Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему «Что такое почва?»»
Урок по окружающему миру
Тема: «Что такое почва?»
Цель: Формировать у учащихся понятие “почва”;
Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.
Задачи: 1.Дать представление о составе почвы. Показать значение перегноя. 2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность. 3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы. 4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов - аккуратность.
Оборудование:
образцы почвы,
прозрачные стаканы с водой,
компьютер
Ход урока
Организационный момент:
Вступительное слово учителя: Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудниками. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
I. Проверка домашнего задания:
1 этап “Заморочки из бочки”
1 группа: Почему морская вода имеет вкус? Почему вода в океанах и морях не пригодна для питья? (В морской воде растворена соль, т к вода растворитель. Вода в морях и океанах соленая, а для питья необходима пресная вода)
3 группа: Почему реки, озера, другие водоемы не промерзают до дна? Имеет ли это значение для растений, животных, зимующих в этих водоемах? (Водоемы не промерзают до дна, потому что лед легче воды, он не тонет, плавает на поверхности водоема и защищает воду от замерзания. Подо льдом живут различные животные и растения)
II. Планирование. Целеполагание.- Интересно, что это? Читаем записку:
Бьют меня ногами Режут грудь ножами Каждый хочет растоптать
А я с подарками опять. - Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово "Почва")
А о каких подарках идет речь?
Послушайте рассказ :Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой -20.Ведро картошки превращается в чудесной кладовой в10 ведер. Горстка семян делается грудой огурцов, редисок ,помидоров, морковок.
- Ребята а теперь поступила просьба изучить данный материал.-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?- Действительно, тема урока - "Почва"
III.Коллективное составление плана урока- Научные сотрудники работают по плану.
- Я предлагаю и вам составить план работы на уроке. - Согласны?
- С чего начнем? ( Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)
- Знаете ли Вы, что такое почва?- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На экране появляется надпись "Что такое почва?")
- Что еще хотели бы узнать о почве?- Какими свойствами она обладает? ( На экране появляется следующая надпись "Свойство почвы")
- Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)- Значит, с чем познакомимся?
- Кто догадался?- Правильно.- С видами почв.
- А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая надпись "Почва человеку")
"Что такое почва?" "Свойства почвы "Виды почв" "Почва человеку"
- Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)
IV.Работа по плану:- Приступим к работе, следуя составленному плану.
- Так, что же такое почва?- Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?
- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
(На экране вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")
-Ответили на первый пункт плана? (Да)
Свойство почвы.
- Переходим к выполнению следующего пункта плана.
- С какими свойствами почвы вы познакомились раньше? (Способность пропускать воду)
- Рассмотрите еще раз верхний слой почвы. - Что увидели? (траву, растения, деревья)
- Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)- Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? - Это - плодородие. (Появляется на экране еще одна надпись со словом "Плодородие")- Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)-Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?
- Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.- Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)- Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.)
V. Практическая работа. Проведение опытов.
- Проверить ваши предположения нам помогут опыты. - Сейчас каждая группа будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будут записывать в таблицу. (У каждой группы на парте лежит таблица)
- Через лупу рассмотрите почву.- Запишите свои наблюдения в таблицу.
- Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)- Кто знает, как это называется одним словом?-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу "перегной")
Опыт № 1Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха. Учитель: Какой вывод можно сделать?(Дети делают запись в таблицу)
Опыт № 2Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт? Дети: В почве есть вода.
Опыт № 3Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.
Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите? Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите? Дети: Песок поверх которого осела глина.Учитель: Какой вывод можно сделать? Дети: В почве есть песок и глина.
Опыт № 5
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?
Дети: Это похоже на соль.(Дети рассматривают налет на стекле)
VI.Самостоятельная работа
- О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке.
- Что интересного узнали о роли минеральных солей?
Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.
Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.Какие выводы можно сделать? Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.
VII.Подведение итогов практической работы:
Учитель: Пользуясь таблицей, перечислите, из чего состоит почва.
Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.
6. Минутка отдыха VIII. Закрепление материала
1. Игра “Хлопки”.: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы. Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.
Учитель:(Экологический момент): Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.
Прорастут ли наши зерна в почве с острова?Какое главное свойство почвы?
2. Работа с учебником
3.Самостоятельная работа в рабочих тетрадях с 27 №1-2
4.Оценивание работы (подсчет цветных фишек в группах за разные виды работы, выявление самых активных ребят группы)