Методическоя разработка урока окружающего мира по теме "Тундра"
Методическоя разработка урока окружающего мира по теме "Тундра"
Цели урока: изучить природные условия тундры; формировать у учащихся понятие «Тундра», умение находить и показывать ее на карте, воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями; учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
Оборудование: учебники, карта природных зон России, плакат по природной зоне «Тундра», иллюстрации животного и растительного мира тундры, образцы полезных ископаемых, презентация (на диске).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическоя разработка урока окружающего мира по теме "Тундра" »
Тема: Тундра.
Цели урока: изучить природные условия тундры; формировать у учащихся понятие «Тундра», умение находить и показывать ее на карте, воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями; учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
Оборудование: учебники, карта природных зон России, плакат по природной зоне «Тундра», иллюстрации животного и растительного мира тундры, образцы полезных ископаемых, презентация (на диске).
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
- Сейчас проверим, как вы усвоили тему прошлого урока. Выполним тест по теме «Зона арктических пустынь».
(смотри приложение № 1)
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Работа по теме урока
- Прежде чем приступить к новой теме прочитаем рассказ «Совсем как в сказке» на с. 166-167 и обсудим прочитанное.
- О какой природной зоне мы будем сегодня говорить?
СЛАЙД №1.
Слово «тундра» имеет происхождение от слова «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки» – невысокие вершины, которые не покрыты лесом.
- Ребята, как вы думаете, по какому плану будем изучать новую природную зону «Тундра»?
Правильно. Посмотрите план на доске.
СЛАЙД №2.
Местоположение тундры и особенности неживой природы тундры (группа географов).
Растения тундры (группа биологов).
Животные тундры (группа зоологов).
Тундра и человек (группа экологов).
- Где же располагается зона тундры в нашей стране?
- Что еще можно сказать об этой зоне, глядя на карту? (севернее нее находится зона арктических пустынь, а южнее – зона лесов)
- Сейчас мы снова разделимся на группы и подготовим рассказ о неживой и живой природе тундры.
Даем слово группе географов.
СЛАЙД №3.
Местоположение и особенности неживой природы тундры.
Южнее арктической пустыни вдоль берегов северных морей на тысячи километров с запада на восток протянулась ЗОНА ТУНДРЫ. Она занимает огромные пространства – почти одну шестую часть территории России.
Зима в тундре очень суровая. Около восьми месяцев держатся 55тиградусные морозы. Зимние дни короткие. В середине зимы наступает полярная ночь. Почти два месяца солнце не поднимается из-за горизонта. Постоянно дуют холодные сильные ветры. Снежный покров не глубокий, но очень плотный. Лето в тундре прохладное и короткое. И хотя наступает полярный день, солнце греет слабо. Даже в самые теплые дни температура воздуха редко поднимается выше 10* тепла. Скользящие по земле лучи солнца не могут ее согреть. Поэтому за лето успевает оттаять самый верхний слой земли (30-40 см), ниже которого сохраняется ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА
СЛАЙД №4.
Так называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли.
СЛАЙД №5.
Слой вечной мерзлоты под тонким слоем прогретой почвы не пропускает талые воды на глубину. Поэтому в тундре очень много болот и озер, а почва холодная и влажная. Природные условия здесь очень суровые.
Дадим слово группе биологов.
Растения тундры.
Рассмотрите рисунок. Обратите внимание на то, что в тундре нет больших деревьев. Растения в тундре низкорослые: ягодные кустарнички, кустарники, карликовые деревья и травы. Только низкие растения могут выжить, используя летом тепло оттаивающей почвы, а зимой – защиту тонкого, но плотного снежного покрова.
СЛАЙД №6.
Есть в тундре и грибы. По размерам они такие же, как в лесу. Поэтому они часто выше кустарников.
Когда наступают первые теплые дни, тундра напоминает цветущий ковер. У ПОЛЯРНОЙ КАМНЕЛОМКИ цветки красные, у ЛЮТИКА и ПОЛЯРНОГО МАКА – желтые, у КОЛОКОЛЬЧИКА и НЕЗАБУДКИ – голубые. Радуют глаз зеленый цвет пышных МХОВ и светло-серый цвет ЛИШАЙНИКОВ. А их в тундре больше всего.
ФИЗМИНУТКА.
Дадим слово группе зоологов.
Животные тундры.
СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ – самое крупное животное тундры. Летом олени лакомятся зелеными листьями кустарничков и карликовых деревьев. А зимой отправляются в более южные районы
СЛАЙД №7.
За стадами оленей следуют ПОЛЯРНЫЕ ВОЛКИ. Они охотятся на больных и слабых животных.
Весной на болота и озера тундры слетаются огромные стаи перелетных птиц: гуси, утки, кулики, лебеди, гагары. Гнездятся здесь и редкие птицы – БЕЛЫЙ ЖУРАВЛЬ (стерх), КРАСНОЗОБАЯ КАЗАРКА. Длинный полярный день, обилие корма – позволяют птицам выкормить птенцов и дать им окрепнуть до осеннего отлета в теплые края.
СЛАЙД №8.
Остаются зимовать только БЕЛАЯ КУРОПАТКА и БЕЛАЯ СОВА, которые живут здесь постоянно. Эти птицы мороза не боятся.
ЛЕММИНГ – это маленький мышевидный грызун, похожий на хомячков. Этот зверек зимой не впадает в спячку. Живут лемминги в норках, поедая корни, семена и стебли растений.
Слово нашим экологам.
Тундра и человек.
СЛАЙД №9.
Коренные жители тундры – коми, эвенки, нанайцы, якуты, чукчи, ханты, манси. Основное их занятие – оленеводство. Кроме оленеводства коренные жители тундры занимаются рыболовством и охотой.
СЛАЙД №10.
Тундра богата полезными ископаемыми. В настоящее время здесь добывают НЕФТЬ, ГАЗ, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, РУДЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ, АПАТИТЫ (показ образцов).
На вечной мерзлоте в тундре возведено немало городов и поселков, проложены железные и шоссейные дороги. Там, где реки впадают в Северный Ледовитый океан, построены современные морские порты. Корабли привозят сюда машины, продукты – все, что необходимо для жизни людей, а увозят добытые в этом краю полезные ископаемые, пушнину, рыбу.
Осваивая этот край нужно помнить, что природа тундры беззащитна перед человеком.
4. Обобщение материала.
СЛАЙД №11.
- В чем сходство и различие природы зоны тундры и природы зоны арктических пустынь? Чем это можно объяснить?
- Каким цветом на карте обозначена тундра?
- Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне?
- Как ты думаешь, зачем северному оленю нужны густой мех и широкие копыта? И почему олени живут стадами?
- Найди на карте природных зон России города, которые расположены в тундре. Чем занимаются жители тундры?
5. Домашнее задание.
СЛАЙД №12.
Статья из учебника на стр. 74-83, ответы на вопросы.
**Подготовить доклад о Таймырском заповеднике.
О растениях и животных тундры, занесенных в Красную книгу России.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Тест «Зона арктических пустынь»
В состав, какого океана входят моря и острова Арктики?
А. Тихого
Б. Северного Ледовитого
В. Атлантического
Чем занимаются люди в Арктике?
А. разводят крупный рогатый скот
Б. выращивают овощи и фрукты
В. ловят рыбу
Какое животное не характерно для зоны Арктики?
А. бурый медведь
Б. тюлень
В. белый медведь
Почему в Арктике нет растительности?
А. земной покров не освобождается от снега и льда
Б. вся растительность уничтожена людьми
В. почвы бедны минеральными веществами
Какое растение можно встретить в Арктике?
А. мох
Б. ромашка
В. одуванчик
Какое явление не свойственно Арктике?
А. полярная ночь
Б. полярное утро
В. полярный день
Какой заповедник находится в зоне арктической пустыни?