kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Россия - наша Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал направлен на становление ценностного отношения к своей Родине – России, Москве – столице России. Более подробно знакомятся с символами России (герб, флаг, гимн). Закрепляют первоначальные сведения о родном крае и его культурных объектах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Россия - наша Родина"»

Окружающий мир, 1 класс УМК «Школа России»

Тема урока: Россия - наша Родина?

Цели: познакомить с целями и задачами раздела; познакомить с основными символами государства, с происхождением и историей российских герба и флага, с их функциональным предназначением, символическим значением цветов и образов; воспитывать уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать государственную символику Российской Федерации; сравнивать и описывать герб и флаг России.

Оборудование: ребус, карта России, вертолетик, флаг и герб России, текст и музыка гимна, картинки с изображениями различных животных, рек, гор, фотографии городских достопримечательностей, оборудование для демонстрации видеофильма, слайдов, запись песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского); у учащихся – конверт со знаками оценки своих достижений, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

    • Давайте вспомним, как называется предмет, который мы изучаем. (Окружающий мир.)

    • А кто наши помощники? (Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.)

    • Какие слова вам помогут составлять вопросы? (Учащиеся называют слова-помощники.)

    • Для чего нужно уметь составлять вопросы? (Чтобы многое узнать о том, что нас окружает.)

    • Кому понравилось узнавать новое, неизвестное? Молодцы!

  3. Самоопределение к деятельности

(На доске ребус: Р1А.)

    • Разгадайте ребус. (Родина.)

    • А как вы, ребята, понимаете слово «Родина»?

    • Что вы можете рассказать о своей Родине? (Ответы детей.)

    • Послушайте стихотворение

З. Александровой.

Если скажут слово – «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

    • Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О Родине.)

    • Прочитайте тему урока на с. 10 учебника. (Что такое Родина?)

    • Прочитайте, какие учебные задачи предлагает Муравьишка выполнить на этом уроке.

  1. Работа по теме урока

  1. Беседа, работа по учебнику

    • Как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация.) (Учитель показывает Россию на карте мира.)

Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой протяженной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

  • Послушайте рассказ, К.Ушинского.

Наше Отечество, наша Родина матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать одна у него и Родина.

  • Как называет писатель родную страну? (Отечество, Родина, матушка.)

  • Рассмотрите рисунок на с. 10 и 11. Что вы можете рассказать о нашей стране? (Ответы детей.)

Для того чтобы подробнее познакомиться с нашей страной, Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха предлагают нам совершить по ней небольшое путешествие.

  • Угадайте на чем мы будем путешествовать?

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Наш российский… (вертолет).

-Правильно, мы полетим на вертолете. Давайте начнем наше путешествие с самого дальнего и холодного уголка нашей страны. Это Крайний Север. Здесь дольше всего гостит зима.

(Учитель прикрепляет вертолет на карту в соответствующей части.)

-На этой земле все время лежит снег, бывают сильные морозы, дуют холодные ветры, кружат метели. Эту землю так и называют – белая земля.

  • Рассмотрите верхнюю часть рисунка на с. 11. Каких животных вы видите? (Белого медведя, северных оленей.)

-Что вы можете сказать об этой части России

(Ответы детей.) (Учитель выводит на доску соответствующие картинки.)

-Белый медведь и северный олень хорошо приспособились к сильным морозам Крайнего Севера. Эти животные имеют густую длинную шерсть.

  • А теперь рассмотрите человека. Чем он занимается? (Ответы детей.)

-Правильно, человек едет на оленях. Быстро мчатся нарты по глубокому снегу. Нарты – это специальные сани, в которые запрягают оленей или собак. Нарты используют для езды и перевозки грузов.

  • А как одет человек? (Ответы детей.)

-Человек одет тепло. Его одежда сшита из оленьего меха. Из шкур оленей жители Севера собирают жилища. Эти жилища называются «чумы».

-Нам пора лететь дальше – Муравьишка заметил рыбаков.

-Мудрая Черепаха предлагает совершить посадку.

(Учитель прикрепляет вертолет в районе Дальнего Востока.)

  • Что вы может сказать об этом крае? Чем он богат? Чем занимаются здесь люди? (Ловят рыбу.)

-В морях Дальнего Востока много рыбы. На кораблях рыбу привозят в порт. В порт приходят корабли из разных стран с различными товарами.

Если с Дальнего Востока лететь вглубь страны, мы увидим тайгу.

  • Что такое тайга? (Ответы детей.)

Правильно, тайга – это огромный хвойный лес. (Учитель показывает картинку с изображением тайги.)

  • Какие деревья растут в тайге? (Ель, сосна.)

  • Каких животных можно встретить в тайге? (Волка, медведя, лису и др.)

  • Чем занимаются люди в этих краях? (Охотятся.) А в этих краях люди добывают нефть.

-Пролетая дальше, мы увидим реки, города, поля, луга и даже горы. (Учитель демонстрирует картину с изображением гор.)

-В горах можно увидеть горца с отарой овец. Но наш вертолет летит дальше и делает посадку в главном городе нашей Родины.

  • Где же мы остановились? Как называется главный город России? (Москва.)

  • Расскажите, что вы знаете об этом городе. (Ответы детей.)

  • Из Москвы мы совершим путешествие в другой город России. (Учитель прикрепляет вертолет к той части рисунка на с.10, где изображен Санкт-Петербург.)

  • Рассмотрите рисунок. Вы узнали этот город? Как он называется? (Санкт-Петербург.)

Этот город – настоящий музей под открытым небом. Здесь много памятников, старинных зданий, выставочных залов.

-Посмотрите на карту России – как много на ней голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.

  • А какие прекрасные города есть в нашей стране! -Назовите известные вам русские города.

-Многие народы населяют Россию: русские, татары, евреи, башкиры, буряты, якуты, чукчи, ненцы и др. О них мы будем говорить на следующем уроке.

  1. Знакомство с государственными символами

(Учитель показывает герб и флаг России.)

    • Это государственные символы. Назовите их.

Слово «символ» в переводе означает «знак, пароль, сигнал».

    • Давайте рассмотрим герб нашей страны.

Герб это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и официальных документах.

(Можно показать учащимся монету.)

Слово «герб» в переводе означает «наследство». На гербе отражается история. Давайте рассмотрим наш герб.

    • Чтобы рассмотреть его получше, откройте учебник на с. 10.

    • Что изображено на гербе?

Герб

Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.

(Необходимо обратить внимание детей на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.)

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он восседает на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Издревле Георгий Победоносец почитался как герой и как святой – покровитель воинов, защитников Отечества. Его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

Флаг

Еще один важный символ нашего государства – флаг. Он имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты своей земли. Государственный флаг означает единство страны.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко- или темно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг развевался на ветру, придавая уверенность и мужество ратникам.

Затем на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета: зеленые, желтые, белые, красные. Их украшали богатые узоры. Наш российский флаг трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. 22 августа в нашей стране отмечается день Государственного флага Российской Федерации.

    • На каких зданиях нашего города можно увидеть герб и флаг? (Ответы детей.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

1 (с. 4).

    • Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

    • Что обозначает красный цвет флага?

    • Что символизирует белый цвет?

    • Что символизирует синий цвет?

    • Где можно увидеть Государственный флаг?

    • На каких зданиях нашего города развевается флаг?

    • Выполните задание.

  1. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шевелит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

  1. Продолжение работы по теме урока

  1. Продолжение знакомства с государственными символами

Гимн

Часто на праздниках, военных парадах мы слышим гимн. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Музыку для российского гимна написал Александр Васильевич Александров, а слова – поэт Сергей Владимирович Михалков. Гимн слушают стоя.

(Звучит один куплет гимна.)

-12 июня наша страна отмечает День России.

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

2 (с. 4).

(Работа в парах.)

    • Что мы называем своей малой родиной? (Ответы детей.)

    • Родина – это и дом, в котором мы живем, и русская береза,

и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

    • А в каком городе родились вы? Что вы можете о нем рассказать? (Ответы детей.)

(Звучит песня «С чего начинается Родина», дети подпевают.)

    • Выполните задание 2 в тетради.

    • А что вы знаете о своем родном городе? (Ответы детей.)

    • Как вы думаете, все ли вы рассказали о своем родном городе?

(Учитель дополняет достопримечательности родного города.)

-Знать свою родину, историю родного края должен каждый образованный человек.

    • А вы хотите больше знать о своем городе? (Ответы детей.)

    • Наш самый первый проект называется «Моя малая родина».

-Что для вас является малой родиной? (Это наш город).

    • Вы можете собрать информацию о своей малой родине и оформить проект по одной из тем:

  1. История моего города.

  2. Население моего города.

  3. Достопримечательности моего города.

  4. Знаменитые люди моего города.

  5. Культурные учреждения моего города.

  6. Заводы и фабрики моего города.

-Ребята, я желаю вам всем удачи в работе над вашими первыми проектами.


  1. Рефлексия

Нетерпеливый Муравьишка желает узнать, все ли вы поняли на сегодняшнем уроке, и спешит задать свои вопросы.

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 11, в рамке).)

    • Попробуйте оценить свои достижения на уроке с помощью уже знакомых условных знаков. Достаньте их из конверта.

(Учитель вывешивает знаки оценки достижений.)

    • Повторим, что означают эти смайлики.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

  1. Подведение итогов урока.
    • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    • Продолжите фразу: «Теперь я знаю, что…» (Учащиеся по цепочке продолжают.)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Россия - наша Родина"

Автор: Шкарлет Марина Михайловна

Дата: 30.01.2025

Номер свидетельства: 664451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "249665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446955036"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект занятия по курсу  « Основы религиозной культуры и светской этики» на тему: "Россия - наша Родина". "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-zaniatiia-po-kursu-osnovy-rielighioznoi-kul-tury-i-svietskoi-etiki-na-tiemu-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "127218"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415282861"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок окружающего мира во 2 классе по теме: " Россия - наша Родина" (ОС "Школа 2100") "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-rossiia-nasha-rodina-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "177834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424712914"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) ""Россия-наша Родина" (ОРКСЭ) "
    ["seo_title"] => string(26) "rossiia-nasha-rodina-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "104321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402682996"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект занятия по развитию патриотических чувств обучающихся Тема: Россия - наша Родина"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_razvitiiu_patrioticheskikh_chuvstv_obuchaiushchikhsia_tema"
    ["file_id"] => string(6) "514114"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560105533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1250 руб.
2090 руб.
1340 руб.
2240 руб.
1390 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства