понятий «бюджет», «доход», «расход»

УУД

1. Личностные.

  • Самообразование и смыслообразование.

  • Самооценка на основе заданных понятий.

  • Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

2. Регулятивные.

  • Принимать установленные ранее правила взаимодействия, выполнять заданные ориентиры учебных действий.

  • Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя и самостоятельно.

  • Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

3. Познавательные.

  • Выделять необходимую информацию.

  • Уметь находить в тексте ответ на заданный вопрос.

  • Обобщать выводные понятия.

4. Коммуникативные.

  • Принимать мнения и позиции других людей.

  • Формировать собственное мнение и позицию.

  • Уметь приходить к общему мнению.

Литература:

1. Г.Г. Ивченкова, И В. Потапов Окружающий мир 2 класс – М.: Астрель, 2012
2. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова

ХОД  УРОКА

Этап

Время

Приложение

1. Организационный момент.

2 мин.

Эмоциональный и организационный настрой учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Внимание, девочки!

Внимание мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Будьте все внимательны,

А ещё старательны.

Готовы получить отметку «пять»?

Тогда пора урок нам начинать!

 

  
 

 


2. Актуализация знаний

4 мин.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Ребята, всегда ли родители покупают вам то, что вы у них просите?

- А вы на них за это обижаетесь?

-Объясняют ли вам родители, почему они не могут купить вам то, о чём вы просите?

- А бывали ситуации, когда родители говорили, что нет денег, а на самом деле деньги вы видели у них в кошельке?

Ответы детей

Разграничение области знания и незнания. Постановка проблемы.

Предлагаю прослушать диалог между двумя учениками.

Спрашиваю ребят: « Кто знает, что такое семейный бюджет?» Я вижу недоумение на лицах детей. Перед учениками возникает проблема. В зависимости от индивидуальных способностей детей я разрешаю ее.

Диалог. Встречаются на перемене два друга.

- 1ый мальчик. Смотри, Саша, сколько у меня денег! Я уже купил пять пирожков и Коле одолжил пять рублей. Еще мне мама с папой обещали купить новые игры и велосипед. Здорово, да?

- 2ой мальчик. А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. « Сейчас у нас трудно с семейным бюджетом»,- так говорят мои родители.

1ый мальчик. А что такое семейный бюджет?

2 ой мальчик. Не знаю.


3. Постановка учебной задачи.

3 мин

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

- Сегодня на уроке мы поговорим о вашем семейном бюджете, узнаем, почему родители не всегда могут купить то, что хочется.

Нам предстоит ответить на вопросы:

  • Что такое бюджет?

  • Что такое доход?

  • Что такое расход?

Заполнить оценочные листы (на начало и конец урока) (Приложение 1)

На какие вопросы оценочного листа вам трудно было ответить?

Почему?

Где мы можем найти ответы на все эти вопросы?


 








- Посмотрим в толковом словаре, учебнике, интернете значение слов «доходы», «расходы», «стипендия».


4. «Открытие» детьми нового знания.

10 мин.

Выяснить из чего складывается семейный бюджет. Дать понятие новым терминам. Определить приоритеты семейных расходов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Инсценировка (Приложение 2)

– Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?

Семейный бюджет

Доход

Расход

Зарплата родителей

Питание

Стипендия

Одежду и обувь

Пенсия

Обучение

Пособие на детей

Лечение


Отдых


Коммунальные расходы

– Так что такое доход семьи?

 

– Заработная плата – родители.
Пенсия – дедушки и бабушки.
Стипендия – студенты.
Пособие – на ребенка.
Гонорар – авторское вознаграждение.

 

– Сумма, заработанная членами семьи за месяц.


Физкультминутка «Доходы и расходы»

2 мин.

Мышечная и эмоциональная релаксация.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель называет статьи расходов – дети приседают, статьи доходов – хлопок руками.

Ученики выполняют соответствующие  движения.

5. Первичное закрепление. Групповая работа обучающихся.

5 мин.

Определить лучшую формулу семейного бюджета, учиться экономить.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– На уроке у нас сегодня 6 групп – 6 семей
– Выберите фамилию своей семье.

– У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет. (Приложение 3)

– Выслушаем, что у вас получилось.
– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?
– Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи.
– А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
– Что получилось? Однако  бюджет вашей семьи в месяц составляет 120 рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?

– Как  могут распределиться доходы и расходы?

– Поднимите руку те группы, у кого хватило доходов, а теперь те, у кого расходы больше, чем доходы?

– Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье?
– Какая формула будет лучшей?
– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?  Выясним значение этих слов. Найдите на карточках – подсказках,  что такое дефицит.

-Что в этом случае надо делать?

– На чем можно сэкономить? 
– Как вы думаете, жадный и экономный(бережливый) – это одно и то же?
– Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

Дети работают в группах.

 

 

Заслушиваем представителей каждой группы.
Предположения детей.

Ученики подсчитывают сумму.

Устные ответы обучающихся.


– Доходы могут быть равны расходам Д=Р.

– Доходы превышать расходы ДР.

– Доходы быть меньше расходов Д

– Та, в которой доходы больше, чем расходы.
– Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно отложить сбережения.
– На сладостях и излишествах в еде.
– На транспорте (пользоваться проездным).
– На коммунальных услугах (экономия электричества).
– На одежде и обуви (если беречь, то продлиться срок службы).
Предположения детей. В случае затруднения обращаемся к карточкам-подсказкам.

6. Самостоятельная работа.

6 мин.

Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, что является основными источниками доходов и расходов семейного бюджета. Могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
– А непредвиденные расходы?
– Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили?

– Замечательные ваши советы. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?

– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.

– Лотерея, премия, наследство.
– Болезнь,  несчастье.
Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения предлагаю детям воспользоваться готовым списком и выбрать  из предложенных вариантов верные утверждения.
– Нужно много трудиться.

– Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
Кто любит труд, того люди чтут.
Труд человека кормит, а лень портит.

7. Повторение

8 мин

Обобщить полученные знания в ходе решения теста. Воспитывать чувство отзывчивости и сострадания к окружающим.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Сейчас вам предстоит в парах решить тест. (Приложение 4)
– Обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы, выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось?
– Абсолютно верно! Молодцы!

–  Ребята, на наш  электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!»

Срочно нужна помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию.

Талантливому скрипачу на покупку скрипки.

Врачу-ветеринару для открытия приюта для бездомных собак.

Спортсменам  лыжникам для поездки на соревнования.

– Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся  и прокомментируйте свой выбор.
– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами. Главное:

Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.

Ученики в парах выполняют тест.
– Бюджет.

 

 

Выполняют задание в группах,  слушаем представителей от групп.

8. Итог урока

2 мин.

Подведение итогов урока, рефлексия и самооценка. Дать рекомендации к выполнению домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Рефлексия.

-Вернемся к оценочным листам, которые заполняли в начале урока. Заполним их еще раз

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?*

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке хорошо получилось?

- Над чем нужно ещё поработать?

– Зажмите руку в кулак и ...
кому было интересно – разогните мизинец,
кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный,
кто хорошо потрудился – средний,
кто помогал работе в группах – указательный,
кому урок понравился – большой.(сколько пальцев - такая оценка)
– Всем спасибо за работу на уроке!

2) Самооценка своей деятельности.

3) Домашнее задание. Обязательно для всех.

Прочитать материал учебника с.74-75, ответить на вопросы.

(адресное, дифференцированное)
Составьте план своих расходов.
Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Приложение5)


 

Дети выполняют.

 

 

 

Ученики высказывают свое мнение и оценивают свою работу.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта по окружающему миру 2 класс "Бюджет семьи"

Автор: Капралова Валентина Петровна

Дата: 04.05.2016

Номер свидетельства: 324151

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства