kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по географии «Природные зоны Земли»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по географии «Природные зоны Земли»

Цели урока:

  • Раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли;
  • Объяснить смену природных зон на Земле;
  • Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности;
  • Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к окружающему миру.

Оборудование: карта природных зон Земли, карта полушарий, картины, презентация «Природные зоны», контурная карта.

Ход урока

Доброе утро, дорогие ребята!

Это будет не простой урок, мы вместе с вами совершим увлекательное путешествие. Вы время путешествия вы узнаете много и услышите много интересного о природе нашей земли.

Скажите, ребята какие знания нужны будут в путешествии? (правильно умение работать с картой, наблюдательность, багаж знаний, который мы тоже прихватим с собой)

Собрав, свой багаж мы отправляемся в путешествии по природным зонам Земли.

Ребята, а что такое природная зона? Есть пространства на Земле, которые получают от Солнца примерно одинаковое количество тепла и света, а с осадками- влаги. В этих местах одинаковые природные условия и живут приспособившиеся к ним одинаковые растения и животные.

Природная зона – обширная территория с разнообразным рельефом, на который формировался определенный климат. В зависимости от климата в природной зоне произрастают определенные типы растений и обитают разные животные.

Путешествуя, мы будем придерживаться определенного плана: сначала познакомимся с географическим положением и погодными условиями природной зоны. Затем с растениями и животными.

Определимся с маршрутом: от класса аэродрома на север, с севера на самый юг, вокруг земного шара. Во время путешествия мы предстоит заполнять бортовой журнал.

(вносить особенности каждой природной зоны). Я думаю, что все организационные моменты нашего путешествия мы рассмотрели, теперь можем и смело отправиться в путешествии.

Тундра порыжела и поникла,

Лишь озера линзами блестят.

Буря залетела и затихла,

Медленно в тише бредут олени,

Чуткими ушами шевеля.

Нам еще далеко до селений

Под ногами мерзлая земля.

Зона тундры. Слова «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки»- невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Это зона сформирована в северных областях Евразии и Северной Америки. Для этой зоны характерны короткое прохладное лето, суровая зима. Уже в декабре морозы достигают -400 , характерны сильные ветры, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников- ягель, кустарничков- брусника, черника, морошка, карликовая береза). Летом много перелетных птиц (утки, гуси, лебеди). Типичные животные : лемминги, песцы, северные олени, полярные совы., белая куропатка.

 

Тундра красива дважды в год, первый раз в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый., созревая морошка становится желтой. Второй раз в сентябре, когда желтеют листья карликовой березы и ползучих ив. Тундра раздолье для грибника. Говорят, что в тундре грибы выше деревьев, это почти правда, если учесть, что деревья имеют высоту 15-30см.

Следующая остановка:

Тайга гудит, встает она в полнеба,

Живая вся, и вся из сказки- небыль

Природная зона тайги. Тайга простирается южнее тундры, там где еще холодные зимы

По-якутски значит «большой лес», Тайга — это густые хвойные леса. Они растут в северных областях Евразии и Северной Америки, где суровые снежные зимы и короткое лето. Тайга славится своими елью, сосной, пихтой, кедром, лиственницей — деревьями, у которых вместо листьев узкие и плотные иголки — хвоя.

Обычно сильно заболочена

Животный мир богат, особенно пушным зверем: соболь,куница, белка . многочисленны и разнообразны птицы: кедровка, глухарь.

Вы не забыли заполнить свой бортовой журнал

Пригласить вас хочу сегодня в лес,

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес…

Природная зона смешанные и широколиственные леса:

Смешанный лес состоит из хвойных и широколиственных пород деревьев. В европейских смешанных лесах можно увидеть пихту, лиственницу, ель, берёзу, липу, клён, дуб, ясень, вяз. Много ценных пород дерева. На среднем уровне леса много кустарников лещина (орешник), жимолости, калины, малины и ежевики. Много трав и папоротников. Смешанные леса встречаются также в Северной Америке, на Дальнем Востоке, в умеренном поясе Азии, в Карпатах и на Кавказе

Типичные представители животного мира: зубр, лось, волк, лиса, бурый медведь

Едешь, едешь- степь да небо,

Точно нет им края….

Травянистые равнины: В районах, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов раскинулись травянистые равнины-степи и саванны. Особенно обширны саванны в Африки и степи в Евразии.

В тропических районах Африки с жарким климатом и чередующимися сезонами дождей и засухи расположены саванны. Это территории с высокой травой, выгорающей на солнце в засушливые периоды, одиночными раскидистыми акациями и огромными баобабами. Особенно густые заросли растительности образуются только вдоль берегов рек. Жесткую и порой сухую траву охотно поедают многочисленные обитатели саванны. Нигде в мире не водится столько разных крупных животных, как в этой местности. Здесь пасутся стада антилоп, газелей, зебр и буйволов., жирафы, кенгуру (Австралии )

Но основные травы, растущие в степи, злаки (растения, образующие колоски) — ковыль, типчак, мятлик, тонконог. Животный мир представляют- сайгаки, грызуны: суслики, полевка, степной хорек, тушканчик, дрофы, степной орел.

Зона пустыни:

Пустыни — самые засушливые области Земли. Летом в этих районах дневная температура достигает 50 °С в тени, а ночью резко опускается . Дожди здесь — явление крайне редкое, например, в пустыне Намиб на юго-западе Африки осадков не бывает годами. Самая большая пустыня в мире — Сахара. Она занимает свыше 7 млн. кв. км. Унылые каменистые или песчаные пространства, протянувшиеся на многие километры, на первый взгляд выглядят абсолютно безжизненными, однако это не так.

Растения имеют мощные корни, колючки вместо листьев: саксаул, верблюжья колючка

Животный мир богаче и разнообразнее: верблюд, джейран, варан, насекомые

Будьте внимательны в этом лесу,

Тайны чудные откроете снова…

Зона влажный тропический лес. По обе стороны от экватора, между северным и южным тропиком расположен влажный тропический лес.

В этой области Земли средняя температура воздуха составляет + 25 °С, годовое количество осадков превышает 2000мм, и выпадают они равномерно в течение всего года. Влажные тропические леса распространены в бассейне реки Амазонки в Южной Америке, в Африке на побережье Гвинейского залива и в бассейне реки Конго, а также в Азии на островах Малайского архипелага.

Самая богатая видами природная зона,лес всегда зеленый и очень густой,

деревья достигают высоты 50 – 60 м, обвитые лианами.

Большинство животных обитают на деревьях: обезьяны, летучие мыши, змеи, ящерицы, ленивец. Удивительно красочен мир птиц.

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять,

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

Закрепление

Ребята, настало время проверить, хорошо ли усвоили новую тему!

Сыграем вместе сценку «Кто прав?» распределяем роли:

Сова: Что такое природная зона?

Пятачок: Это вся природа живая и неживая.

Сорока : Это участки земной поверхности, на которой растут определенные растения и животные.

Бабочка: природная зона- это территория, на которой характерная природа

На-на: это разноцветные полоски на карте.

Сова: Ребята, кто заслужил похвалу? Правильно, это сорока и бабочка.

Проверим наши навыки работы с картой: напишите, какие природные зоны указаны на карте стрелками?(получают карточки, на них указаны определенные природные зоны, их нужно правильно назвать)

Друзья мои я буду называть животных и растений, а вы угадайте ,в какой зоне они относятся.

Морошка (тундра)

Саксаул(пустыня)

Карликовая береза (тундра)

Береза (Смеш и широколист леса)

Суслик(степь)

Северный олень (тундра)

Верблюд (пустыня)

Жираф (саванны)

Ребята, вы получаете карточки с изображениями , определите еще раз в какой природной зоне они растут или обитают, закрепите их на доске, около названия их природной зоне.

Рефлексия

Я…(научился новому; узнал много нового; заполнял таблицу; узнал много интересного; понял, что называют природной зоной; предлагал свои версии)

Мы…(узнали про ПЗ; работали превосходно, работали дружно, узнали об особенностях ПЗ)

Мне…(понравилась эта тема; понравились рисунки, фотографии; все очень понравилась; понравился сегодняшний урок )

Итоги урока

Наш урок- путешествие подошел к концу. Я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом вам с вами.

Любите ребята, природу-

Пустыни, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобой на ней.

Так будем же, люди все вместе

Мы к ней относится добрей!

Урока время истекло

Я вам ребята благодарна.

Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Природные зоны Земли»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии «Природные зоны Земли» »

Разработка урока по географии


«Природные зоны Земли»


Цели урока:


  • Раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли;


  • Объяснить смену природных зон на Земле;


  • Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности;


  • Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к окружающему миру.


Оборудование: карта природных зон Земли, карта полушарий, картины, презентация «Природные зоны», контурная карта.


Ход урока

Доброе утро, дорогие ребята!

Это будет не простой урок, мы вместе с вами совершим увлекательное путешествие. Вы время путешествия вы узнаете много и услышите много интересного о природе нашей земли.

Скажите, ребята какие знания нужны будут в путешествии? (правильно умение работать с картой, наблюдательность, багаж знаний, который мы тоже прихватим с собой)


Собрав, свой багаж мы отправляемся в путешествии по природным зонам Земли.


Ребята, а что такое природная зона? Есть пространства на Земле, которые получают от Солнца примерно одинаковое количество тепла и света, а с осадками- влаги. В этих местах одинаковые природные условия и живут приспособившиеся к ним одинаковые растения и животные.


Природная зона – обширная территория с разнообразным рельефом, на который формировался определенный климат. В зависимости от климата в природной зоне произрастают определенные типы растений и обитают разные животные.


Путешествуя, мы будем придерживаться определенного плана: сначала познакомимся с географическим положением и погодными условиями природной зоны. Затем с растениями и животными.


Определимся с маршрутом: от класса аэродрома на север, с севера на самый юг, вокруг земного шара. Во время путешествия мы предстоит заполнять бортовой журнал.


(вносить особенности каждой природной зоны). Я думаю, что все организационные моменты нашего путешествия мы рассмотрели, теперь можем и смело отправиться в путешествии.


Тундра порыжела и поникла,


Лишь озера линзами блестят.


Буря залетела и затихла,


Медленно в тише бредут олени,


Чуткими ушами шевеля.


Нам еще далеко до селений


Под ногами мерзлая земля.


Зона тундры. Слова «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки»- невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Это зона сформирована в северных областях Евразии и Северной Америки. Для этой зоны характерны короткое прохладное лето, суровая зима. Уже в декабре морозы достигают -400 , характерны сильные ветры, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников- ягель, кустарничков- брусника, черника, морошка, карликовая береза). Летом много перелетных птиц (утки, гуси, лебеди). Типичные животные : лемминги, песцы, северные олени, полярные совы., белая куропатка.


Тундра красива дважды в год, первый раз в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый., созревая морошка становится желтой. Второй раз в сентябре, когда желтеют листья карликовой березы и ползучих ив. Тундра раздолье для грибника. Говорят, что в тундре грибы выше деревьев, это почти правда, если учесть, что деревья имеют высоту 15-30см.


Следующая остановка:


Тайга гудит, встает она в полнеба,


Живая вся, и вся из сказки- небыль


Природная зона тайги. Тайга простирается южнее тундры, там где еще холодные зимы


По-якутски значит «большой лес», Тайга — это густые хвойные леса. Они растут в северных областях Евразии и Северной Америки, где суровые снежные зимы и короткое лето. Тайга славится своими елью, сосной, пихтой, кедром, лиственницей — деревьями, у которых вместо листьев узкие и плотные иголки — хвоя.


Обычно сильно заболочена


Животный мир богат, особенно пушным зверем: соболь,куница, белка . многочисленны и разнообразны птицы: кедровка, глухарь.


Вы не забыли заполнить свой бортовой журнал


Пригласить вас хочу сегодня в лес,


В добрый лес, могучий лес,


Полный сказок и чудес…


Природная зона смешанные и широколиственные леса:


Смешанный лес состоит из хвойных и широколиственных пород деревьев. В европейских смешанных лесах можно увидеть пихту, лиственницу, ель, берёзу, липу, клён, дуб, ясень, вяз. Много ценных пород дерева. На среднем уровне леса много кустарников лещина (орешник), жимолости, калины, малины и ежевики. Много трав и папоротников. Смешанные леса встречаются также в Северной Америке, на Дальнем Востоке, в умеренном поясе Азии, в Карпатах и на Кавказе


Типичные представители животного мира: зубр, лось, волк, лиса, бурый медведь


Едешь, едешь- степь да небо,


Точно нет им края….


Травянистые равнины: В районах, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов раскинулись травянистые равнины-степи и саванны. Особенно обширны саванны в Африки и степи в Евразии.


В тропических районах Африки с жарким климатом и чередующимися сезонами дождей и засухи расположены саванны. Это территории с высокой травой, выгорающей на солнце в засушливые периоды, одиночными раскидистыми акациями и огромными баобабами. Особенно густые заросли растительности образуются только вдоль берегов рек. Жесткую и порой сухую траву охотно поедают многочисленные обитатели саванны. Нигде в мире не водится столько разных крупных животных, как в этой местности. Здесь пасутся стада антилоп, газелей, зебр и буйволов., жирафы, кенгуру (Австралии )


Но основные травы, растущие в степи, злаки (растения, образующие колоски) — ковыль, типчак, мятлик, тонконог. Животный мир представляют- сайгаки, грызуны: суслики, полевка, степной хорек, тушканчик, дрофы, степной орел.


Зона пустыни:


Пустыни — самые засушливые области Земли. Летом в этих районах дневная температура достигает 50 °С в тени, а ночью резко опускается . Дожди здесь — явление крайне редкое, например, в пустыне Намиб на юго-западе Африки осадков не бывает годами. Самая большая пустыня в мире — Сахара. Она занимает свыше 7 млн. кв. км. Унылые каменистые или песчаные пространства, протянувшиеся на многие километры, на первый взгляд выглядят абсолютно безжизненными, однако это не так.


Растения имеют мощные корни, колючки вместо листьев: саксаул, верблюжья колючка


Животный мир богаче и разнообразнее: верблюд, джейран, варан, насекомые


Будьте внимательны в этом лесу,


Тайны чудные откроете снова…


Зона влажный тропический лес. По обе стороны от экватора, между северным и южным тропиком расположен влажный тропический лес.


В этой области Земли средняя температура воздуха составляет + 25 °С, годовое количество осадков превышает 2000мм, и выпадают они равномерно в течение всего года. Влажные тропические леса распространены в бассейне реки Амазонки в Южной Америке, в Африке на побережье Гвинейского залива и в бассейне реки Конго, а также в Азии на островах Малайского архипелага.


Самая богатая видами природная зона,лес всегда зеленый и очень густой,


деревья достигают высоты 50 – 60 м, обвитые лианами.


Большинство животных обитают на деревьях: обезьяны, летучие мыши, змеи, ящерицы, ленивец. Удивительно красочен мир птиц.


А теперь всем детям встать,


Руки медленно поднять


Пальцы сжать, потом разжать,


Руки вниз и так стоять,


Отдохнули все немножко


И отправились в дорожку.


Закрепление


Ребята, настало время проверить, хорошо ли усвоили новую тему!


Сыграем вместе сценку «Кто прав?» распределяем роли:


Сова: Что такое природная зона?


Пятачок: Это вся природа живая и неживая.


Сорока : Это участки земной поверхности, на которой растут определенные растения и животные.


Бабочка: природная зона- это территория, на которой характерная природа


На-на: это разноцветные полоски на карте.


Сова: Ребята, кто заслужил похвалу? Правильно, это сорока и бабочка.


Проверим наши навыки работы с картой: напишите, какие природные зоны указаны на карте стрелками?(получают карточки, на них указаны определенные природные зоны, их нужно правильно назвать)


Друзья мои я буду называть животных и растений, а вы угадайте ,в какой зоне они относятся.


Морошка (тундра)


Саксаул(пустыня)


Карликовая береза (тундра)


Береза (Смеш и широколист леса)


Суслик(степь)


Северный олень (тундра)


Верблюд (пустыня)


Жираф (саванны)


Ребята, вы получаете карточки с изображениями , определите еще раз в какой природной зоне они растут или обитают, закрепите их на доске, около названия их природной зоне.


Рефлексия

Я…(научился новому; узнал много нового; заполнял таблицу; узнал много интересного; понял, что называют природной зоной; предлагал свои версии)


Мы…(узнали про ПЗ; работали превосходно, работали дружно, узнали об особенностях ПЗ)


Мне…(понравилась эта тема; понравились рисунки, фотографии; все очень понравилась; понравился сегодняшний урок )


Итоги урока



Наш урок- путешествие подошел к концу. Я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом вам с вами.


Любите ребята, природу-


Пустыни, леса и поля.


Ведь это же наша с тобою


Навеки родная земля.


На ней мы с тобой родились,


Живем мы с тобой на ней.


Так будем же, люди все вместе


Мы к ней относится добрей!


Урока время истекло


Я вам ребята благодарна.


Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Природные зоны Земли»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по географии «Природные зоны Земли»

Автор: Поломарец Надежда Анатольевна

Дата: 03.08.2014

Номер свидетельства: 111101

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "урок "Африка. Природные зоны" "
    ["seo_title"] => string(27) "urok-afrika-prirodnyie-zony"
    ["file_id"] => string(6) "140235"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417895575"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока  «Природные зоны России . Путешествие по тайге». "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prirodnyie-zony-rossii-putieshiestviie-po-taighie"
    ["file_id"] => string(6) "108078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403544355"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Формирование личностных УУД на уроках географии. Урок "Стихийные бедствия и человек" "
    ["seo_title"] => string(95) "formirovaniie-lichnostnykh-uud-na-urokakh-ghieoghrafii-urok-stikhiinyie-biedstviia-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "123291"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414440251"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Разработка  урока  географии "
    ["seo_title"] => string(29) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "164081"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422580703"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(100) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374660"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства