Ожидаемый результат.
Уважительное отношение к родителям, их труду, расширение кругозора детей. Дети экономны, умны и послушны, умеют понимать взрослых.
Тип урока – изучение нового учебного материала.
Этап | Время | Приложение |
1. Организационный момент. | 2 мин. | Эмоциональный и организационный настрой учащихся. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Внимание, девочки! Внимание мальчики! Приготовьте ваши ручки, Разомните пальчики. Будьте все внимательны, А ещё старательны. Готовы получить отметку «пять»? Тогда пора урок нам начинать! | |
2. Актуализация знаний | 4 мин. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Ребята, всегда ли родители покупают вам то, что вы у них просите? - А вы на них за это обижаетесь? -Объясняют ли вам родители, почему они не могут купить вам то, о чём вы просите? - А бывали ситуации, когда родители говорили, что нет денег, а на самом деле деньги вы видели у них в кошельке? | Ответы детей |
Разграничение области знания и незнания. Постановка проблемы. Предлагаю прослушать диалог между двумя учениками. Спрашиваю ребят: « Кто знает, что такое семейный бюджет?» Я вижу недоумение на лицах детей. Перед учениками возникает проблема. В зависимости от индивидуальных способностей детей я разрешаю ее. Диалог. Встречаются на перемене два друга. - 1ый мальчик. Смотри, Саша, сколько у меня денег! Я уже купил пять пирожков и Коле одолжил пять рублей. Еще мне мама с папой обещали купить новые игры и велосипед. Здорово, да? - 2ой мальчик. А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. « Сейчас у нас трудно с семейным бюджетом»,- так говорят мои родители. 1ый мальчик. А что такое семейный бюджет? 2 ой мальчик. Не знаю. | |
3. Постановка учебной задачи. | 3 мин | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Сегодня на уроке мы поговорим о вашем семейном бюджете, узнаем, почему родители не всегда могут купить то, что хочется. Нам предстоит ответить на вопросы: Что такое бюджет? Что такое доход? Что такое расход? Заполнить оценочные листы (на начало и конец урока) (Приложение 1) На какие вопросы оценочного листа вам трудно было ответить? Почему? Где мы можем найти ответы на все эти вопросы? |
- Посмотрим в толковом словаре, учебнике, интернете значение слов «доходы», «расходы», «стипендия». |
4. «Открытие» детьми нового знания. | 10 мин. | Выяснить из чего складывается семейный бюджет. Дать понятие новым терминам. Определить приоритеты семейных расходов. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Инсценировка (Приложение 2) – Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? Семейный бюджет | Доход | Расход | Зарплата родителей | Питание | Стипендия | Одежду и обувь | Пенсия | Обучение | Пособие на детей | Лечение | | Отдых | | Коммунальные расходы | – Так что такое доход семьи? | – Заработная плата – родители. Пенсия – дедушки и бабушки. Стипендия – студенты. Пособие – на ребенка. Гонорар – авторское вознаграждение. – Сумма, заработанная членами семьи за месяц. |
Физкультминутка «Доходы и расходы» | 2 мин. | Мышечная и эмоциональная релаксация. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель называет статьи расходов – дети приседают, статьи доходов – хлопок руками. | Ученики выполняют соответствующие движения. |
5. Первичное закрепление. Групповая работа обучающихся. | 5 мин. | Определить лучшую формулу семейного бюджета, учиться экономить. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– На уроке у нас сегодня 6 групп – 6 семей – Выберите фамилию своей семье. – У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет. (Приложение 3) – Выслушаем, что у вас получилось. – Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке? – Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи. – А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. – Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 120 рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму? – Как могут распределиться доходы и расходы? – Поднимите руку те группы, у кого хватило доходов, а теперь те, у кого расходы больше, чем доходы? – Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье? – Какая формула будет лучшей? – В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Выясним значение этих слов. Найдите на карточках – подсказках, что такое дефицит. -Что в этом случае надо делать? – На чем можно сэкономить? – Как вы думаете, жадный и экономный(бережливый) – это одно и то же? – Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. | Дети работают в группах. Заслушиваем представителей каждой группы. Предположения детей. Ученики подсчитывают сумму. Устные ответы обучающихся. – Доходы могут быть равны расходам Д=Р. – Доходы превышать расходы ДР. – Доходы быть меньше расходов Д – Та, в которой доходы больше, чем расходы. – Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно отложить сбережения. – На сладостях и излишествах в еде. – На транспорте (пользоваться проездным). – На коммунальных услугах (экономия электричества). – На одежде и обуви (если беречь, то продлиться срок службы). Предположения детей. В случае затруднения обращаемся к карточкам-подсказкам. |
6. Самостоятельная работа. | 6 мин. | Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, что является основными источниками доходов и расходов семейного бюджета. Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? – А непредвиденные расходы? – Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? – Замечательные ваши советы. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? – Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде. | – Лотерея, премия, наследство. – Болезнь, несчастье. Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения предлагаю детям воспользоваться готовым списком и выбрать из предложенных вариантов верные утверждения. – Нужно много трудиться. – Без труда – не выловишь и рыбку из пруда. Кто любит труд, того люди чтут. Труд человека кормит, а лень портит. |
7. Повторение | 8 мин | Обобщить полученные знания в ходе решения теста. Воспитывать чувство отзывчивости и сострадания к окружающим. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Сейчас вам предстоит в парах решить тест. (Приложение 4) – Обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы, выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? – Абсолютно верно! Молодцы! – Ребята, на наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!» Срочно нужна помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Талантливому скрипачу на покупку скрипки. Врачу-ветеринару для открытия приюта для бездомных собак. Спортсменам лыжникам для поездки на соревнования. – Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся и прокомментируйте свой выбор. – Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами. Главное: Больше работаешь – лучше живешь, Лучше живешь – больше людям даешь, Старым и малым, и тем, кто в нужде. А будет нужно – помогут тебе. Помни, мой друг, – в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить ее? Думать тут надо. Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути. | Ученики в парах выполняют тест. – Бюджет. Выполняют задание в группах, слушаем представителей от групп. |
8. Итог урока | 2 мин. | Подведение итогов урока, рефлексия и самооценка. Дать рекомендации к выполнению домашнего задания. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Рефлексия. -Вернемся к оценочным листам, которые заполняли в начале урока. Заполним их еще раз - Какую задачу ставили на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? - Какие получили результаты?* - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Что на уроке хорошо получилось? - Над чем нужно ещё поработать? – Зажмите руку в кулак и ... кому было интересно – разогните мизинец, кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах – указательный, кому урок понравился – большой.(сколько пальцев - такая оценка) – Всем спасибо за работу на уроке! 2) Самооценка своей деятельности. 3) Домашнее задание. Обязательно для всех. Прочитать материал учебника с.74-75, ответить на вопросы. (адресное, дифференцированное) Составьте план своих расходов. Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Приложение5) | Дети выполняют. Ученики высказывают свое мнение и оценивают свою работу. |