Урок по познанию мира по технологии «БИС» во 2 классе.
КАРТА «УСТНЫЙ УРОК - 1»
Тема: «Органы растений и их назначение.Корень.»
Янц Марина Викторовна,
учитель начальных классов КГУ « Школа-лицей № 4 им.Абая»г.Саптаев
Задачи урока:
1.Формировать знания учащихся об органах растений и их назначении, познакомить с понятием «корень растения»,формировать навыки вдумчивого и внимательного чтения.
2.Развивать логическое и критическое мышление, словарный запас учащихся.
3.Воспитывать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмету.
1 Орг. момент.
мотивация 1.Приветственное слово учащихся.
Уч.1 По таинственным законам
Мир растений весь живёт.
В этом мире безусловно,
Много нас открытий ждёт.
Уч.2.Как растения живут?
Какую пользу нам несут?
Какое корня назначение,
Для жизни каждого растения?
Уч.3 Всё это мы спешим узнать.
В стране Познания очутиться.
Урок ответ нам отыскать
Поможет, так скорей учиться!
Учитель: Ребята, сегодня у нас очень интересный и необычный урок. Нам предстоит не только открыть для себя новые тайны из жизни растений , но и потренировать свою память, мышление, смекалку.
Тема сегодняшнего урока: «Органы растений и их назначение. Корень.».
Наш класс ,как единая команда должен качественно изучить эту тему и достичь 63% уровня за урок. У каждого из вас сегодня есть возможность получить пятёрки за активную работу на уроке. Поэтому сейчас мысленно пожелайте себе и своему соседу удачи. Внимание наше растёт, память крепнет, голова мыслит ясно. Мы- одна команда. Мы хотим научиться и у нас всё обязательно получиться.
Слово лидера: Ребята, мы с вами команда-класс!
Должны мы собраться в ответственный час.
По карте с успехом сегодня пройти.
За время короткое, не подвести!
Покажем высокий мы результат
Средь лучших девчонок и лучших ребят.
Спешите ответить точней на вопрос.
Всех ждёт нас уже перекрёстный опрос.
Объясняется порядок работы по карте
Для
активизации класса дается слово лидеру.
Работа по МПМ
2 Актуализация субъектного опыта учащихся Перекрёстный опрос:
1.Что образуют растения? (луга, поля, леса.)
2.Чем любуются люди? (растениями)
3.Как делятся все растения? (на группы)
4.Назови первую группу растений .(деревья)
5. Назови вторую группу растений. (кустарники)
6. Назови третью группу растений. ( травы)
7.Могут ли растения дышать? ( все растения дышат)
8. Являются ли растения живым организмом? (Да,все растения-это живые организмы)
9. Назови условия необходимые для жизни растений. ( свет, тепло, вода,воздух,питание)
10. Как происходят изменения в жизни растений? ( постепенно)
11.Назови эти изменения? (семена, всходы, побеги и листья, цветки, плоды)
12. Назови первый период жизни растений? (появление всходов)
13.Что следует за ним? (наращивание зелёной массы)
14.Какой период называется периодом созревания? (цветение и образование плодов)
15.Что мы называем смертью растения ( увядание, засыхание всех органов растения)
16.Отгадай загадку
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето,
Коровам без неё беда-
Она их главная еда.
17.Определи группы растений-ковыль,одуванчик,люцерна(это-травы)
18. Определи группы растений-барбарис,шиповник,смородина(это-кустарники)
19. Определи группы растений-дуб,сосна,берёза(это-деревья)
20.Назови свои примеры группы трав(к травам относят полынь, подорожник, одуванчик)
21. Назови свои примеры группы кустарников(к кустарникам относят крыжовник,сирень,черёмуха)
22. Назови свои примеры группы деревьев(к деревьям относят тополь,карагач,осина)
23.Отгадай ребус Д , зуб
24. Отгадай ребус Лупа у-и
25.Отгадай загадку:
Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги.(подорожник)
Первая отметка Всем учащимся ставится плюс или минус по результатам.
