kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему "Зональная характеристика и диагностика типов почв Казахстана. Черноземная зона."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №_________

Тема: Зональная характеристика и диагностика типов почв Казахстана. Черноземная зона.

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

Дидактическая: Сформировать основные понятия о зональной характеристике и диагностике типов почв Казахстана, черноземной зоне.

Воспитательная: Воспитать уверенность в собственных силах, воспитать трудолюбие и стремления к новым знаниям.

Развивающая: Развить интерес к предмету.

Оборудование:

Ход урока:

І. Орг. Момент.

1. Проверка учащихся по журналу.

2. Подготовка учащихся к уроку.

3. Постановка цели и задачи.

ІІ. Проверка домашнего задания.

  1. Какая структра почвы является наиболее ценной?
  2. Что такое водопрочность?
  3. Какие факторы могут улучшить структуру почвы ?
  4. Что такое связность?
  5. Что характерно для беструктурных почв?
  6. Назовите важнейшие пути уменьшения механического разрушения структуры?
  7. Какие культуры оказывают наибольшее положительное воздействие на структурообразование ?
  8. Что вы понимаете под  плотностью твердой фазы почвы?
  9. Что такое пористость (или скважность) почвы?
  10. Что такое пластичность почвы?
  11. Что оказывает сильное отрицательное влияние на физические и физико-механические свойства почвы?

ІІІ. Объяснение нового материала.

Типы почв Казахстана. 
1. Чернозем южный, малогумусный. 
2. Чернозем обыкновенный. 
3. Темно-каштановая почва. 
4. Светло-каштановая почва. 
5. Бурая пустынная почва. 
6. Серо-бурая пустынная почва.
Разнообразны природные условия на территории нашей страны. В зависимости от климата, растительности, геоло­гического строения местности меняется и почвенный по­кров. Наиболее отчетливо выражена смена типов почв с севера на юг, т. е. широтная зональность. В горах типы почв сменяются от подножия к вершинам, т. е. наблюдается вертикальная (высотная) поясность.
В Казахстане 86% территории занимают равнины. На равнинах выделяются три типа почв: черноземы (до 52° с.ш.), каштановые (между 52 и 48° с.ш.), бурые и серо-бу­рые (южнее 48° с.ш.).
Черноземные почвы распространены в самой северной ча­сти республики. Эта зона охватывает всю Северо-Казахстанскую область, большую часть Костанайской, северные час­ти Акмолинской, Павлодарской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областей и занимает 25,5 млн га, или 9,5% территории республики. Черноземные почвы подразделяются на три подтипа: выщелоченные черноземы — занимают самую южную часть лесостепной зоны, обыкновенные и южные черноземы характерны для степной зоны.
Все черноземные почвы плодородны, но более мощный слой гумуса (6-8%) у первых двух, а в южных черноземах перегноя меньше (4-6%).
Черноземные почвы распространены на хорошо увлажненных степных равнинах и являются основным хлебородным регионом республики.
Каштановые почвы расположены южнее черноземных. Они занимают большую часть Центрального Казахстана, север Прикаспийской низменности, равнины Восточно-Ка­захстанской области. Эти почвы господствуют на юге, в сухой степной и полупустынной зонах, которые занимают 90,6 млн га, или 34% территории республики.
Каштановые почвы подразделяются на три подтипа: тем­но-каштановые почвы умеренно сухой степи и каштановые почвы сухой степи, а также светло-каштановые почвы полупустыни.
Плодородие почвы уменьшается к югу. Темно-каштано­вые и каштановые почвы содержат 4,5-3,0% гумуса, свет­ло-каштановые почвы полупустыни отличаются небольшим содержанием гумуса - 3,0-2,0%. Темно-каштановые и каштановые почвы сухой степи пригодны для богарного (т. е. бесполивного) земледелия и животноводства, а свет­ло-каштановые почвы полупустыни используются в основном как пастбища.
Бурые и серо-бурые почвы расположены южнее каштановых и охватывают южную часть Казахстана. Они зани­мают 120 млн га, или 44% территории республики. Содержание гумуса в этих почвах 2,0-1,0%. В основном это животноводческий район, земледелие возможно лишь при оро­шении.
Эрозия почвы. Меры борьбы с эрозией. Почва - уникальное природное богатство, которое человек может использовать в сельском и лесном хозяйстве и тем самым обеспечивать себя продуктами питания, животных - кормами, а промышленность - сырьем. Процесс образования почвы длительный. Для образования из материнских (горных) пород плодородного (18 см) почвенного горизонта даже при самых благоприятных природных условиях потребуются тысячи лет. А для того чтобы уничтожить этот слой, достаточно совсем немного времени.
Существует два вида эрозии почвы: ветровая и водная. Ветровая эрозия возникает в основном в степных засушливых районах, водная — только на склонах. По данным Института почвоведения Национальной Академии наук, в Казахстане к эрозии склонно более 70 млн га земель, или 26% территории республики. Из них более 52 млн га земель склонны к ветровой эрозии и более 17 млн га - к вод­ной.
Преобладание ветровой эрозии связано, во-первых, с равнинным рельефом большей части Казахстана, во-вторых, с частыми сильными ветрами и, в-третьих, с легким механическим составом почвы (песчаным, супесчаным). Поэтому освоение таких земель требует очень ответственного от­ношения. В Казахстане при освоении целины были распаханы склонные к эрозии земли. Так, например, в 1955-1958 годах в Павлодарской области были распаханы темно-каш­тановые почвы легкого механического состава. В результате 805 тыс. га были подвержены эрозии и стали непригодными для земледелия. В Аулиекольском районе Костанайской области многие земли оказались в таком же положении.
Водной эрозией почвы называют смывание проточной во­дой верхнего слоя почвы. Потоки воды после дождей и лив­ней, при таянии снега не успевают впитываться в почву, смывают ее частицы и образуют вымоины. При мощных потоках воды образуются глубокие промоины - овраги. Они уменьшают площадь пашни, создают неудобства для проведения полевых работ.
И водная, и ветровая эрозии почв - это следствие бесси­стемной эксплуатации земельных ресурсов человеком.
Институт почвоведения, занимающийся изучением ветровой эрозии в северных областях и водной эрозии в юж­ных, предложил конкретные меры борьбы с ними: 
1) агро­технические: почвозащитные севообороты, правильная обработка почвы, террасирование склонов, снегозадержание; 
2) мелиоративные: защитные насаждения; 
3) гидротехни­ческие: строительство сооружений для укрепления оврагов. Эти меры уменьшают эрозию почв.
 

ІІІ. Закрепление нового материала.

1. Какие типы почв имеются в Казахстане?
2. Опишите почву своей ме­стности.
3. Что такое гумус? Почему к югу он уменьшается?
4. Что такое эрозия почвы? Какие ее виды вы знаете?
5. Существуют ли меры по борьбе с эрозией почвы?.

ІV. Домашнее задание: стр. 1/91-99

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Зональная характеристика и диагностика типов почв Казахстана. Черноземная зона."»

Урок №_________


Тема: Зональная характеристика и диагностика типов почв Казахстана. Черноземная зона.

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

Дидактическая: Сформировать основные понятия о зональной характеристике и диагностике типов почв Казахстана, черноземной зоне.

Воспитательная: Воспитать уверенность в собственных силах, воспитать трудолюбие и стремления к новым знаниям.

Развивающая: Развить интерес к предмету.

Оборудование:


Ход урока:

І. Орг. Момент.

1. Проверка учащихся по журналу.

2. Подготовка учащихся к уроку.

3. Постановка цели и задачи.


ІІ. Проверка домашнего задания.

  1. Какая структра почвы является наиболее ценной?

  2. Что такое водопрочность?

  3. Какие факторы могут улучшить структуру почвы ?

  4. Что такое связность?

  5. Что характерно для беструктурных почв?

  6. Назовите важнейшие пути уменьшения механического разрушения структуры?

  7. Какие культуры оказывают наибольшее положительное воздействие на структурообразование ?

  8. Что вы понимаете под плотностью твердой фазы почвы?

  9. Что такое пористость (или скважность) почвы?

  10. Что такое пластичность почвы?

  11. Что оказывает сильное отрицательное влияние на физические и физико-механические свойства почвы?


ІІІ. Объяснение нового материала.

Типы почв Казахстана. 
1. Чернозем южный, малогумусный. 
2. Чернозем обыкновенный. 
3. Темно-каштановая почва. 
4. Светло-каштановая почва. 
5. Бурая пустынная почва. 
6. Серо-бурая пустынная почва.
Разнообразны природные условия на территории нашей страны. В зависимости от климата, растительности, геоло­гического строения местности меняется и почвенный по­кров. Наиболее отчетливо выражена смена типов почв с севера на юг, т. е. широтная зональность. В горах типы почв сменяются от подножия к вершинам, т. е. наблюдается вертикальная (высотная) поясность.
В Казахстане 86% территории занимают равнины. На равнинах выделяются три типа почв: черноземы (до 52° с.ш.), каштановые (между 52 и 48° с.ш.), бурые и серо-бу­рые (южнее 48° с.ш.).
Черноземные почвы распространены в самой северной ча­сти республики. Эта зона охватывает всю Северо-Казахстанскую область, большую часть Костанайской, северные час­ти Акмолинской, Павлодарской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областей и занимает 25,5 млн га, или 9,5% территории республики. Черноземные почвы подразделяются на три подтипа: выщелоченные черноземы — занимают самую южную часть лесостепной зоны, обыкновенные и южные черноземы характерны для степной зоны.
Все черноземные почвы плодородны, но более мощный слой гумуса (6-8%) у первых двух, а в южных черноземах перегноя меньше (4-6%).
Черноземные почвы распространены на хорошо увлажненных степных равнинах и являются основным хлебородным регионом республики.
Каштановые почвы расположены южнее черноземных. Они занимают большую часть Центрального Казахстана, север Прикаспийской низменности, равнины Восточно-Ка­захстанской области. Эти почвы господствуют на юге, в сухой степной и полупустынной зонах, которые занимают 90,6 млн га, или 34% территории республики.
Каштановые почвы подразделяются на три подтипа: тем­но-каштановые почвы умеренно сухой степи и каштановые почвы сухой степи, а также светло-каштановые почвы полупустыни.
Плодородие почвы уменьшается к югу. Темно-каштано­вые и каштановые почвы содержат 4,5-3,0% гумуса, свет­ло-каштановые почвы полупустыни отличаются небольшим содержанием гумуса - 3,0-2,0%. Темно-каштановые и каштановые почвы сухой степи пригодны для богарного (т. е. бесполивного) земледелия и животноводства, а свет­ло-каштановые почвы полупустыни используются в основном как пастбища.
Бурые и серо-бурые почвы расположены южнее каштановых и охватывают южную часть Казахстана. Они зани­мают 120 млн га, или 44% территории республики. Содержание гумуса в этих почвах 2,0-1,0%. В основном это животноводческий район, земледелие возможно лишь при оро­шении.
Эрозия почвы. Меры борьбы с эрозией. Почва - уникальное природное богатство, которое человек может использовать в сельском и лесном хозяйстве и тем самым обеспечивать себя продуктами питания, животных - кормами, а промышленность - сырьем. Процесс образования почвы длительный. Для образования из материнских (горных) пород плодородного (18 см) почвенного горизонта даже при самых благоприятных природных условиях потребуются тысячи лет. А для того чтобы уничтожить этот слой, достаточно совсем немного времени.
Существует два вида эрозии почвы: ветровая и водная. Ветровая эрозия возникает в основном в степных засушливых районах, водная — только на склонах. По данным Института почвоведения Национальной Академии наук, в Казахстане к эрозии склонно более 70 млн га земель, или 26% территории республики. Из них более 52 млн га земель склонны к ветровой эрозии и более 17 млн га - к вод­ной.
Преобладание ветровой эрозии связано, во-первых, с равнинным рельефом большей части Казахстана, во-вторых, с частыми сильными ветрами и, в-третьих, с легким механическим составом почвы (песчаным, супесчаным). Поэтому освоение таких земель требует очень ответственного от­ношения. В Казахстане при освоении целины были распаханы склонные к эрозии земли. Так, например, в 1955-1958 годах в Павлодарской области были распаханы темно-каш­тановые почвы легкого механического состава. В результате 805 тыс. га были подвержены эрозии и стали непригодными для земледелия. В Аулиекольском районе Костанайской области многие земли оказались в таком же положении.
Водной эрозией почвы называют смывание проточной во­дой верхнего слоя почвы. Потоки воды после дождей и лив­ней, при таянии снега не успевают впитываться в почву, смывают ее частицы и образуют вымоины. При мощных потоках воды образуются глубокие промоины - овраги. Они уменьшают площадь пашни, создают неудобства для проведения полевых работ.
И водная, и ветровая эрозии почв - это следствие бесси­стемной эксплуатации земельных ресурсов человеком.
Институт почвоведения, занимающийся изучением ветровой эрозии в северных областях и водной эрозии в юж­ных, предложил конкретные меры борьбы с ними: 
1) агро­технические: почвозащитные севообороты, правильная обработка почвы, террасирование склонов, снегозадержание; 
2) мелиоративные: защитные насаждения; 
3) гидротехни­ческие: строительство сооружений для укрепления оврагов. Эти меры уменьшают эрозию почв.

ІІІ. Закрепление нового материала.

1. Какие типы почв имеются в Казахстане?
2. Опишите почву своей ме­стности.
3. Что такое гумус? Почему к югу он уменьшается?
4. Что такое эрозия почвы? Какие ее виды вы знаете?
5. Существуют ли меры по борьбе с эрозией почвы?.


ІV. Домашнее задание: стр. 1/91-99





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Туребеков мадияр Оралович

Дата: 03.12.2021

Номер свидетельства: 593414


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства