Просмотр содержимого документа
«Урок «Семейный бюджет»»
Тема урока «Семейный бюджет»
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дети. Садитесь. Сегодня мы с вами продолжим изучать тему
«Человек и экономика». Наш предмет окружающий мир дает нам знания, которые необходимы в повседневной жизни. Вот сейчас я вам предлагаю начать урок с рассмотрения повседневной ситуации.
II. Мотивационный блок. Проблема.
Учитель: Посмотрите на экран. Вспомните мультфильм «Трое из Простоквашино» и ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком?
(Шарик израсходовал деньги не по назначению в семье. Купил ненужную вещь.)
Они живут вместе, но Шарик не посоветовался с Матроскиным о напрасной трате средств - денег в семье.
Матроскин и Шарик живут вместе, как одна семья. Семья – это, когда живут вместе под одной крышей и планируют общие дела и покупки.
Вывод: Шарик неправильно использует средства – деньги, не экономит.
Учитель: Спасибо. Ребята, а как вы думаете, к отрывку из мультфильма будут уместны слова немецкого писателя Бертольда Авербаха?
Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство. (Вывешиваю слова)
Дети: Да, уместны.
Учитель: Расскажите, о чём эти слова? (Об умелом расходовании денег, т. е. об экономии денег)
-Спасибо. Как вы думаете? О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О деньгах, об умелом расходовании денег, и о том, какую роль они играют в бюджетесемьи).
-Как вы назвали бы тему сегодняшнего урока? (Бюджетсемьи,потому чтоМатроскин и Шарик вместе живут, поэтому это семья.)
-А наш учебник называет тему урока «Семейный бюджет». (Вывешиваю тему урока «Бюджет семьи»)
Ребята, а чему бы вы хотели научиться на этом уроке? (Правильно планировать семейный бюджет, правильно расходовать деньги, увеличить доход семьи.)
III. Постановка темы, цели и задачи урока.
Итак, вы назвали цель урока: знакомство с понятием семейный бюджет и способами его составления.
А учебная задача: Научиться правильно экономить бюджет семьи.
Учитель: Сгодня я буду вашим помощником. А уважаемые гости – учителя станут экспертами на уроке, так как у них есть большой опыт планировать семейный бюджет.
III. Объяснение нового материала.
Учитель: Итак, ребята, представьте себе вот такой большой кошелёк, куда семья собирает свои деньги, которые зарабатывают и получают все члены семьи. (Показываю кошелёк).
Деньги, которые кладут в общий семейный кошелёк – как называется? (доходы семьи.) (Вывешиваю слово)
А потом из этого кошелька семья вынимает деньги и тратит на те или иные нужды.
Как это можно назвать? Деньги, которые тратят - это расходы семьи. (Вывешиваю слово)
А мы с вами с предыдущего урока уже знаем. Что такое бюджет? Кто скажет? Бюджет - это план доходов и расходов. (Вывешиваю слово бюджет)
бюджет
доход
расход
А план доходов и расходов семьи – это семейный бюджет.
Учитель: Чтобы составить семейный бюджет мы должны знать какие же виды доходов и расходов могут быть в семье? Чтобы ответить на этот вопрос работу проделаем в группах.
1 и 2 команды, вы находите КАРТОЧКИ С НАЗВАНИЯМИ видов доходов и расходов семьи, правильно распределяя их, клеите на бумагу.
А 3 и 4 команды, используя виды доходов и расходов, составят рассказ о бюджете семьи.
Работаем дружно и внимательно.
- Командиры групп начинаем, что у вас получилось.
IV. Работа с учебником.
Учитель: Спасибо. Итак, мы теперь знаем виды доходов и расходов, знаем правильно запланировать доходы и расходы. А вот в учебнике на с. 75 Иван Петрович оказался в интересной ситуации. Находим последний абзац. Прочитай Дима Чугунов.
Учитель: Ответьте, как можно избежать такой ситуации?
(Конечно, если бы Иван Петрович заранее обдумал и спланировал свои расходы.)
Вывод: Ведь расходы семейного бюджета не должны превышать доходов. Это нам рассказала одна из групп.)
