Окружающий мир (70ч.)
УМК
1. Программа «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков М.; «Просвещение»2011г.
2. Учебник: Окружающий мир 2 части, автор А.А. Плешаков, М.; «Просвещение»2011г.
3. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», А.А. Плешаков, М.; «Просвещение»2011г.
Дополнительная литература
Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир 1 класс».
Е.М. Тихомирова. Москва «Вако» 2012г. (К учебному комплекту А.А. Плешакова).
Плешаков А.А. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир» 2 класс. - М.: «Просвещение»2011г.
Распределение часов на год.
1 четверть16ч
2четверть 16ч
3четверть20ч
4четверть 18ч
год 70ч
В неделю 2 часа
Учебно - тематический план курса.
№
Тема раздела
Количество часов.
«Где мы живём?»5ч
«Природа»20ч
«Жизнь города и села»11ч
«Здоровье и безопасность»9ч
«Общение»7ч
«Путешествия»18ч
Общее количество часов 70ч
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:
1. Программа составлена на основе примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (2009г.).
2. Авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2011 г.)
Программой по предмету «Окружающий мир» предусмотрено 68 уроков. В связи с тем, что гововой календарный график -35, то дополнительной учебной неделей получается 70 уроков, поэтому 1ч. будет проведён в разделе «Где мы живём», а ещё 1ч. в разделе «Жизнь города и села».
Специфика предмета «Окружающий мир» во 2 классе состоит в том, что:
· имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;
· имеет ярко выраженный интегративный характер;
· соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
· даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Учебный курс «Окружающий мир» во 2 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.
Цель изучения предмета: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на решение следующих задач:
· формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
· воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
· овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
· формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
· систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
· освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
· знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
· существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
· осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
· осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
· установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
· способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
· способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
· осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
· способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
· усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
· владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
· умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса на конец учебного года.
Второклассник научится:
· различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
· используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
· оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
· соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Получит возможность научиться:
· проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Тематическое планирование составлено в соответствии с первым (исходным) вариантом Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе Концепции стандарта второго поколения.
Базовый вариант тематического планирования не только обеспечивает достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяет представления обучающихся об отношениях и закономерностях окружающего мира.
Виды и типы уроков:
· комбинированный урок;
· открытие новых знаний;
· обобщающий урок;
· урок закрепления;
· нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок- подарок от волшебника, живая газета, устный журнал;
· работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
· проведение фенологических наблюдений;
· выполнение практических работ и мини-исследований;
· моделирование объектов и процессов;
· дидактические игры;
· уроки в музеях;
· уроки на улицах города;
· уроки-путешествия;
· уроки с элементами исследования;
· кратковременные предметные экскурсии.
Формы организации урока:
· коллективная;
· фронтальная;
· групповая;
· индивидуальная работа;
· работа в парах.