3 Организация восприятия Понятие из 2 слов считается как два слова. Допуск по памяти: минус одно слово
Преподаватель объясняет значение слов в теме. Опорные слова: корень, орган, главный, боковой, пучок, держать,
питать.
Посмотрите, ребята, как выглядит подорожник. Почти все органы этого растения имеют лекарственные свойства. Даже корень обладает болеутоляющим действием при укусах насекомых. А ,кстати, вы знаете, для чего растениям корень и и что он из себя представляет? Послушайте.
Объяснение темы урока по слайдам.
Корень- это подземный орган растения. Есть растения, у которых хорошо заметен главный корень, например
От главного корня отрастают тонкие корешки, которые называются боковыми. У некоторых растений, например у пшеницы и подорожника, отрастает целый пучок корней. В этом пучке нельзя выделить главный корень, так как все корни одинаковой толщины.
Для чего растениям нужны корни? Во-первых, корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Во-вторых, через корни растение питается, то есть получает из почвы питательные вещества и воду.
Ну а сейчас, попробуйте запомнить, а затем воспроизвести ключевые слова данного урока. Напоминаю, что на запоминание ,так же как и на воспроизведение слов у вас ровно 30 секунд.
Учитель производит опрос и ученики, выполнившие норму, получают второй плюс в МПМ. Вторая отметка. Норматив времени на запоминание.
7 слов - 30сек
14 слов – 1мин-15 сек.
21 слово – 2 мин- 30сек
4 Организация осмысления А что же в учебнике говориться по данной теме? На изучение статьи учебника у вас есть ровно 5 минут, после чего вы будите отвечать на вопросы по теме урока. Будьте внимательны, читая текст, обращайте внимание даже на незначительные детали. 1–2 класс: 5 минут на лист текста;
5 Первичная проверка понимания Перекрёстный опрос.
Перекрёстный опрос:
1.Назови орган растения находящийся под землёй? (корень)
2.Назови орган растения, который удерживает его над землёй? (стебель)
3.Зелёные пластины растения? (листья)
4.Часть растения, которая предназначается для красоты?(цветок)
5. Назови подземный орган растения? ( корень)
6. У каких растений хорошо заметен главный корень? (подсолнечника, одуванчика)
7. Что отрастает у растений от главного корня? ( тонкие корни)
8. Как называют корни, которые отросли от главного корня? ( боковые)
9. Какие корни можно выделить у сосны? ( главный и боковые)
10. Как называются корни у пшеницы и подорожника ? ( пучок)
11. Что нельзя выделить в пучке корней? (главный корень)
12. Для чего нужен корень растениям? (закрепляет растение в почве)
13. Для чего ещё нужен корень растению? (растение получает из почвы питательные вещества и воду)
14.Одинакова ли длина корней у растений? (разная)
15.У каких растений корни уходят глубоко в землю? ( у растений пустыни)
16.Что находят корни на большой глубине? (необходимую для жизни воду)
17.Какова длина корней пустынных растений? ( иногда достигает 20 м)
18.В каких местах корни небольшие по длине? ( в местах, где достаточно влаги)
19. Какие корни называют поверхностными? ( находятся близко к земле)
20. Какие растения легко выдернуть? ( корни которых находятся близко к поверхности земли)
21.Что обязательно нужно делать, ухаживая за растениями? ( рыхлить почву)
22.Для чего нужно рыхлить землю? ( поступает воздух к корням растения)
23. Чем отличаются корни разных растений? (длиной, видом)
24 Определи тип корня по рисунку
25.Определи тип корня по рисунку.
Спасательный круг для детей у которых по 2 минуса.
Учитель предлагает дополнительные вопросы
Входит цветок
В этом классе всех спасают?
Помогите мне.
Мои корни погибают
Замерзают все.
Если выдержите вы критический опрос,
Тогда мой корень оживёт
В любой, любой мороз.
Третья отметка ставится всем учащимся плюс или минус по результатам
6 Организация первичного закрепления Критический опрос. Учитель по МПМ опрашивает учащихся не по порядку по теме урока. Вопросы сознательно искажаются для того, чтобы проверить качество усвоения. Не допускается вопрос предполагающий ответ «да» или «нет».