Сейчас Козлова Ксения расскажет, как у них ведётся хозяйство семьи. Она использовала таблицу на с. 76. Ей помогали, конечно, члены семьи.
Ксюша : (Рассказывает Козлова К. 3 минуты)
Вывод Ксюши : Расходы семейного бюджета не превышают доходов. В семье
составляется семейный бюджет на месяц, иначе могут возникнуть неприятности. В семье всегда расходы обсуждаются и планируются. У нас экономия бюджета.
Учитель: Спасибо, Ксюша. Дети, это один из вариантов распределения семейного бюджета на месяц семьи Козловых. В каждой семье распределение семейного бюджета по- разному.
Это зависит от дохода и расхода конкретной семьи.
Учитель: Как вы думаете, семья может сократить свои расходы? (Участники поднимают руки и делают предположения.)
Учитель: Как вы думаете? Как ещё можно сократить расходы семьи? Называем.
Ответы: 1 . Экономить электроэнергию.
Утеплить окна, экономить тепловую энергию.
Экономить воду.
Отказаться от поездок на машине на работу и такси, а пользоваться общественным транспортом. Покупать проездной билет.
Иметь приусадебное хозяйство. Консервировать и заготавливать продукты.
Отказаться от вредных привычек.
Производить мелкий ремонт в квартире.
Не покупать ненужные вещи.
Экономить на покупке сладостей (торты, пирожное, шоколад, конфеты).
Бережно носить одежду и обувь.
Беречь игрушки.
Беречь школьные принадлежности.
Спасибо. Молодцы.
Закрепление. Теперь вас ждёт « Блиц опрос». (5 мин)
Трём командам будут предложены различные ситуации. Ваша задача, решить проблему и озвучитьее. Я даю вам 1 минуту на обсуждение всей командой. А командир примет правильное решение и озвучит ответ. (Вопросы раздаю). А 4 команда внимательно слушает, добавляет ответы и исправляет ошибки других команд.
1 –ая команда: Проблема. (1 мин)
Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон. Ваше решение?Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку.
2 – ая команда: Проблема.(1 мин)
В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (выиграли лотерею). Как правильно ей распорядиться?
Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды.
3- ья команда: Проблема.(1 мин)
Два студента живут в одной комнате общежития и распределяют общую определенную сумму на неделю. Что они должны учитывать для своего проживания?
Решение: Первостепенные расходы: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд. Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой необходимости.
Чтобы денег хватило на неделю и ещё осталось.
Подведение итогов урока
Учитель: Итак, сегодня на уроке вы узнали о семейном бюджете, о видах доходов и расходов семьи, научились составлять семейный бюджет, определять его вид и делать выводы, экономить. Надеюсь, что вы поняли, как важно составлять бюджет, и теперь будете помогать родителям в его разработке и анализе. Надеюсь, вы не повторите ошибку Шарика и Ивана Петровича.
Закончите предложение: Когда можно использовать полученные на уроке знания? (При составлении семейного бюджета)
Вывод: для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен….план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.
Учитель: Дети, Я предлагаю вам сейчас составить бюджет нашего урока.
У каждого из вас на парте есть кружочек. Представьте, что это монетка. Выходя из класса, опустите ее в файл «Доходы», если вы получили больше знаний, чем израсходовали, если этот урок был для вас интересен и полезен. А если вы только отдали свои знания, не получив ничего нового, опустите монетку в файл «Расходы».
V. Домашнее задание (на доске, с обратной стороны записываю)
-на стр. 75-77 читать материал «Семейный бюджет»;
-на стр. 78 ответить на 4 вопроса;
-составить свой бюджет школьника на одну неделю или придумать математическую задачу на тему «Семейный бюджет». Решить её в семье.
На этом наш урок закончен. Спасибо всем за урок. Сегодня на уроке хорошо работали, всем ставлю оценки в эл. журнал.
Сейчас, наши эксперты будут подводить итоги нашего урока.
Время останется Дима Петров расскажет о планировании семейного бюджета семьи Петровых.