Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1»
Урок-исследование
«Что такое почва?»
Урок окружающего мира
Методическая разработка
Работу выполнил:
обучающийся группы Н-19
направления подготовки 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Югова Александра Александровна
Руководитель:
Преподаватель специальных дисциплин
Патласова Анна Витальевна
2022
План-конспект урока
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 «А» класс
Тема урока: «Что такое почва?»
Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок – исследование
Цель: формирование понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
Задачи:
• выявить в ходе опытов состав почвы;
• продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их
результатов;
• рассмотреть процессы образования и разрушения почвы;
• продолжить работу по формированию целостной картины мира у младших школьников.
Формируемые УУД:
• Личностные: способность к самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности.
• Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнять, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы, оценивать достижения на уроке.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
• Познавательные: осуществлять запись информации, использовать
модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в
устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные
связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
У: У нас сегодня гости на уроке. Поприветствуем их. Сегодня на уроке предлагаю вам стать научными сотрудниками. Хотите?
У: У каждого на парте лежит по лампочке - всезнайке, так как мы будем сегодня с вами учёными, каждый раз когда вы хотите ответить, вы должны будете поднять вашу лампочку над головой, чтобы её было хорошо видно.
2. Постановка темы и цели урока.
Ребята, а вы знаете, что есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле.
У: (читаю загадку)
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все: и мал, и стар
Что она большущий шар. (Земля)
У: Слово Земля имеет несколько лексических значений. Назовите мне их.
Д: Это название планеты, на которой мы живём.
-Это суша, как противоположность водному и воздушному пространству.
-Это земля в понимании страна, государство.
У: Все это верно! Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке?
Д: Земля, по которой мы ходим.
У: Итак, мы можем сформулировать тему урока. Соберем ее из букв.
Д: Почва
(дети из букв у доски складывают слово «Почва»)
У: Какую цель на урок вы для себя поставите?
3. Работа по теме урока.
У: Откройте учебник на страничке 64. Кто хочет прочитать определение, что такое почва?
Д: (читают определение)
У: Теперь запишем определение в тетрадь. Как вы думаете что такое плодородие?
Д: (отвечают)
У: Почва плодородная потому что в ней содержится всё полезное для жизни растения. А что именно содержится в почве мы с вами узнаем это из видеоролика. Опыты с почвой. Поднимите лампочку- всезнайку кто готов к работе.
(Видеоролик с опытами с почвой)
Вопросы после ролика:
- Что нового вы узнали из видеоролика?
- Что содержится в почве?
У: Верно, теперь запишем состав почвы в тетрадь.
У: Ребята, как вы думаете в почве живут животные?
Д: (отвечают)
У: А какие животные по вашему мнению живут в почве?
Д: (отвечают) У: Как вы думаете, животные приносят пользу или вред почве? Почему вы так думаете?
Д: (отвечают)
У: А чтобы узнать правы вы были или нет, откроем учебник на страничке 71 и прочитаем последний абзац.
Д: (читает один ученик по желанию)
У: Молодцы. А теперь проверим как вы усвоили материал на уроке.
4. Самостоятельная работа.
— Отгадайте кроссворд.
1. Верхний слой земли, на котором растут растения. (Почва)
У: А сейчас мы с вами будем решать ребусы, поднимите лампочку, кто готов.
(Воздух)
(Вода)
(Песок) (Перегной)
(Глина)
(Минеральные соли)
У: Молодцы ребята, вы отлично справились с ребусами. Теперь откроем учебник на страничке 67 и прочитаем слова учёного, которого изучал почву. (текст Василия Васильевича Докучаева)
Вопросы после текста:
1. Как Докучаев называл почву? (кормилицей человека)
2. Чему учил Докучаем людей? (как правильно обрабатывать почву)
3. Почему не стоит вырубать леса? (из-за этого высыхают реки и без воды остаются целые районы)
У: Молодцы, Исследования Докучаева и правда имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.
Подведение итогов:
У: наш урок подходит к концу, ответьте мне на пару вопросов.
У: Что нового вы сегодня узнали о почве?
У: Вам на уроке было скучно, интересно или безразлично?
У: Вы на уроке работали или отдыхали?
У: Что было самым интересным?
У: Где вам эти знания пригодятся в жизни?
У: О чем бы вы рассказали родителям и друзьям?
4. Рефлексия.
У: Как вы заметили в начале урока, лапочки - всезнайки у вас были белые, теперь раскрасьте их:
зелёным — если вам было интересно на уроке и вы узнали много нового
жёлтым — если вам было сложно, но вы старались
красным — если вам урок не понравился и вы ничего нового не узнали
После того как закончите работу поднимите все лампочки над головой, чтобы наша лаборатория засияла яркими цветами.
5. Домашнее задание.
Список используемых источников.
Учебник по окружающему миру 3 класс 1 часть. Автор: Плешаков А.А.