Махамбетской средней школы
имени Есенбая Агелеуова
села Махамбет Махамбетского района
Атырауской области
Предмет: Познание мира
Тема: Растение живой организм
Цель: Познакомить с группами растительного мира.
Задачи: развивающиеумение определять цели предстоящей учебной деятельности; делать выводы, задавать вопросы; умение планировать своё высказывание по заданной ситуации; умение слушать и оценивать ответ по содержательности; развивать умения сравнивать предметы и по отличительным признакам объединять растения в группы. Развивать умения анализировать картинки и различать по существенным признакам растения
Образовательные Познакомить с группами растений, с видами культурных растений и со значением культурных растений для человека; расширить знания учащихся о природе;
учить распознавать съедобные и несъедобные грибы
Оборудование - презентация, ватман, картинки, видео
Этап урока
Содержание
Орг.момент
Мы умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!
Деление на группы
А теперь ребята подойдите к доске и возьмите понравившуюся картинку (облака, снежинка, дерево)
Повторение пройденного
Актуализация знаний и постановка проблемы
Определение темы и целей урока
Слайд 1 (Урок-путешествие на фоне природы)
Сегодня у нас необычный урок. Это урок – путешествие . Сегодня мы будем путешествовать по одному из царств природы и продолжим изучать мир, который нас окружает,а для этого повторим изученное.
1 группа – Что такое почва? Назовите её главное свойство.( Почва – это
Почва состоит из песка, глины, остатков растений и животных. В ней есть вода и воздух. Чем почва чернее, тем она плодороднее.)
2 группа На каких почвах растения лучше растут?
(Растения хорошо растут на плодородных почвах.)
3 группа от чего зависит урожай?
(На плодородных почвах урожай бывает богатым. Но плодородие нужно поддерживать. Почвы требуют постоянного внимания и заботы со стороны земледельцев)
-Как называется всё то, что не сделано руками человека? (природа) Какая природа бывает?
А путешествовать мы будем не одни. С нами вместе отправиться в путешествие царица растений Флора. Слайд
А теперь ребята я попрошу вас закрыть глаза. Тихонечко открыли. Посмотрите где мы с вами оказались?
Слайд (рисунок природы)
Что мы видим? (деревья, кустарники, травы, солнышко, облака.)
А что мы видим из живой природы?(растения)
Напишите пожалуйста на ватмане свои ассоциации к слову «растения»
Природа листья деревья
Цветы корень
Растения
Кислород трава кустарники
Да ребята все что вы назвали относятся к растениям. Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. Они растут и в лесах, и в степях, и в горах, и в воде. Все растения дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются. Они живые организмы. . Растения, как животные и человек, постоянно дышат. Им нужен воздух.
Но если человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ, то растения, наоборот: поглощают углекислый газ, а выдыхают кислород. Поэтому их называют «легкими города», они очищают воздух.
Растениям нужна вода. Но растение из почвы корнями берет не одну воду, а вместе с растворенными в ней минеральными солями. Для роста им необходим свет, который улавливают они в основном листьями. На свету листья зелёного цвета образуют крахмал и сахар, необходимые для роста и развития растения. Деревья — растения с многолетними деревянистыми стеблями. Каждое дерево имеет корень, многочисленные ветви, листья, цветы, плоды. Имеет один ствол растущий прямо. Это дуб, береза, клен, вишня.
Кустарники отличаются от деревьев тем, что ствол у них начинает ветвиться почти у самой поверхности почвы и его трудно распознать среди ветвей. Поэтому кустарники имеют не один ствол, как деревья, а несколько стволиков, отходящих от общего основания. Кустарники имеют корень, листья, цветы, плоды. Это облепиха, сирень, смородина, крыжовник, лещина, орешник.
Травы имеют корень, зеленые, сочные стебли, листья, цветы, плоды.Ствол у них отсутствует. Это ландыш, герань, галантус, медуница, подорожник.
А теперь давайте посмотрев видео, мы с вами узнаем как развивается растение.
Видео
А теперь расположим в той последовательности как изменяются растения построив пирамиду.
плоды
цветки
побеги и листья
всходы
семена
Слайд
Физминутка
Работа по учебнику (с 60-61)
(чтение 5-6 учеников)
Анализ прочитанного
Из каких видов состоят растения?
Что является первым периодом развития растения? (появление всходов)
Что относятся к наращиванию зеленой массы? (появление побегов и листьев)
Что относится к периоду созревания? ( цветение и образование плодов и семян)
Молодцы ребята! Наше семечко наблюдает как мы работаем на уроке.
Работа в паре
Следующее задание вам такое: вы должны определить к каким группам относятся эти растения. Работаем в парах.
Деревья ковыль
Кустарники барбарис
Травы шиповник
смородина
сосна
Дуб
Люцерна
Одуванчик
Береза
А теперь сверим с правильным ответом. Если у вас все правильно ставим себе отметку «5», а если имеются 2 ошибки ставим отметку «4», а если больше 2 ошибок ставим отметку «3». Те кто справился с заданием молодцы.
Закрепление
О чем мы говорили сегодня на уроке? (о растениях)
Какие условия необходимы для жизни растений?
А теперь Флора просит чтобы вы занесли ответ на лист, который лежит у вас на парте
- питание
- воздух
- вода
- тепло
- свет
А теперь члены каждой группы идут защищать свою работу.
Вам урок понравился?
Ребята во дворе какое время года? Посмотрите внимательно на картину. Чего здесь не хватает? Давайте дополним нашу зимнюю картину. У вас есть картинки, которые вы выбрали в начале урока. (деревья, облака, снежинки).
Ком-ние оценок
Оценить работы в группах и отдельных учеников.
Дом.задание пересказ темы