1.Орган растения, который находится под землёй называется стебель (нет, неверно под землёй находится корень)
2. Орган растения, который удерживает его над землёй называется стебель( да, верно стебель удерживает растение над землёй)
3.Зелёные пластины растения- это листья. (да, верно, зелёные пластины- это листья)
4.Цветок у растения предназначен для питания.(нет,неверно,цветок у растения для красоты)
5. Подземный орган растения -это корень. ( да,верно,подземный орган-это корень)
6. У сосны есть главный корень и боковые (да, верно у сосны есть главный и боковые корни)
7. У растений от главного корня отрастают усы.(нет ,неверно, от главного корня отрастают боковые)
8. Корни, которые отросли от главного называются боковыми. ( да, верно, они называются боковыми)
9. У подорожника нет главного корня ( да,верно, у подорожника нет главного корня)
10. У пшеницы и подорожника отрастает целый пучок корней.( да,верно, у пшеницы и подорожника пучок корней.)
11. В пучке корней можно выделить главный корень(нет,в пучке корней нельзя выделить главный корень )
12. Корень растения закрепляет его в почве.(да,верно корень закрепляет растение в почве)
13. Корень нужен растению только для того, чтобы удерживать его. (Нет,неверно, корень ещё нужен для того,чтобы растение питалось и получало воду.)
14.У всех растений длина корней одинаковая.( у всех растений длина корней разная)
15.У растений пустыни корни уходят глубоко в землю. ( да,верно, у растений пустыни корни уходят глубоко в землю.)
16.На большой глубине корни находят клад. (нет, неверно, на большой глубине корни находят воду
17. Длина корней пустынных растений достигает 20 метров ( да,верно,иногда достигает 20 м)
18.В местах ,где много влаги корни небольшие по длине? ( да,верно в местах, где достаточно влаги,корни небольшие по длине)
19. Поверхностные- это корни, которые находятся глубоко в земле? ( нет, неверно ,это корни, которые находятся близко к земле)
20. Нельзя рыхлить землю у комнатных растений( нет, неверно, нужно рыхлить землю у комнатных растений.
21.Разрыхлённая почва хорошо впитывает воду. (да, верно, разрыхлённая почва хорошо впитывает воду)
22.Разрыхлённая почва плохо пропускает воздух к корням. (нет, неверно, разрыхлённая почва хорошо пропускает воздух к корням)
23.Растение может прожить без воды.(нет, неверно, растение не может прожить без воды)
24.Растение может прожить без света( нет, неверно, растение не может прожить без света)
25.Растение может прожить без электричества (да, верно,
растение может прожить без электричества)
Физминутка (проводит Цветок)
Станем мы деревьями сильными, большими.
Ноги -это корни, их расставим шире.
Чтоб держали дерево, падать не давали.
Из глубин земли воду добывали.
Тело наше -ствол могучий, он чуть –чуть качается.
И своей верхушкой острой в небо упирается.
Пальцы веточками будут, листья закрывают их.
Когда пришла за летом осень, разлетелись вмиг.
Четвертая отметка ставится всем учащимся плюс или минус по результатам
7 Анализ
Время 5 минут
Проводится тематический словарный запас (ТСЗ) по изучаемой теме. Слова пишутся, разборчиво не сокращая. Разрешается писать в форме сочинения. Предлоги и союзы не считаются словами. Пятая отметка ставится всем учащимся плюс или минус по результатам
8 Рефлексия Определяется уровень усвоения материала классом.
Даётся прогноз времени работы по данной теме с учётом результатов урока.
Учитель: Мне очень понравилось, как вы работали. Что особенно запомнилось на уроке?
9 Оценки Норматив выставления оценок в журнал:
4 – 5 отметок – 5 баллов
3 отметки – 4 балла
2 отметки – 3 балла
1 отметка – 2 балла
Норматив качества: 63% учащихся должны получить 5 баллов.
10 Домашнее задание Домашнее задание задается всем учащимся, которые получили менее 4 отметок