kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическоя разработка урока окружающего мира по теме "Тундра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: изучить природные условия тундры; формировать у учащихся понятие  «Тундра», умение находить и показывать ее на карте, воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями; учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

Оборудование: учебники, карта природных зон России, плакат по природной зоне «Тундра», иллюстрации животного и растительного мира тундры,  образцы полезных ископаемых, презентация (на диске).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическоя разработка урока окружающего мира по теме "Тундра" »

Тема: Тундра.


Цели урока: изучить природные условия тундры; формировать у учащихся понятие «Тундра», умение находить и показывать ее на карте, воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями; учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

Оборудование: учебники, карта природных зон России, плакат по природной зоне «Тундра», иллюстрации животного и растительного мира тундры, образцы полезных ископаемых, презентация (на диске).


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

- Сейчас проверим, как вы усвоили тему прошлого урока. Выполним тест по теме «Зона арктических пустынь».

(смотри приложение № 1)

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

  1. Работа по теме урока

- Прежде чем приступить к новой теме прочитаем рассказ «Совсем как в сказке» на с. 166-167 и обсудим прочитанное.

- О какой природной зоне мы будем сегодня говорить?

СЛАЙД №1.

Слово «тундра» имеет происхождение от слова «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки» – невысокие вершины, которые не покрыты лесом.

- Ребята, как вы думаете, по какому плану будем изучать новую природную зону «Тундра»?

Правильно. Посмотрите план на доске.

СЛАЙД №2.

  1. Местоположение тундры и особенности неживой природы тундры (группа географов).

  2. Растения тундры (группа биологов).

  3. Животные тундры (группа зоологов).

  4. Тундра и человек (группа экологов).

- Где же располагается зона тундры в нашей стране?

- Что еще можно сказать об этой зоне, глядя на карту? (севернее нее находится зона арктических пустынь, а южнее – зона лесов)

- Сейчас мы снова разделимся на группы и подготовим рассказ о неживой и живой природе тундры.

Даем слово группе географов.

СЛАЙД №3.

Местоположение и особенности неживой природы тундры.

Южнее арктической пустыни вдоль берегов северных морей на тысячи километров с запада на восток протянулась ЗОНА ТУНДРЫ. Она занимает огромные пространства – почти одну шестую часть территории России.

Зима в тундре очень суровая. Около восьми месяцев держатся 55тиградусные морозы. Зимние дни короткие. В середине зимы наступает полярная ночь. Почти два месяца солнце не поднимается из-за горизонта. Постоянно дуют холодные сильные ветры. Снежный покров не глубокий, но очень плотный. Лето в тундре прохладное и короткое. И хотя наступает полярный день, солнце греет слабо. Даже в самые теплые дни температура воздуха редко поднимается выше 10* тепла. Скользящие по земле лучи солнца не могут ее согреть. Поэтому за лето успевает оттаять самый верхний слой земли (30-40 см), ниже которого сохраняется ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА

СЛАЙД №4.

Так называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли.

СЛАЙД №5.

Слой вечной мерзлоты под тонким слоем прогретой почвы не пропускает талые воды на глубину. Поэтому в тундре очень много болот и озер, а почва холодная и влажная. Природные условия здесь очень суровые.

Дадим слово группе биологов.

Растения тундры.

Рассмотрите рисунок. Обратите внимание на то, что в тундре нет больших деревьев. Растения в тундре низкорослые: ягодные кустарнички, кустарники, карликовые деревья и травы. Только низкие растения могут выжить, используя летом тепло оттаивающей почвы, а зимой – защиту тонкого, но плотного снежного покрова.

СЛАЙД №6.

Есть в тундре и грибы. По размерам они такие же, как в лесу. Поэтому они часто выше кустарников.

Когда наступают первые теплые дни, тундра напоминает цветущий ковер. У ПОЛЯРНОЙ КАМНЕЛОМКИ цветки красные, у ЛЮТИКА и ПОЛЯРНОГО МАКА – желтые, у КОЛОКОЛЬЧИКА и НЕЗАБУДКИ – голубые. Радуют глаз зеленый цвет пышных МХОВ и светло-серый цвет ЛИШАЙНИКОВ. А их в тундре больше всего.

ФИЗМИНУТКА.

Дадим слово группе зоологов.

Животные тундры.

СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ – самое крупное животное тундры. Летом олени лакомятся зелеными листьями кустарничков и карликовых деревьев. А зимой отправляются в более южные районы

СЛАЙД №7.

За стадами оленей следуют ПОЛЯРНЫЕ ВОЛКИ. Они охотятся на больных и слабых животных.

Весной на болота и озера тундры слетаются огромные стаи перелетных птиц: гуси, утки, кулики, лебеди, гагары. Гнездятся здесь и редкие птицы – БЕЛЫЙ ЖУРАВЛЬ (стерх), КРАСНОЗОБАЯ КАЗАРКА. Длинный полярный день, обилие корма – позволяют птицам выкормить птенцов и дать им окрепнуть до осеннего отлета в теплые края.

СЛАЙД №8.

Остаются зимовать только БЕЛАЯ КУРОПАТКА и БЕЛАЯ СОВА, которые живут здесь постоянно. Эти птицы мороза не боятся.

ЛЕММИНГ – это маленький мышевидный грызун, похожий на хомячков. Этот зверек зимой не впадает в спячку. Живут лемминги в норках, поедая корни, семена и стебли растений.

Слово нашим экологам.

Тундра и человек.

СЛАЙД №9.

Коренные жители тундры – коми, эвенки, нанайцы, якуты, чукчи, ханты, манси. Основное их занятие – оленеводство. Кроме оленеводства коренные жители тундры занимаются рыболовством и охотой.

СЛАЙД №10.

Тундра богата полезными ископаемыми. В настоящее время здесь добывают НЕФТЬ, ГАЗ, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, РУДЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ, АПАТИТЫ (показ образцов).

На вечной мерзлоте в тундре возведено немало городов и поселков, проложены железные и шоссейные дороги. Там, где реки впадают в Северный Ледовитый океан, построены современные морские порты. Корабли привозят сюда машины, продукты – все, что необходимо для жизни людей, а увозят добытые в этом краю полезные ископаемые, пушнину, рыбу.

Осваивая этот край нужно помнить, что природа тундры беззащитна перед человеком.

4. Обобщение материала.

СЛАЙД №11.

- В чем сходство и различие природы зоны тундры и природы зоны арктических пустынь? Чем это можно объяснить?

- Каким цветом на карте обозначена тундра?

- Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне?

- Как ты думаешь, зачем северному оленю нужны густой мех и широкие копыта? И почему олени живут стадами?

- Найди на карте природных зон России города, которые расположены в тундре. Чем занимаются жители тундры?

5. Домашнее задание.

СЛАЙД №12.

Статья из учебника на стр. 74-83, ответы на вопросы.

**Подготовить доклад о Таймырском заповеднике.

О растениях и животных тундры, занесенных в Красную книгу России.





ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.


Тест «Зона арктических пустынь»


  1. В состав, какого океана входят моря и острова Арктики?

А. Тихого

Б. Северного Ледовитого

В. Атлантического

  1. Чем занимаются люди в Арктике?

А. разводят крупный рогатый скот

Б. выращивают овощи и фрукты

В. ловят рыбу

  1. Какое животное не характерно для зоны Арктики?

А. бурый медведь

Б. тюлень

В. белый медведь

  1. Почему в Арктике нет растительности?

А. земной покров не освобождается от снега и льда

Б. вся растительность уничтожена людьми

В. почвы бедны минеральными веществами

  1. Какое растение можно встретить в Арктике?

А. мох

Б. ромашка

В. одуванчик

  1. Какое явление не свойственно Арктике?

А. полярная ночь

Б. полярное утро

В. полярный день

  1. Какой заповедник находится в зоне арктической пустыни?

А. Ильменский

Б. «Остров Врангеля»

В. Дальневосточный морской

  1. Какая из птиц обитает в Арктике?

А. ворона

Б. гагарка

В. лебедь

  1. Где птицы ледяной зоны делают гнезда?

А. на земле

Б. на кустарниках

В. на деревьях

  1. Какой зверь обитает только в Арктике?

А. бурый медведь

Б. лось

В. белый медведь


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Слайд № 1


Слайд № 2


Слайд № 3


Слайд № 4


Слайд № 5


Слайд № 6


Слайд № 7


Слайд № 8


Слайд № 9


Слайд № 10


Слайд № 11


Слайд № 12


10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методическоя разработка урока окружающего мира по теме "Тундра"

Автор: Журавлева Галина Петровна

Дата: 01.05.2015

Номер свидетельства: 207489


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства