I. Мотивация к учебной деятельности | | 1. Организационный момент. Ужасно интересно, всё то, что неизвестно. А то, что неизвестно нам хочется узнать. Но, чтоб добыть нам знания, приложим мы старания, Тогда с тобою многое удастся нам понять. -Мы можем отправиться в путь. Давайте с вами условимся, что если на нашем пути следования будут встречаться трудности, то мы не будем огорчаться, а будем только помогать друг другу. | Слушают. | Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (Личностные УУД). Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания), формулирование правила (определения) | Табличка ПЛАН Табличка МАСШТАБ Табличка КАРТА | – Как изобразить большой участок Земли на маленьком листе бумаги? Для этого используют… (слайд 3) Работа в учебнике. – Что же такое план? Откройте учебники и прочитайте на с. 78. -Чем воспользовался Миша, чтобы объяснить другу путь до дома? - Какое изображение является рисунком, а какое планом? (слайд 4) - Сравните рисунок и план. Чем они различаются? – Что в плане особенного? (слайд 5) Практическая работа. - У каждого на парте лежит ластик. Самостоятельно начертите план ластика на листе бумаги. -Что необходимо сделать, чтобы начертить план ластика в тетради? -Начертите план парты в натуральную величину. Сможете ли вы начертить план стола так же, как план ластика? Почему? -Смогли ли вы выполнить это задание? Почему? -Какой вопрос у вас возникает? -Как изображают большие предметы? (слайд 7) -Что мы должны использовать, чтобы изобразить план стола на маленьком листе бумаги? -Что видим на первом рисунке? (Как назвать это изображение?) (слайд 8) -Прочитайте масштаб. -Что означает масштаб? -Масштаб говорит о том, что 1 см на плане соответствует определённому расстоянию на местности. Работа в учебнике. -Рассмотрите план класса на с. 80. Измерьте длину шкафа, длину парты на плане. Назовите какова в действительности длина шкафа, парты. – Почему пришлось уменьшать предметы на плане? -Итак, как изобразить большой участок земли на маленьком листе бумаги? -Как называется полученное изображение? Физминутка. – А если продолжать это уменьшение?.. Что должно остаться? (слайд 9) – А если подняться на ещё большую высоту на самолёте или из космоса? – Какие объекты будут хорошо видны по-прежнему? (слайд 10) – Удобен ли в этом случае план? – Посмотрите на с. 81, как будет выглядеть такое изображение? Найдите на странице его название. - Расскажите, чем отличается вид этих важных объектов на Земле и на карте? (слайд 11) -Какие стороны света вы знаете? (слайд 12) - Есть ли они на карте? Запомните: на любой карте север – сверху. - Чем карта отличается от плана? (слайд 13) - Догадайся, где план, а где карта? (слайд 14) Физминутка. | Высказывания детей. Высказывания детей. Изображение предметов такими, как мы их видим сверху, называется планом. Планом. Рисунок от плана отличается тем, что на рисунке мы показываем предметы так, как мы их видим перед собой или сбоку, а на плане предметы изображены сверху. 1. Изображение схематичное. 2. Вид сверху. 3.Изображение уменьшено. Выполняют. Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину ластика, построить прямоугольник с данными размерами. Прямоугольник такого размера не уместится на странице. Парта большая, а лист маленький. Как решить данную проблему, как начертить план парты? Масштаб. План класса. Читают. В 1 см 1 метр. Работа в парах. Длина шкафа 2м, длина парты 1м. Мы не можем такие большие предметы уместить на маленьком листочке. Большие предметы надо чертить в уменьшенном виде, для этого надо выбрать масштаб. План. Останутся вместо домов точки. Ни домов, ни школы не будет видно. Останутся лишь самые крупные предметы: города, реки, озёра. Видны дорога и река, дома уже трудно рассмотреть. Нет, не очень. Выполняют. Карта. Озеро на карте показано условным знаком и т.п. Север, юг, запад, восток. Высказывания детей. Похожи: –Изображение схематичное. – Вид сверху. –Уменьшенное изображение, обозначен масштаб. –Обозначены направления на стороны света. Отличия: –На карте не обозначаются дома. – На карте обозначаются реки, озёра, города, горы в очень уменьшенном варианте. – План более подробный. Выполняют. | Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Личностные УУД). Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (регулятивные УУД). Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. (коммуникативные УУД) Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. (познавательные УУД) Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; работать в паре (коммуникативные УУД). Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты). |
V. Развитие умений – применение нового знания | | Работа в парах. Нарисовать план парты, за которой ты сидишь. 1. Сначала нарисуй план парты. 2. Нарисуй план предметов, которые лежат на столе. 3. Подготовь рассказ по плану о предметах на столе (используй слова: справа от…, слева от…). - Работа завершена, у вас получился свой проект по созданию плана. Мы с вами знаем, что каждый проект необходимо защитить. Предлагаю перейти к защите проектов. | Выполняют. Выполняют. | Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; работать в паре (коммуникативные УУД). Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты). В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД). |
VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке | | - Какая тема урока была? - Ответили на вопросы? - Расскажите по схеме (Слайд 15), чему научились на уроке. - Что общего между планом и картой? - В чём разница? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? Оцените свою работу. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет. Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет. | План и карта Изображена местность, изображение уменьшенное, схематичное. Масштаб. Вид сверху. Обозначены направления на стороны света. На плане: дома, улицы, деревья, крупный масштаб. На карте: города, реки… Мелкий масштаб. План более подробный. Планами пользуются люди многих профессий (пожарники, лесники). С помощью карт можно путешествовать. Оценивают. | Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |