Разработка урока по географии «Природные зоны Земли»
Цели урока:
- Раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли;
- Объяснить смену природных зон на Земле;
- Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности;
- Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к окружающему миру.
Оборудование: карта природных зон Земли, карта полушарий, картины, презентация «Природные зоны», контурная карта.
Ход урока
Доброе утро, дорогие ребята!
Это будет не простой урок, мы вместе с вами совершим увлекательное путешествие. Вы время путешествия вы узнаете много и услышите много интересного о природе нашей земли.
Скажите, ребята какие знания нужны будут в путешествии? (правильно умение работать с картой, наблюдательность, багаж знаний, который мы тоже прихватим с собой)
Собрав, свой багаж мы отправляемся в путешествии по природным зонам Земли.
Ребята, а что такое природная зона? Есть пространства на Земле, которые получают от Солнца примерно одинаковое количество тепла и света, а с осадками- влаги. В этих местах одинаковые природные условия и живут приспособившиеся к ним одинаковые растения и животные.
Природная зона – обширная территория с разнообразным рельефом, на который формировался определенный климат. В зависимости от климата в природной зоне произрастают определенные типы растений и обитают разные животные.
Путешествуя, мы будем придерживаться определенного плана: сначала познакомимся с географическим положением и погодными условиями природной зоны. Затем с растениями и животными.
Определимся с маршрутом: от класса аэродрома на север, с севера на самый юг, вокруг земного шара. Во время путешествия мы предстоит заполнять бортовой журнал.
(вносить особенности каждой природной зоны). Я думаю, что все организационные моменты нашего путешествия мы рассмотрели, теперь можем и смело отправиться в путешествии.
Тундра порыжела и поникла,
Лишь озера линзами блестят.
Буря залетела и затихла,
Медленно в тише бредут олени,
Чуткими ушами шевеля.
Нам еще далеко до селений
Под ногами мерзлая земля.
Зона тундры. Слова «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки»- невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Это зона сформирована в северных областях Евразии и Северной Америки. Для этой зоны характерны короткое прохладное лето, суровая зима. Уже в декабре морозы достигают -400 , характерны сильные ветры, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников- ягель, кустарничков- брусника, черника, морошка, карликовая береза). Летом много перелетных птиц (утки, гуси, лебеди). Типичные животные : лемминги, песцы, северные олени, полярные совы., белая куропатка.
Тундра красива дважды в год, первый раз в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый., созревая морошка становится желтой. Второй раз в сентябре, когда желтеют листья карликовой березы и ползучих ив. Тундра раздолье для грибника. Говорят, что в тундре грибы выше деревьев, это почти правда, если учесть, что деревья имеют высоту 15-30см.
Следующая остановка:
Тайга гудит, встает она в полнеба,
Живая вся, и вся из сказки- небыль
Природная зона тайги. Тайга простирается южнее тундры, там где еще холодные зимы
По-якутски значит «большой лес», Тайга — это густые хвойные леса. Они растут в северных областях Евразии и Северной Америки, где суровые снежные зимы и короткое лето. Тайга славится своими елью, сосной, пихтой, кедром, лиственницей — деревьями, у которых вместо листьев узкие и плотные иголки — хвоя.
Обычно сильно заболочена
Животный мир богат, особенно пушным зверем: соболь,куница, белка . многочисленны и разнообразны птицы: кедровка, глухарь.
Вы не забыли заполнить свой бортовой журнал
Пригласить вас хочу сегодня в лес,
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес…
Природная зона смешанные и широколиственные леса:
Смешанный лес состоит из хвойных и широколиственных пород деревьев. В европейских смешанных лесах можно увидеть пихту, лиственницу, ель, берёзу, липу, клён, дуб, ясень, вяз. Много ценных пород дерева. На среднем уровне леса много кустарников лещина (орешник), жимолости, калины, малины и ежевики. Много трав и папоротников. Смешанные леса встречаются также в Северной Америке, на Дальнем Востоке, в умеренном поясе Азии, в Карпатах и на Кавказе
Типичные представители животного мира: зубр, лось, волк, лиса, бурый медведь
Едешь, едешь- степь да небо,
Точно нет им края….
Травянистые равнины: В районах, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов раскинулись травянистые равнины-степи и саванны. Особенно обширны саванны в Африки и степи в Евразии.
В тропических районах Африки с жарким климатом и чередующимися сезонами дождей и засухи расположены саванны. Это территории с высокой травой, выгорающей на солнце в засушливые периоды, одиночными раскидистыми акациями и огромными баобабами. Особенно густые заросли растительности образуются только вдоль берегов рек. Жесткую и порой сухую траву охотно поедают многочисленные обитатели саванны. Нигде в мире не водится столько разных крупных животных, как в этой местности. Здесь пасутся стада антилоп, газелей, зебр и буйволов., жирафы, кенгуру (Австралии )
Но основные травы, растущие в степи, злаки (растения, образующие колоски) — ковыль, типчак, мятлик, тонконог. Животный мир представляют- сайгаки, грызуны: суслики, полевка, степной хорек, тушканчик, дрофы, степной орел.
Зона пустыни:
Пустыни — самые засушливые области Земли. Летом в этих районах дневная температура достигает 50 °С в тени, а ночью резко опускается . Дожди здесь — явление крайне редкое, например, в пустыне Намиб на юго-западе Африки осадков не бывает годами. Самая большая пустыня в мире — Сахара. Она занимает свыше 7 млн. кв. км. Унылые каменистые или песчаные пространства, протянувшиеся на многие километры, на первый взгляд выглядят абсолютно безжизненными, однако это не так.
Растения имеют мощные корни, колючки вместо листьев: саксаул, верблюжья колючка
Животный мир богаче и разнообразнее: верблюд, джейран, варан, насекомые
Будьте внимательны в этом лесу,
Тайны чудные откроете снова…
Зона влажный тропический лес. По обе стороны от экватора, между северным и южным тропиком расположен влажный тропический лес.
В этой области Земли средняя температура воздуха составляет + 25 °С, годовое количество осадков превышает 2000мм, и выпадают они равномерно в течение всего года. Влажные тропические леса распространены в бассейне реки Амазонки в Южной Америке, в Африке на побережье Гвинейского залива и в бассейне реки Конго, а также в Азии на островах Малайского архипелага.
Самая богатая видами природная зона,лес всегда зеленый и очень густой,
деревья достигают высоты 50 – 60 м, обвитые лианами.
Большинство животных обитают на деревьях: обезьяны, летучие мыши, змеи, ящерицы, ленивец. Удивительно красочен мир птиц.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять,
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
Закрепление
Ребята, настало время проверить, хорошо ли усвоили новую тему!
Сыграем вместе сценку «Кто прав?» распределяем роли:
Сова: Что такое природная зона?
Пятачок: Это вся природа живая и неживая.
Сорока : Это участки земной поверхности, на которой растут определенные растения и животные.
Бабочка: природная зона- это территория, на которой характерная природа
На-на: это разноцветные полоски на карте.
Сова: Ребята, кто заслужил похвалу? Правильно, это сорока и бабочка.
Проверим наши навыки работы с картой: напишите, какие природные зоны указаны на карте стрелками?(получают карточки, на них указаны определенные природные зоны, их нужно правильно назвать)
Друзья мои я буду называть животных и растений, а вы угадайте ,в какой зоне они относятся.
Морошка (тундра)
Саксаул(пустыня)
Карликовая береза (тундра)
Береза (Смеш и широколист леса)
Суслик(степь)
Северный олень (тундра)
Верблюд (пустыня)
Жираф (саванны)
Ребята, вы получаете карточки с изображениями , определите еще раз в какой природной зоне они растут или обитают, закрепите их на доске, около названия их природной зоне.
Рефлексия
Я…(научился новому; узнал много нового; заполнял таблицу; узнал много интересного; понял, что называют природной зоной; предлагал свои версии)
Мы…(узнали про ПЗ; работали превосходно, работали дружно, узнали об особенностях ПЗ)
Мне…(понравилась эта тема; понравились рисунки, фотографии; все очень понравилась; понравился сегодняшний урок )
Итоги урока
Наш урок- путешествие подошел к концу. Я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом вам с вами.
Любите ребята, природу-
Пустыни, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей!
Урока время истекло
Я вам ребята благодарна.
Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Природные зоны Земли»