2. Проверка домашнего задания по теме : «В Арктике».
Учитель задает учащимся вопросы:
- Где на территории нашей страны расположена ледяная зона?
- Какая погода преобладает в ней: а) зимой,
б) летом?
-Какие растения характерны для этой зоны?
- Назовите двух-трех животных ледяной зоны и укажите, где они обитают.
- Какие птицы живут на «птичьих базах».
- Что помогает белому медведю пережить суровые условия ледяной зоны?
- Каковы приспособления тюлени к жизни в этой зоне?
- Как человек использует природные богатства ледяной зоны?
- Назовите редких животных Арктики и скажите, что люди делают для их охраны.
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке речь пойдет о тундре.
Мы узнаем особенности природы тундры, познакомимся с растениями и животными тундры, узнаем, как ранима, беззащитна перед человеком природа тундры.
4. Работа по теме урока.
1) Рассказ учителя о расположении зоны тундры на территории нашей страны и на карте.(Демонстрация карты 1 на доске, атласы у уч-ся, таблица по природоведению «Тундра»)
«Тундра» в переводе с финского значит «бесплодная» или «враждебная» земля.
Тундра расположена южнее ледяной зоны. Условия жизни в ней довольно суровые. Зима долгая, холодная (8-9 месяцев, темпер. Января -36). Погода неустойчивая, характерны резкие ветры, пурга, снег сдувается ветром с одних участков и скапливаются в других. Осадков в тундре выпадает немного. Сильных ливней не бывает, дожди лишь моросят. Много дождливых дней в осеннее время. Бывают полярные сияния.
Лето длится не более 2-3 недель. В любой летний день t может быть ниже 0, бывают заморозки, снег. Средняя t июля не превышает +10, но иногда t воздуха летом может достигать +20,+25.
Почва оттаивает летом на небольшую глубину- от 30 см до 1-1,5 м.почти на всей территории- вечная мерзлота.
Тундра почти усеяна неглубокими и небольшими озёрами и болотами. Почему?
(учащиеся рассматривают таблицу «Тундра»)
2) Растения тундры.
Практическая работа в группах.
Познакомиться с типичными тундровыми растениями по гербариям. Выявить черты приспособленности растений к жизни в тундре по плану(на карточке предлагается учащимся):
название растения;
к какому классу относится: мхи, лишайники, хвойные, цветковые;
что это- дерево, кустарник, трава;
форма, величина, окраска; у цветковых- особенности стебля, листьев, цветка, плода;
как приспособились растения к жизни в тундре (короткий корень, низкорослые, опушение);
для чего может быть использовано человеком (например, ягоды брусники люди собирают для варенья, джемов, начинки для пирогов).
По окончании практической работы- беседа о разнообразии тундровых растений, о тех приспособлениях, которые помогают им выжить в суровом климате тундры.
Учитель: «Эти растения не только вырабатывают кислород для всех тех, кто живёт в этих широтах, они ещё очищают потоки загрязнённого воздуха, которые приходят сюда из Европы и Америки.»
3) Животные тундры.
В ходе беседы «заселяется» карта природных зон ( рисунки животных на магнитах).
Беседа по плану:
название животного;
кто это- зверь, птица, рыба, насекомое;
описание внешнего вида;
как приспособлено к жизни в условиях тундры;
какую роль играют животные в экологической системе тундры.
Изменение видового состав животных тундры по сезонам. Миграции и кочёвки. Приспособления, позволяющие пережить суровую зиму.
4) Экологические связи в тундре.
Составление цепей питания, характерных для этой зон
Р астительность северный олень тундровый волк
тундры
лемминги
лемминги куропатки растительность тундры
Экологические задачи:
а) при уничтожении полярного волка увеличивается заболеваемость северных оленей. Почему это происходит?
б) В тундре живут лемминги, пищей им служат почти все растения тундры и грибы. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются на столько, чтобы уничтожить всю растительность?
V. Закрепление знаний (в парах)
Учащимся предлагается смонтировать схему «В тундре», «заселить» тундровый ландшафт теми животными и растениями, которые здесь обитают.
С помощью вырезанных стрелок показать пищевые связи между ними.
VI. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Что вас удивило?
Какое задание было для вас сложным? Интересным?
Как оцениваете свою работу на уроке?
VII. Задание на дом.
Знать материал учебника. Готовить пересказ по плану в учебнике.
Нарисовать тундровый ландшафт или сделать макет тундры из пластилина.
В тетради составить 2-3 цепи питания, характерные для тундры.