kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему «Что такое почва?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учителей начальных классов и учащимся 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему «Что такое почва?»»

Урок по окружающему миру

Тема: «Что такое почва?»

Цель: Формировать у учащихся понятие “почва”;

  1. Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;

  2. Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Задачи:
1.Дать представление о составе почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов - аккуратность.

Оборудование:

  • образцы почвы,

  • прозрачные стаканы с водой,

  • компьютер

Ход урока

Организационный момент:

Вступительное слово учителя: Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудниками. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

I. Проверка домашнего задания:

1 этап “Заморочки из бочки”

1 группа: Почему морская вода имеет вкус? Почему вода в океанах и морях не пригодна для питья? (В морской воде растворена соль, т к вода растворитель. Вода в морях и океанах соленая, а для питья необходима пресная вода)

3 группа: Почему реки, озера, другие водоемы не промерзают до дна? Имеет ли это значение для растений, животных, зимующих в этих водоемах? (Водоемы не промерзают до дна, потому что лед легче воды, он не тонет, плавает на поверхности водоема и защищает воду от замерзания. Подо льдом живут различные животные и растения)

II. Планирование. Целеполагание.- Интересно, что это? Читаем записку:

Бьют меня ногами Режут грудь ножами Каждый хочет растоптать

А я с подарками опять. - Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово "Почва")

А о каких подарках идет речь?

Послушайте рассказ :Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой -20.Ведро картошки превращается в чудесной кладовой в10 ведер. Горстка семян делается грудой огурцов, редисок ,помидоров, морковок.

- Ребята а теперь поступила просьба изучить данный материал.-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?- Действительно, тема урока - "Почва"

III.Коллективное составление плана урока- Научные сотрудники работают по плану.

- Я предлагаю и вам составить план работы на уроке. - Согласны?

- С чего начнем? ( Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)

- Знаете ли Вы, что такое почва?- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На экране появляется надпись "Что такое почва?")

- Что еще хотели бы узнать о почве?- Какими свойствами она обладает? ( На экране появляется следующая надпись "Свойство почвы")

- Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)- Значит, с чем познакомимся?

- Кто догадался?- Правильно.- С видами почв.

- А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая надпись "Почва человеку")

"Что такое почва?" "Свойства почвы "Виды почв" "Почва человеку"

- Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

IV.Работа по плану:- Приступим к работе, следуя составленному плану.

- Так, что же такое почва?- Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

- Правильно. Посылка.- Внимательно рассмотрите верхний слой.

- Какого он цвета. - Сделайте вывод.

- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

(На экране вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")

-Ответили на первый пункт плана? (Да)

Свойство почвы.

- Переходим к выполнению следующего пункта плана.

- С какими свойствами почвы вы познакомились раньше? (Способность пропускать воду)

- Рассмотрите еще раз верхний слой почвы. - Что увидели? (траву, растения, деревья)

- Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)- Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? - Это - плодородие. (Появляется на экране еще одна надпись со словом "Плодородие")- Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)-Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?

- Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.- Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)- Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.)

V. Практическая работа. Проведение опытов.

- Проверить ваши предположения нам помогут опыты. - Сейчас каждая группа будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будут записывать в таблицу. (У каждой группы на парте лежит таблица)

- Через лупу рассмотрите почву.- Запишите свои наблюдения в таблицу.

- Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)- Кто знает, как это называется одним словом?-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу "перегной")

Опыт № 1Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха. Учитель: Какой вывод можно сделать?(Дети делают запись в таблицу)

Опыт № 2Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт? Дети: В почве есть вода.

Опыт № 3Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите? Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите? Дети: Песок поверх которого осела глина.Учитель: Какой вывод можно сделать? Дети: В почве есть песок и глина.

Опыт № 5

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль.(Дети рассматривают налет на стекле)

VI.Самостоятельная работа

- О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке.

- Что интересного узнали о роли минеральных солей?

Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.

Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.Какие выводы можно сделать? Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

VII.Подведение итогов практической работы:

Учитель: Пользуясь таблицей, перечислите, из чего состоит почва.

Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.

6. Минутка отдыха VIII. Закрепление материала

1. Игра “Хлопки”.: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы. Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.

Учитель: (Экологический момент): Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

Прорастут ли наши зерна в почве с острова? Какое главное свойство почвы?

2. Работа с учебником

3.Самостоятельная работа в рабочих тетрадях с 27 №1-2

4.Оценивание работы (подсчет цветных фишек в группах за разные виды работы, выявление самых активных ребят группы)

IX.Итог урока

Наш рабочий день подошел к концу :

Что нового каждый для себя узнал на уроке?

Почему землю называют кормилицей?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока на тему «Что такое почва?»

Автор: Габделхакова Альфира Марсиловна

Дата: 22.11.2018

Номер свидетельства: 487097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#879 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока по Познанию мира на тему "Растение живой организм" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-rastieniie-zhivoi-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "169285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423394502"
  }
}
object(ArrayObject)#901 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Разработка урока по познанию мира во 2 классе "Органы растений.Корень" по технологии БиС "
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-uroka-po-poznaniiu-mira-vo-2-klassie-orghany-rastienii-korien-po-tiekhnologhii-bis"
    ["file_id"] => string(6) "161743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422271327"
  }
}
object(ArrayObject)#879 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Разработка урока по окружающему миру "Сохраним природу земли вместе" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-sokhranim-prirodu-ziemli-vmiestie"
    ["file_id"] => string(6) "148201"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419609974"
  }
}
object(ArrayObject)#901 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока для 7 класса. Чрезвычайные ситуации природного характера. "
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotka-uroka-dlia-7-klassa-chriezvychainyie-situatsii-prirodnogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "175308"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260235"
  }
}
object(ArrayObject)#879 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Разработка урока по биологии в рамках ФГОС "
    ["seo_title"] => string(44) "razrabotka-uroka-po-biologhii-v-ramkakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227631"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440848970"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства